Слайд 1Предмет
«Детская литература»
Анализ прозаического, поэтического произведения и басни.
ТЕМА:
Анализ произведения:
Выполнила:
Склярова Валерия
Андреевна
Москва
2016 г.
Анализ произведения: Сергей Александрович Есенин «Черёмуха», Александр Сергеевич Пушкин «Зимнее утро»,
Иван Андреевич Крылов «Свинья под дубом…».
Слайд 2План
Краткие биографические сведения Сергея Александровича Есенина.
Анализ произведения «Черёмуха».
2. Краткие биографические сведения
Александра Сергеевича Пушкина.
Анализ произведения «Зимнее утро»
3. Краткие биографические сведения Ивана Андреевича Крылова.
Анализ произведения «Свинья под дубом…»
Слайд 3Краткие биографические сведения
Сергея Александровича Есенина.
Годы жизни с 21 сентября (3 октября) 1895,
Константиново, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя по 28 декабря 1925, Ленинград,
СССР — русский поэт, представитель
новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества —имажинизма.
Слайд 4Анализ произведения
Сергея Александровича Есенина «Черёмуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки
золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Слайд 5Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в
его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.
Слайд 6Используя образность и гибкость русского языка, Есенин наделяет обычное дерево человеческими
качествами, представляя черемуху в образе юной девушки, которая «ветки золотистые, что кудри, завила». Удивительная гармония окружающего мира не может оставить поэта равнодушным, и он отмечает, как по стволу черемухи сползает «медвяная роса», а возле ее корней струится «маленький серебряный ручей».
Слайд 7Весеннее пробуждение природы навевает на поэта романтические мысли, поэтому образ ручья
в стихотворении символизирует влюбленного юношу, который только-только начинает открывать для себя это нежное и волнующее чувство. Поэтому Есенин проводит параллель между миром людей и природой, акцентируя внимание на том, что черемуха и ручей напоминают ему молодых влюбленных, которые не решаются признаться друг другу в своих чувствах. Трепетная черемуха прекрасна в своей робкой красоте, и ее «зелень золотистая на солнышке горит». Что до ручья, то он нежно орошает ее ветки талой водой и «вкрадчиво под кручею ей песенку поет».
Слайд 8Образное восприятие мира свойственно всем без исключения произведениям пейзажной лирики Есенина.
Он умел видеть то, что в повседневной суете не замечали другие, и находил настолько точные и восхитительные слова, чтобы передать красоту обычных природных явлений, что мало кто мог остаться равнодушным к его стихам. В более поздних лирических произведениях автор все чаще и чаще изображал снежную вьюгу и холодный осенний дождь, которые по своей сути были созвучны с настроением поэта. Однако пейзажная лирика начального этапа творчества Есенина окрашена в нежные и сочные тона, наполнена чистотой, радостью и умиротворением.
Слайд 9Краткие биографические сведения
Александра Сергеевича Пушкина.
Годы жизни с 26 мая 1799, Москва по 29 января 1837, Санкт-Петербург — русский
поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века.
Пушкин в своем творчестве, являющемся художественной энциклопедией российской действительности, не только поддержал некоторые идеи декабристов, но и затронул коренные общественные проблемы своего времени: самодержавие и народ, личность и государство, трагическое одиночество передовой дворянской интеллигенции Золотого века.
Слайд 10Анализ произведения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще
ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Слайд 11Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт
неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.
Слайд 12С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад,
в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.
В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.
Слайд 13Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также
восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.
Слайд 14Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее
красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.
Слайд 15При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые
произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.
Слайд 16Краткие биографические сведения
Ивана Андреевича Крылова.
Годы жизни с 2 февраля 1769, Москва по 9 ноября1844, Санкт-Петербург — русский публицист,
поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников (выходили с 1809 по 1843 г.). Сюжеты ряда басен Крылова восходят к басням Лафонтена(который, в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия), хотя немало и оригинальных сюжетов. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Слайд 17Анализ произведения «Свинья под дубом…»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до
отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу Ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".
"Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит,
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".
"Неблагодарная! - примолвил Дуб ей тут, -
Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Слайд 18Басни Крылова — прекрасная школа наблюдений жизни, явлений, характеров. Басни заинтересовывают
и динамическими сюжетами, и изображением характеров действующих лиц, в частности животных, насекомых, птиц. Каждая прочитанная басня вызывает у человека размышления.
Слайд 19Рассуждая о морали басни "Свинья под дубом", следует отметить, что удивительной
чертой Крылова была та легкость и шутливость, с которой он преподносил пороки людей. Такой же характер носит и эта басня. Неоднозначным становится определение главного героя. На первый взгляд – это Свинья, но скорее всего именно Дуб, объясняющий суть истории.
Среди действующих лиц басни, первым появляется образ Свиньи. Именно в ней автор подчеркивает такие качества, как невежество, неуважение к чужому труду и неблагодарность. Не зря именно это животное выбрал Крылов. Ведь свиньи анатомически не могут поднять голову.
Это подчеркивает, как не желание что-либо слушать, так и уже не способность к этому. Следующим перед нами появляется Ворон. Он пытается вразумить Свинью и с некой наивностью предполагает, что она его услышит. И вот представляется образ Дуба. Он, как мудрец, старец, знающий истину. Дуб не пытается никого вразумлять, являясь источником питания для Свиньи-невежды.
Слайд 20Крылов описывает Свинью без особой благосклонности. Ее главными чертами становится глупость,
ленивость, эгоистичность. Она отображает образ человека услаждающего только свое я.
Автор сталкивает истинное просветление и невежество. Невеждой выступает Свинья, не желающая понимать, что является источником ее еды:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит».
Слайд 21Слова же истинного просветления озвучивает заботливый Ворон:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с Дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
В этой басне Крылов, с помощью удачно подобранной аллегории описывает такие человеческие пороки, как не умение и нежелание находить причинно-следственную связь. Свинья не хочет понять, что ее пища – желуди, напрямую зависят от Дуба. Опираясь на свое невежество, она подрывает корни Дуба, разрушая свой источник питания. В жизни люди часто ведут себя подобным образом. Именно о них гласит русская поговорка «Не руби сук, на котором сидишь». Сам же Иван Крылов несколько сужает в концовке мораль басни "Свинья под дубом", призывая нас уважительно относиться к науке и учебе, напоминая, что именно их плодами мы пользуемся.
Слайд 22Интернет – ресурсы:
http://pishi-stihi.ru/cheremuha-esenin.html
http://pishi-stihi.ru/zimnee-utro-pushkin.html
http://www.uskazok.ru/2015/03/svinya-pod-dubom.html
https://yandex.ru/images/search?text=пушкин+зимнее+утро
https://yandex.ru/images/search?text=есенин%20черемуха
https://yandex.ru/images/search?text=свинья%20под%20дубом