Слайд 1Урок литературы
5 класс
Шашкова Н. А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ
№25
Слайд 2 Вокруг нас – Мир… Огромный, прекрасный, неоднозначный. Синее небо
над головой, яркое солнце, шум капели весной, пение птиц.
Слайд 3Произнесите слово «война».
Какие смысловые ассоциации у вас возникли?
Что вы видите,
слышите, чувствуете?
Слайд 4Составление кластера
Слово кластер происходит от английского «cluster» - группа, рой, пачка,
скопление, сгусток, связка.
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними.
Слайд 6Вижу
Слышу
Чувствую
Взрыв
Грохот
Залпы
Крики
Плач
Рев сирен
Смерть
Разруха
Страх
Горе
Голод
Слезы
Тревога
Беспокойство
Печаль
Горечь
Страдание
Единый кластер
Слайд 7Проверка домашнего задания
Что такое война?
Слайд 8Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Слайд 9Что вы чувствуете, когда смотрите на эти фотографии?
Слайд 10Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.
Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Слайд 11Вот только некоторые строки из воспоминаний детей тех лет
«В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы»
(Т.С. Ивлева, полиграфист.)
Слайд 12«Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня
1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка, в специальную разведку при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен, отправлении на лечение в тыл…»
(Ю.Г.Подтыкайлов, инженер-механник)
Слайд 13 « Нам, детям войны, никогда не забыть тот
кошмар, который мы пережили. Главный лозунг того времени был: "Все для фронта, все для победы." И мы, полуголодные подростки, работали на полях и фермах, так как рабочих рук в колхозе не хватало. Всех мужчин забирали на фронт, в деревне оставались старики, женщины и дети. Дети выполняли тяжелейшую работу: косили траву, потом собирали в стога, убирали урожай с полей, молотили и закладывали в закрома. Но нам этот хлеб, можно сказать, не доставался. Все сдавали государству, чтоб кормить воинов, а сами очень сильно голодали. Ели всяческие травы, корни, запасали из леса грибы и ягоды, но грибы даже нечем было посолить, не было соли, а о сахаре и думать не приходилось.
Когда мне исполнилось 13 лет, послали на лесозаготовки: рубили лес для восстановления разрушенных городов, работали от зари до зари, не было у нас ни выходных, ни праздников. Жили в бараках по 40 человек. А было это на севере, в Архангельской области. Морозы достигали 40-45 градусов, снег был очень глубокий, за день вся одежда на нас вымокнет, потом замерзнет и приезжали в барак как в скафандре. Вот такое страшное было у меня детство.
Я никому не желаю того, что пережили мы - дети войны.»
(Коваль Капиталина Игоревна)
Слайд 14Сформулируем тему урока, используя ассоциации.
Как вы думаете о чем мы сегодня
будем говорить, что будем слушать и читать, над чем будем размышлять?
Слайд 15Тема урока: Война и дети в стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста»
Слайд 16Цели:
расширить знания о Великой Отечественной войне;
- способствовать развитию чуткости и
наблюдательности к поэтическому слову;
- совершенствовать умение размышлять над содержанием произведения, определять отношение автора к описываемым событиям, выражать свое отношение к прочитанному.
Слайд 17Александр Трифонович Твардовский
А.Т.Твардовский- участник войны с первых её
дней и до победного завершения. Он был военным корреспондентом, сообщал в газеты о событиях с фронта, писал о подвигах и жизни советских людей. А.Т. Твардовский хорошо знал советского воина, солдата. И в своих стихах призывал народ к борьбе с врагами.
Слайд 19Подумай и ответь.
– Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас
стихотворение?
- Кто из героев привлек вас?
- Как думаете, зачем автор в начале произведения описывает прифронтовых мальчишек городов и деревень?
Слайд 20ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Представьте себе чистое небо. Поднимите руки к небу. В
небе сияет солнце. Потянитесь к солнышку. Оно всем светит, и всех любит, и греет, всем дарит добро. Тянемся к солнышку, впитываем , тепло, доброту, радость.
А теперь поделитесь теплом друг с другом. Посмотрим друг на друга, улыбнёмся, поделимся радостью и добротой.
Как хорошо, что сейчас нет войны. И мы должны помнить всех, кто защитил этом мир, сберег его для нас, всех, кто боролся с фашистами. Больше узнать о войне, сохранить память нам помогают такие произведения, как «Рассказ танкиста»
Слайд 21Подумай и ответь.
1) Определите тему стихотворения (о чем оно).
2) Какие события
происходят в «Рассказе танкиста»?
3) Найдите описание боя. Докажите, что бой был страшен.
Прочтите отрывок выразительно
Слайд 22Какие изобразительные средства использует Твардовский при описании боя? С какой целью
делает это автор?
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, - столько всяких дыр…
Слайд 23И вот в этой страшной, безвыходной обстановке появляется мальчик.
Найдите и
прочитайте: с какими словами обратился он к командиру танка.
Слайд 24Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал,
они вон там в саду…
А давайте я поеду на танке с вами.
Прямо приведу.
Герой в этих репликах 4 раза использует местоимение “я”. Почему?
Слайд 25Как танкист обращается к мальчику?
Как он его благодарит?
Слайд 26Какие суффиксы использует танкист, обращаясь к мальчику? Почему?
Сравните:
Мальчик - мальчишка,
Парень -
парнишка,
Друг – дружище.
Слайд 27Найдите описание главного героя стихотворения.
Слайд 28Что вы можете рассказать о характере мальчика?
Лет десяти – двенадцати. Бедовый,
Из
тех, кто главарями у детей,
Из тех, кто в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами – не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Слайд 29Как называют человека смелого, храброго, бесстрашного, не теряющегося в самые трудные
моменты жизни?
Мальчишку могли убить... Думал ли он об этом? О чём он думал?
Думал ли мальчик, что совершает подвиг?
Какое чувство им двигало?
Слайд 30Прочитайте начало и конец стихотворения про себя выразительно, подумайте, какая фраза
повторяется?
Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
Слайд 31Работа с лексикой стихотворения
1. Всё нынче, как спросонку
2. Бедовый, из тех,
что главарями у детей
3. А он гвоздит - не выглянуть из башен
4. …за каким домишкой он примостился
5. Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём
1. - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
2. - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.
3. - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
4. - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
5. - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
Слайд 32Взаимопроверка
1- Всё нынче, как спросонку – 2 спустя много времени кажется,
что этот тяжёлый бой приснился во сне.
2 - Бедовый, из тех, что главарями у детей – 1 озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
3 - А он гвоздит - не выглянуть из башен – 4 он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
4 - ... за каким домишкой он примостился – 5 где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.
5 - Заходим в тыл и полный газ даём
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём - 3 танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.
Слайд 33Подведем итог
Как вы считаете, какие свои мысли и чувства хотел донести
до читателя автор стихотворения?
- Мальчик из стихотворения А.Т.Твардовского – неизвестный, безымянный герой.
- О ком же стихи Твардовского?
Слайд 34Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Рассказ танкиста»
По выбору:
2. Создать
иллюстрацию к стихотворению А.Т. Твардовского
3. Написать письмо безымянному герою стихотворения «Рассказ танкиста»
Слайд 35Рефлексия
Продолжите любую из фраз:
А) У меня в душе осталось…
Б) На уроке
я понял(а)
В) На уроке мне удалось…
Г)если бы я оказался(лась) на войне…, то…
Слайд 36СПАСИБО ЗА УРОК
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово –
война!
Прожектором яростной вспышки
К нам в детство врывалась она.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
А. Иоффе