Презентация, доклад Что такое текст

Содержание

Четырнадцатое сентября Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами. Как седьмой месяц римского к…лендаря,

Слайд 1Что такое текст?
Тема и основная мысль текста

Урок развития речи
5 класс

Что такое текст? Тема и основная мысль текстаУрок развития речи5 класс

Слайд 2Четырнадцатое сентября
Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в

византийской переделке. Надо иметь в виду, что Новый год начинался 1 марта: поэтому ч…словые наименования месяцев не совп…дают с нашими номерами.
Как седьмой месяц римского к…лендаря, сентябрь был назван именем, происх…дящим от «сэптэм» – семь, «сэптэмбер».
(Л. Успенский)

а

и

а

а

о

Четырнадцатое сентября		Все названия месяцев наши из древнеримского к…лендаря, но обычно в византийской переделке. Надо иметь в виду,

Слайд 3Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь,

соединение.
Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.

Слайд 4Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
1. Красив и

печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.

2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины.
Ещё цветут поздние осенние цветы.

Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.1. Красив и печален русский лес в ранние осенние

Слайд 5Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь,

соединение.
Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.

Что такое текст Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений,

Слайд 6 (1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку

гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку.
(4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет,

Слайд 7Проверь себя
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко.

7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.

Проверь себя1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом

Слайд 8Это текст? Докажите…
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку

гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Это текст? Докажите…  Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом

Слайд 9Тематическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку

гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
Тематическое единство   Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом

Слайд 10Грамматическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

глаголы 1 лица

существительные

Грамматическое единство  Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду

Слайд 11Почему это текст?
Конь бьется, вырваться хочет, но парень

схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
Почему это текст?  Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву

Слайд 12 Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил –

привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.






глаголы прошедшего времени

Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил  – привязал  конец аркана к дереву

Слайд 13Докажите, что это текст
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом

по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
Докажите, что это текст  Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать

Слайд 14 Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной

Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.

глаголы прошедшего времени

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами

Слайд 15Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.


Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных

Слайд 16Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
Скучная картина!

Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
лужи у крыльца.
Чахлая рябина
мокнет под окном;
Смотрит деревушка
сереньким пятном.

(А. Плещеев)

Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне твоя
прощальная краса,
Люблю я пышное
природы увяданье,
В багрец и золото
одетые леса.

(А.С. Пушкин)

Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?Скучная картина!

Слайд 17И. Левитан «Золотая осень»

И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 18Словесное описание картины
Воспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно

нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, – тогда картина оживёт.
Попробуйте «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух осени, тихие переливы воды, шорох золотых листьев.
Опишите свои ощущения, то настроение, которое возникло у вас, когда вы оказались в светлый осенний день на берегу маленькой речушки.
Словесное описание картиныВоспользуйтесь советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того

Слайд 19Подобрать нужные слова вам помогут высказывания русских писателей:
1) Береза, словно сказочное

дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев)
2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева)
3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках.
(К. Паустовский)



Подобрать нужные слова вам помогут высказывания  русских писателей:	1) Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется

Слайд 20      Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью»

Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что до сих пор я даже не мог поверить, что такая красота существует на свете…
      Все дрожало у меня в душе. Я чувствовал, что со мною происходит что-то непонятное.
      А происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил ее до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда еще молодого сердца.                                                                                     
(К. Паустовский)   
      	Невольные слезы обожгли мне глаза… Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое

Слайд 21Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.


Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.
Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.
Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание.

Что такое текстТекст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных

Слайд 22Спасибо за урок.
До свидания!

Спасибо за урок. До свидания!

Слайд 23Использованные материалы:
www. artlib.ru
Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи

и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000.
Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31.
Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001.
Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Слайды 7 – 14 данной презентации созданы Т.Б. Байдаковой


Использованные материалы:www. artlib.ruАнтонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М,

Слайд 24
Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ № 758 г. Москвы
Презентацию подготовила Юрьева Е.С., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ № 758 г. Москвы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть