Слайд 1АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Слайд 2ЦЕЛЬ УРОКА:
Познакомить с особенностями анализа лирического произведения
Познакомить с литературоведческими понятиями: тема,
рифма, стопа, аллитерация, метонимия, гипербола.
Слайд 3ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Автор и дата.
История создания.
Тема.
Главные образы или картины, созданные
в стихотворении.
Средства поэтического языка
Поэтическая фонетика
Стихотворный размер.
Рифма, рифмовка.
Мое отношение.
Слайд 4
Тема любви (любовная лирика)
Тема природы (пейзажная лирика)
Тема назначения поэта
и поэзии (гражданская лирика)
Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Тема дружбы
Тема одиночества
Тема родины (патриотическая лирика)
Тема народа
ТЕМА - ТО, О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; ПРЕДМЕТ ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Слайд 5
Тема любви (любовная лирика)
Поэтические произведения о проблеме любви; о взаимоотношениях между
мужчиной и женщиной, наличие образа лирической героини. Стремление поэта передать глубину, неповторимость, мимолетность, красоту любовного чувства.
А.С. Пушкин "Я помню чудное мгновенье..."
Слайд 6
Тема природы (пейзажная лирика)
Поэтические произведения, описывающие картины природы, образы животных, чувства
лирического героя, вызванные созерцанием природы
С. А. Есенин "Береза"
Слайд 7Тема назначения поэта и поэзии (гражданская лирика)
Лирические произведения, раскрывающие сущность поэтического
творчества, роль поэзии, назначение поэта
М.Ю. Лермонтов "Смерть Поэта"
Слайд 8Тема поисков жизненного смысла (философская лирика)
Лирические произведения о смысле человеческого существования,
о проблемах бытия, о жизни и смерти
Ф. И. Тютчев "Нам не дано предугадать..."
Слайд 9
Тема свободы (вольнолюбивая лирика)
Поэтические произведения о воле, духовной свободе личности
А. Н.
Радищев ода "Вольность"
Слайд 10Тема дружбы
Лирические произведения о дружбе, создание образа друга поэта; возможно прямое
к нему обращение
А. С. Пушкин "К Чаадаеву"
Слайд 11Тема одиночества
Поэтические произведения об одиночестве лирического героя, разобщенности его с окружающим
миром, непонимании другими людьми
М. Ю. Лермонтов "Парус"
Слайд 12Тема родины (патриотическая лирика)
Лирические произведения о Родине, ее судьбе, настоящем и
прошлом, о защитниках отечества
А. А. Блок "Россия"
Слайд 13Тема народа
Лирические произведения о народной судьбе, о жизни людей из народа
Н.
А. Некрасов "Железная дорога"
Слайд 15
ПАРНАЯ - (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние
строчки:
Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир
Слайд 16
ПЕРЕКРЕСТНАЯ - когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой
и т. д.:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
Слайд 17
КОЛЬЦЕВАЯ - (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой,
а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Слайд 18ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА
ЭПИТЕТ - художественное определение;
СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или
явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;
ИРОНИЯ - скрытая насмешка;
ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;
ЛИТОТА - художественное преуменьшение;
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;
МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.
Слайд 19ЭПИТЕТ
Но люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно смешанный шум...
(Н.А.Некрасов)
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвёл? Когда? Какой весною?
И долго ль цвёл? И сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
(А.С.Пушкин)
Слайд 20СРАВНЕНИЕМ называется сопоставление одного предмета с другим, сходным с ним в
какой-либо черте, с целью вызвать более живое и яркое представление о предмете.
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
(Лермонтов)
В сравнении обыкновенно менее известное поясняется через более известное, неодушевленное через одушевленное, отвлеченное через материальное.
Примеры обыденных сравнений: сладкий, как сахар; горький, как полынь; холодный, как лед; легкий, как пух; твердый, как камень и т.п.
И погнувшись изба,
Как старушка, стоит.
(Кольцов)
Слайд 21ИРОНИЯ. Намеренное употребление, для выражения насмешки, слов с противоположным значением тому,
что желает сказать человек. Напр.: глуповатому говорят: умница! шаловливому ребенку: скромный мальчик! В басне Крылова лиса говорит ослу: "Отколе умная бредешь ты, голова?" В "Песне про купца Калашникова" Грозный такими словами изрекает смертный приговор:
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что ты не оставлен моей милостью...
Слайд 22ГИПЕРБОЛА состоит в чрезмерном, иногда до неестественности, увеличении предметов или действий,
с целью сделать их более выразительными и через это усилить впечатление от них: безбрежное море; на поле битвы горы трупов. Державин следующими чертами изображает подвиги Суворова:
Вихрь полуночный - летит богатырь!
Тьма от чела его, с посвиста пыль!
Молнии от взоров бегут впереди,
Дубы грядою лежат позади.
Ступит на горы - горы трещат;
Ляжет на воды - бездны кипят;
Граду коснется - град упадает,
Башни рукою за облак кидает.
Слайд 23ЛИТОТА - столь же чрезмерное уменьшение: это не стоит выеденного яйца;
его от земли не видать (малорослого).
Какие крохотные коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!
(Крылов)
Слайд 24ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, как и аллегория, основывается на метафоре. В метафоре свойства одушевленного
предмета переносятся на неодушевленный. Перенося одно за другим на неодушевленный предмет свойства предметов одушевленных, мы постепенно, так сказать, оживляем предмет. Сообщение неодушевленному предмету полного образа живого существа и называется олицетворением.
Идет седая чародейка,
Косматым машет рукавом;
И снег, и мразь, и иней сыплет,
И воды претворяет в льды.
От хладного ее дыханья
Природы взор оцепенел...
Слайд 25МЕТАФОРА [греч. metaphora – перенос] – один из основных поэтических тропов:
употребление слова в переносном его значении для определения какого-либо предмета или явления, схожего с ним отдельными чертами или сторонами.
Использование метафоры подчеркивает это сходство или, наоборот, различие предметов или явлений, на которые хочет обратить наше внимание писатель.
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой.
Слайд 26ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА
Аллитерация – повторение согласных звуков;
Ассонанс – повторение гласных звуков;
Анафора - единоначалия;
Слайд 27АНАФОРА [греч. anaphora – возвращение, единоначатие, скреп] – повторение каких-либо сходных
звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
(А.К.Толстой)
Слайд 28АЛЛИТЕРАЦИЯ - один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или
одинаковых согласных звуков
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума...
(С.Есенин)
Слайд 29АССОНАНС - один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных
звуков
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела...
(Б.Пастернак)
Слайд 31 Двухсложный размер, состоящий из ударного и безударного слогов.
Бу́ря мгло́ю
не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жные крутя́…
А.С. Пушкин
ХОРЕЙ
Слайд 32Двухсложный размер, состоящий из безударного и ударного слогов.
Мой дя́дя са́мых че́стных
Слайд 33Трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, а
два других – безударные.
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники
М.Ю.Лермонтов
ДАКТИЛЬ
Слайд 34АМФИБРАХИЙ
Трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог, а два
других – безударные.
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́…
Н.А.Некрасов
Слайд 35Трехсложный размер, в котором ударение падает на последний слог, а два
других – безударные.
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
А.Блок
АНАПЕСТ