Презентация, доклад Активные формы обучения

Содержание

Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами.

Слайд 1Проектная работа по теме: «Активные стратегии обучения и их роли в

повышении читательской грамотности учащихся» (на примере моделирования урока литературы в 9 классе ОБРАЗ ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» по модели «6 шляп критического мышления»)

Подготовила: Титушкина Лариса Леонидовна
ГКУ «Гимназия №2 им Ш.Уалиханова»
г.Капшагай


г.Алматы, 2015год

Проектная работа по теме:  «Активные стратегии обучения и их роли в повышении читательской грамотности учащихся» (на

Слайд 2Мои ученики будут узнавать новое
не только от меня;

они будут открывать это новое сами.
И.Г.Песталоцци


Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;

Слайд 3Переход на 12-летнее образование , вхождение РК в мировое образовательное пространство,

требуют от педагогов нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, требуется инновационная деятельность.
Международное исследование PISA направлено на оценку умения применять полученные в процессе обучения знания и навыки в жизненных ситуациях, компетентности в решении проблем, которые на прямую не связаны с определенными учебными областями
И этим обусловлены цели и задачи современного образования: формирование компетенций, позволяющих учащимся эффективно участвовать в жизни социума, формирование такого направления функциональной грамотности, как грамотности чтения, которое является необходимым условием социализации учащихся посредством формирования навыка работы с информацией, заключенной в текстах разного типа и формата.

Актуальность проекта

Переход на 12-летнее образование , вхождение РК в мировое образовательное пространство, требуют от педагогов нового взгляда на

Слайд 4Предложить эффективные стратегии обучения при работе с текстами на уроках литературы

в контексте новых требований к развитию читательской грамотности. На примере разработки урока показать применение активной стратегии обучения «6 шляп» для повышения функциональной читательской грамотности учащихся.

Цель проекта:

Предложить эффективные стратегии обучения при работе с текстами на уроках литературы в контексте новых требований к развитию

Слайд 5На примере разработки урока в 9 классе по литературе показать возможность

использования активных стратегий обучения и их роль в повышении читательской грамотности учащихся.
Помочь соотнести старые знания с новыми.
Помочь учащимся самостоятельно обобщить
изучаемый материал.
Показать результат деятельности.
Дать определение стратегии «6 шляп»

Задачи проекта

На примере разработки урока в 9 классе по литературе показать возможность использования активных стратегий обучения и их

Слайд 6Выполняя работу в коллаборативной среде, учащиеся могут сравнить различную изложенную информацию

в произведении ,
обнаружить в нем доводы в подтверждении выдвинутых тезисов,
сделать выводы из сформулированных мыслей автора ,
уловить суть текста ,
оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире,
привести доводы в защиту своей точки зрения.
Эффективность применения стратегии «6 шляп», как активная стратегия критического мышления, даст возможность развить читательскую грамотность.

Ожидаемые результаты

Выполняя работу в коллаборативной среде, учащиеся могут сравнить различную изложенную информацию в произведении , обнаружить в нем

Слайд 7Читательская грамотность
(по PISA и PIRLS) определяется по уровню сформированности трех читательских

умений: вызов, осмысление, рефлексия

Содержательный аспект

Читательская грамотность(по PISA и PIRLS) определяется по уровню сформированности трех читательских умений: вызов, осмысление, рефлексияСодержательный аспект

Слайд 8"Вызов – Осмысление-Рефлексия".

Первая стадия – ВЫЗОВ.
Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
•актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
•вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
•побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – ОСМЫСЛЕНИЕ.
Она позволяет ученику:
•получить новую информацию;
•осмыслить ее;
•соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия – РЕФЛЕКСИЯ.
Здесь основным является:
•целостное осмысление, обобщение полученной информации;
•присвоение нового знания, новой информации учеником;
• формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.


Методика критического мышления включает три этапа или стадии:


Слайд 91 шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция.
2 шляпа

– белая: изложение фактов, описаний, статистики.
3 шляпа – чёрная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо).
4 шляпа – жёлтая апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего)
5 шляпа - синяя: аналитическая, поисковая.
6 шляпа – зелёная: изобретательская, творческая.


Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная человеческая реакция.2 шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.3

Слайд 10- держать жанр;
- слушать выступления, можно добавлять;
- записывать самое важное и

нужное для себя по ходу выступления;
- опираться на текст, обращаться к нему, насколько это возможно.


