Цели урока:
1. Образовательные :
*познакомить учащихся со словами,противоположными по значению, ввести понятие
« антоним »;
*научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
*познакомить учащихся с использованием антонимов , повторить и систематизировать понятия лексическое значение слова – синонимы.
2. Развивающие :
*развивать навык работы со словарной статьей, умение определять лексическое значение слова;
*развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
* развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
3. Воспитательные :
* создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность ;
* воспитывать эстетический вкус,чувство прекрасного ;
* воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу ;
* воспитывать видеть и чувствовать прелести природы, беречь её дары .
Угадай слово
1. Группа специалистов, которая оценивает выступление или присуждает премии на выставках, конкурсах, состязаниях.
2. Красная строка, отступ вправо в начале строки.
3. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.
4. Слова, одинаковые или близкие по значению , но разные по звучанию и написанию.
5. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению.
Слайд 6( От греческого Анти – против, оним – имя).
Это слова одной
и той же части речи с противоположным лексическим значением.
– оживляют речь, делают ее выразительнее.
Добрый – злой
Добрый- относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним , готовый помочь, отзывчивый.
Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности,злобы
Слайд 7
Игра «Смотри, не ошибись»
Большой (…), много (…),
высокий (…), верблюд (…),
веселый (…),
дом (…), хорошо (…), часы (…),
кофе (…), чай (…), конец (…), Сабит (…), синий (…), я (…), мир (…), Уалихан (…), золотой (…),
десятый (…), яблоко (…), ты (…).
Слайд 8 Вывод:
Нет антонимов у
имен собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих
цвета(кроме черный –белый ), прилагательных, образованных от названия металлов.
Слайд 9Прочитать. Определить тему текста, озаглавить его, выписать антонимы.
Странный в сентябре
лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер. Увядание и расцвет. Песни и тишина. И грустно , и радостно.
работа
Странный – оғаш, әдеттен тыс
Поблёкшие травы – солып қалған шөптер
Зацветающие цветы – гүлдей бастаған гүлдер
Сверкающий иней – жалтылдаған қырау
Увядание и расцвет – солу мен гүлдеу
Слайд 11Составьте диалог по теме «Осень», используя данные слова, а потом разыграйте
по ролям. Какие антонимы можно подобрать к выделенным словам?
Быстрее -
Прохладно -
Грязно –
Конец –
Поздняя -
Слайд 12ОПРЕДЕЛИТЕ, СКОЛЬКО ПАР АНТОНИМОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ?
Есть люди добрые и злые ,
храбрые и трусливые, умные и недалекие , красивые и уродливые , здоровые и больные , веселые и угрюмые , старые и молодые , прямые и скрытные, откровенные и хитрые.
Слайд 13Антонимы используются для характеристики героев в пословицах, поговорках, крылатых выражениях
Правой рукой
строит, а левой разрушает.
Ученье - свет, неученье – тьма.
Сытый голодного не разумеет.
Слайд 15Слово – дело великое.
Великое потому что словом можно
соединить людей
, можно и разъединить их , словом можно служить любви и миру , словом же можно служить вражде и ненависти. Л.Н.Толстой
. Выпиши из текста антонимы.
Выпиши антонимы и составь с ними предложения.
Используя антонимы из текста, напиши миниатюру на тему « Дружба»
Слайд 16Задания на дом:
1) Упражнение №.
2) Используя данные антонимы, составьте предложения.
(Белый-черный, день- ночь, учиться-лениться, быстро-медленно).
3) Найти и записать пословицы, в которых есть антонимы.