Слайд 1Анализ стихотворения
А.С.Пушкина
«Безумных лет угасшее веселье…»
(1830 год)
Слайд 2ЭЛЕГИЯ
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино —
печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Слайд 3Сжатая структура анализа.
1.Определите , к какому направлению лирики поэта относится произведение?
2.Каково
место произведения в творчестве А.Пушкина.
3.Что вы можете сказать о
дате написания, какой этап
в жизни поэта описывает
стихотворение?
Слайд 4Сжатая структура анализа
4. Какова тема стихотворения? Какие ключевые слова и фразы
помогают понять содержание?(Выпишите их)
5.Определите основную мысль и идею произведения?
6. Можно ли его разделить на части? Какие ? Почему? О чем каждая часть? Какая из них несет главную мысль?
Слайд 5Сжатая структура анализа
7.Какие лексические средства использует поэт для передачи своих мыслей
и чувств?
8.Какие синтаксические приемы использует автор? Роль изобразительных средств в стихотворении?(приведите примеры)
9. Какими чувствами проникнуто стихотворение, предположите, как оно могло появиться?
10. Что значит для лирического героя «жить»?
Слайд 6Сжатая структура анализа
11.Ваше мнение о прочитанном?
12.Как это произведение помогло раскрыть
сущность поэтической личности А.С.Пушкина.?
Слайд 7Подсказка .2 части стихотворения:
1часть :ИСПОВЕДЬ
В чем исповедуется поэт? Какие средства использует?
Как этот поступок характеризует поэта?
2 часть :ПОЭТИЧЕСКОЕ ЗАВЕЩАНИЕ
Как поэт переходит от 1 части ко второй?
Почему слова «мыслить --« страдать» оказываются рядом? Можно их заменить друг другом?
Слайд 8Части речи и движение.…
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста
по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти только абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Слайд 9Части речи и движение.…
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение
души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
веселье – похмелье
упьюсь – обольюсь –
Слайд 10Рифма и размер стиха
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные
и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.
Слайд 11О женской рифме
Женская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний
слог рифмующихся слов.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Слайд 12О мужской рифме
Мужская рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся
слов.
Хлеб на полях не созрел, а пропал,
Сделался голод, народ умирал…
Василий Жуковский