Слайд 1Урок по литературе
в 6 в классе
Слайд 2Правила
-Мы многое уже знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны
художественных произведений.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно высказать.
-Мы не боимся ошибаться.
Слайд 3Блиц - опрос
1. А.С.Пушкин родился в 1799 году.
2. В 12 лет
он поехал с отцом в новую Северную столицу, чтобы поступить в Лицей.
3. А.С.Пушкин не окончил Лицей.
4. Его близким другом был И.И. Пущин.
5. Стихотворение «Узник» он написал в кишинёвской ссылке.
6. Стихотворение «И.И.Пущину» он посвятил своему лицейскому другу Малиновскому.
7. А.С.Пушкин дожил до старости.
8. Пушкин радостно воспринимал окружающую природу.
Слайд 4Ключи к блиц-опросу
1+, 2-, 3-, 4+, 5+, 6-, 7-, 8+.
Каждый
правильный ответ- это 1 балл.
8+ - «5»
6-7 + - «4»
4-5 + - «3»
0-3 + - «2»
Слайд 5
В Толковом словаре Сергей Ивановича Ожегова «Радость -и, ж. 1. Весёлое
чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. Испытывать р.»
Слайд 6
Тема урока: «Радостное восприятие окружающей природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока:
Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,
Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;
Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
Слайд 7 Словарная работа
Нега – наслаждение (устар.);
Взор – взгляд, но в тексте
– глаза (устар.);
Вечор – вечер (устар.);
Нынче – сейчас (устар.);
Озарена – освещена (устар.);
Аврора – богиня зари у римлян;
Велеть – приказать (устар.)
Слайд 8Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще
ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
К.А.Саврасов «Зима»
Слайд 9Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе
мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Слайд 10Как и почему меняется настроение во второй строфе?
Лексика второй строфы задает
тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».
Впоследствии усиливается эффект от красоты природы.
Слайд 11Антитеза -
противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления
выразительности речи.
Слайд 12Физминутка
.
-А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять!
Как красавица заснуть,
Печальной, как она сидеть!
Друзья,
предадимся бегу
Нетерпеливого коня!
Наклонитесь вправо, влево,
И беретесь вновь за дело!
Слайд 13Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя
на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
С.Ю.Жуковский «Иней»
Слайд 14Какими красками нарисована природа в третьей строфе?
Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой,
серебристой.
В.Д.Поленов «Ранний снег»
Слайд 15Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит
затопленная печь.
Приятно думать у лежанки
Но знаешь, не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Слайд 16Можно ли услышать, что происходит в доме?
…Веселым треском
Трещит затопленная печь
Согласные звуки
[р], [т], [с], [щ] помогают передать треск дров в печи
Слайд 17Аллитерация -
повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для
усиления выразительности речи.
Слайд 18Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый,
предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Л.Л.Каменев «Зимняя дорога»
Слайд 19Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты?
Герой мечтает о стремительном беге
коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни.
И.И.Шишкин «Зима»
Слайд 20Что изображает поэт в стихотворении?
А.С.Пушкин изображает картину природы, а
через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество.
Слайд 21Рефлексия
- Мне понравилось…
-Я понял(а), что…
Я научился (ась)…
Слайд 22Домашнее задание
1. Выразительное чтение стихотворения наизусть.
2. Написать сочинение – миниатюру по
впечатлениям от стихотворения «Зимнее утро».
3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимнее утро».