Условия:

- держать жанр;- слушать выступления, можно добавлять;- записывать самое важное и нужное для себя по ходу выступления;-

Слайд 111.Вызов интереса к рассмотрению данной темы
Слово «герой» имеет несколько значений.
Какие?

Какое из них подходит Печорину?
(работа со словарём, обсуждение в группе)
- выдающийся своей храбростью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги;
- главное действующее лицо литературного произведения;
- лицо, привлекающее к себе внимание, являющееся образцом для подражания;
- лицо, воплощающее в себе черты эпохи, среды.

Ход урока

1.Вызов интереса к рассмотрению данной темыСлово «герой» имеет несколько значений. Какие? Какое из них подходит Печорину?(работа со

Слайд 12. Так или иначе, все значения слова герой применимы к нашему

противоречивому персонажу и человеку.
Поэтому тему урока можно определить так:
Созданье ада иль небес
Сей ангел, сей надменный бес,
Что ж он?
- О ком эти слова? Кому из литературных предшественников Печорина они адресованы?
Своеобразным эпиграфом к уроку можно считать высказывания о Печорине (открывается запись на доске, у детей раздаточный материал):
«Этот скучающий чудак – продукт нескольких поколений, в том числе нерусских, очередное порождение вымысла, восходящего к целой галерее вымышленных героев, склонных к рефлексии» В. Набоков (рефлексия – самоанализ)
«Фатализм, проблема предопределённости тяжким бременем лежит на Печорине. Он не может вырваться из колеи, не им проложенной. Но и не хочет покорно ею следовать. Напрасно мы ждём, что Печорин раскроет тайну своей личности. Не потому ли, что тайна эта не его, а наша? То есть каждого человека». П. Вайль, А Генис.

Вывод

. Так или иначе, все значения слова герой применимы к нашему противоречивому персонажу и человеку.Поэтому тему урока

Слайд 13(выступление групп, обсуждение возникающих проблем)
Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В

различных эпизодах Печорин всегда показывает своё другое лицо. На первый план попадают не его внешние героические черты, а внутренний душевный мир. Эпизоды жизни Печорина выстраиваются друг за другом по принципу психологической параллели или контраста.
Этим и объясняется выбор такой формы урока.
Каждая из ваших групп смотрела на героя со своей точки зрения. А сейчас мы попробуем создать целостное представление о нём.

Осмысление

(выступление групп, обсуждение возникающих проблем)Стержень романа – раскрытие чрезвычайного характера. В различных эпизодах Печорин всегда показывает своё

Слайд 14По какой-то причине этот аристократ оказался армейским офицером на Кавказе, едет

туда через Тамань «с подорожной по казённой надобности»
Вместе с Грушницким участвует в боях, о чём упоминается в «Княжне Мери»
Встречается с Грушницким в Пятигорске, дуэль.
После дуэли он «с год» живёт с Максимом Максимычем в крепости, откуда выезжает на 2 недели в казачью станицу, где встречается с Вуличем
По выходе в отставку, вероятно, живёт в Петербурге, потом путешествует.
Во Владикавказе происходит его случайная встреча с Максим Максимычем и рассказчиком, который получает от штабс-капитана «какие-то записки»… и впоследствии публикует их, снабдив предисловием:
«Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер»

(в презентации использованы иллюстрации к роману: портрет Печорина, Тамань, Пятигорск, встреча с Грушницким, дуэль, Бэла, т. д.)

Белая шляпа (изложение,фактов,описаний,статистики)

По какой-то причине этот аристократ оказался армейским офицером на Кавказе, едет туда через Тамань «с подорожной по

Слайд 15В предисловии М. Ю. Лермонтов говорит: «Герой нашего времени –точно портрет,

но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Чтобы полнее раскрыть и показать читателю всю сложную мозаику души Печорина, Лермонтов использует и традиционные методы (оценка его другими персонажами и авторская критика) и нестандартные, даже новаторские:
- своеобразие композиции (несовпадение сюжета и фабулы, введение разнообразных источников информации о Печорине, наличие нескольких рассказчиков);
- система образов романа, каждый из которых по-своему оттеняет различные грани характера героя. Все персонажи, сохраняя свою индивидуальность, выполняют в романе общую задачу: все они, так или иначе, образуют собой ту жизненную среду, формируют собой то жизненное пространство, в котором проявляется герой времени, являющийся смысловым центром произведения;
- герои-«двойники», (особенно Вулич, сильная, волевая личность, очень напоминающий Печорина. Оба отваживаются испытать судьбу. Но как по-разному! Вулич – в споре ищет острых ощущений и удовольствий. Печорин – спасает людей, останавливая пьяного казака)
- психологический портрет помогает представить Печорина уже не как героя рассказанной истории, а как реального человека. Крепкое телосложение и женская нежность кожи, тяжелый взгляд и детская улыбка, явная выносливость и утомлённость бальзаковской кокетки.. Так Лермонтов ещё раз указывает на сложность характеристики героя;
- в качестве психологического сопровождения поступков героя автор мастерски рисует пейзаж, полный опасностей: горы, ущелье, бурные потоки; во всём этом тоже риск, азарт;
- самохарактеристика героя: наиболее детально духовный мир героя Лермонтов изучает на страницах его дневника, помещая в него как философские рассуждения героя, так и самокритику, чем создаёт в русской литературе новый тип мыслителя-рационалиста.

Синяя шляпа (приёмы и средства создания образа)

В предисловии М. Ю. Лермонтов говорит: «Герой нашего времени –точно портрет, но не одного человека: это портрет,

Слайд 16По мере изложения событий, как они поданы в романе, накапливаются дурные

поступки Печорина, но всё меньше ощущается его вина и всё больше вырисовываются достоинства:
- активность, стремление к действию, влечение к опасности, настойчивость, самообладание, любовь к природе, наблюдательность;
- борьба со случаем и постоянная победа, постоянное выяснение кто-кого; случай, судьба и всякие прочие надличностные силы, которым придавали столь важное значение, на самом деле кажутся сильными лишь потому, что не появился ещё человек таких способностей, такой твёрдости, такой воли;
-он ищет сильных жизненных впечатлений – их требует его охлаждённая душа, лишенная страстей и не находящая применения своим внутренним силам;
- каждого, с кем сталкивает Печорина судьба, он вольно или невольно испытывает, испытывая при этом и самого себя: «Если я сам причиною несчастий других, то и сам не менее несчастлив»;
- любовь к Вере;
- горестное, мучительное сознание героем своего бессилия изменить что-либо в окружающем зле, на которое он всюду натыкается;
- Печорин не боится смерти не потому, что жизнь не дорога ему, а потому что мужественный человек;
- ключевые позиции мировоззрения (см. презентацию);
-исследовательница творчества М. Ю. Лермонтова В, Михайлова: «В натуре Печорина столько скрытой способности чувствовать и увлекаться, что «игра», разгораясь всё дальше, то и дело задевает за эти подлинные стороны его существования»
В. Котельникова утверждает: «Лермонтов сближает Печорина с великолепной стихией Кавказа так же, как сближал с нею своего лирического героя, как породнил с этой стихией Мцыри»
- Можем ли мы согласиться? (Печорин и Мцыри – близкие друг другу по духу герои)

Желтая шляпа (защитники)

По мере изложения событий, как они поданы в романе, накапливаются дурные поступки Печорина, но всё меньше ощущается

Слайд 17в конце романа мы прощаемся не только с «героем времени», но

и с настоящим героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба иначе. Важно то, каким он уходит. Мы знаем, что он «выдохся» и умер молодым. Но заканчивается роман единственным поступком Печорина, который его достоин.

Вывод:

в конце романа мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим героем, который мог

Слайд 181) Никто не скажет о герое лучше, чем он сам:
- …

«я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы»;
- «У меня врожденная страсть противоречить, целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»;
- о себе и Вернере: «Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя»;
- «счастье – насыщенная гордость»;
- «желание возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – «признак и величайшее торжество власти»;
- «зло порождает зло; первое страдание даёт понятие об удовольствии мучить другого»;
- роль, которую призван играть: «как орудие казни, упадал я на голову обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления»…
2) История с Бэлой открывает цепь экспериментов Печорина над людьми и над самим собой. Попытка Печорина избежать скуки становится причиной гибели многих: погиб отец Бэлы и сама Бэла, неизвестно куда пропал Азамат, разрушена жизнь «честных контрабандистов», т. д.
3) Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его. Он умён, находчив, наблюдателен, но всё это приносит лишь несчастье. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна: «Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих».
4) В. Маркович утверждает: «Мы убеждаемся, что в любой ситуации Печорин ведёт себя как явный индивидуалист, по собственной воле, сознательно и целеустремлённо идущий путём зла»


Черная шляпа (критическая)

1) Никто не скажет о герое лучше, чем он сам:- … «я смотрю на страдания и радости

Слайд 19
-Согласны ли вы с утверждениями этих критиков?

Зелёная шляпа (предположения, гипотезы, догадки)
-

если бы Печорин стрелял первым…
Для Печорина важно, чтобы первым выпало стрелять Грушницкому.
Он вступает в единоборство со случаем.
- если бы Грушницкий промахнулся или выстрелил в сторону…
Тогда Печорин побеждает, ибо следующий выстрел будет за ним. Подобный исход был бы для Печорина желанным, если бы он боролся с конкретным человеком и желал бы его физического уничтожения.
Печорину важно помериться силой со случаем. В ситуации, когда всё против него, герой все свои недюжинные силы, знания о человеческой природе направляет на то, чтобы буквально изнутри расколоть, сломить Грушницкого, выжать его, ввергнуть в такую пучину внутренней борьбы, что он, даже целясь в Печорина, не сможет попасть.

(далее смотри презентацию)

Современник поэта критик С. Бурачок писал о «Герое нашего времени»: «Весь роман – эпиграмма, составленная из беспрерывных афоризмов, так что философии, религиозности, русской народности и следов нет»

-Согласны ли вы с утверждениями этих критиков?Зелёная шляпа (предположения, гипотезы, догадки)- если бы Печорин стрелял первым…Для Печорина

Слайд 20
1 - «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое

имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер» Николай I
- Может быть, действительно такие произведения портят характер?
(Возвратимся к эпиграфам)

«Красная шляпа» (эмоциональная)
предполагает высказать своё отношение к герою.

Составляем, читаем синквейны.


РЕФЛЕКСИЯ

1 - «Это то же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие

Слайд 21Образом Печорина автор выражал свою острую боль за душу человека, мучимого

как недугом собственного несовершенства, так и несовершенством окружающей жизни.

Но полной картины в понимании героя писатель не даёт. Автор позволяет читателю делать совершенно несовместимые выводы, изображая Печорина в наших глазах либо злодеем, либо рыцарем. И то, каким он предстанет перед нами, зависит от нашего склада ума, мировоззрения.
И это гениальный шаг, который сделал Лермонтов, позволив читателю наделять героя чертами, близкими своему собственному характеру.
Вот в чем секрет неразгаданности его образа, актуальности романа в наши дни. Ведь так и не получен ответ на вопрос, кто он, Печорин, - несчастье или несчастный?
Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями»
Домашнее задание: Написать эссе на тему
«Кто он, Печорин, - несчастье или несчастный?»



Образом Печорина автор выражал свою острую боль за душу человека, мучимого как недугом собственного несовершенства, так и

Слайд 221.Сочетание рассмотренных приемов работы с текстом, позволяет эффективно построить работу га

уроке по формированию читательских умений
2.Преимущество данной педагогической технологии заключается в том, что выполнение ее основных положений приводит к полному удовлетворению многих требований и Закона об образовании РК:
-она обеспечивает 100% достижение целей обучения всеми учащимися, на обязательном уровне усвоения, что соответствует выполнению минимального требования Госстандарта, отмеченного в 7 пункте 41 статьи Закона «Об образовании»
3.Эффективность данной работы зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики уверенно будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами» И.Г. Песталоцци

Выводы

1.Сочетание рассмотренных приемов работы с текстом, позволяет эффективно построить работу га уроке по формированию читательских умений2.Преимущество данной

Слайд 231. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
2.Лавлинский С.П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный

подход. – М. : Процесс – Традиция, 2003
3. Интернет – ресурсы:
- http://mcbs.ru/chtenie/
- http://www.openclass.ru/
- http://school-collection.edu.ru/
http://pedsovet.su/
4. Лекционный материал курса

Литература:

1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»2.Лавлинский С.П. Технология литературного образования : Коммуникативно-деятельностный подход. – М. : Процесс –

Слайд 24 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть