Слайд 1АКТИВИЗАЦИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 2ФГОС ставит целью формирование активной личности, поэтому процесс обучения должен быть
направлен на активизацию деятельности учащихся.
Слайд 3Активизация –организация познавательной деятельности учащихся.
Учебный материал -
предмет активных мыслительных и практических
действий каждого ученика.
Включение в урок приемов и методов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение.
Слайд 4Заставить учиться нельзя, учёбой нужно увлечь.
Основной задачей учителя при организации учебно-познавательного процесса является включение в изучаемый материал моментов, способствующих активизации и развитию познавательного интереса и формированию УУД.
Слайд 5
Цели:
Формирование умения самостоятельно добывать и применять знания.
Повышение умственной активности учащихся.
Вовлечение в
учебную деятельность всех учащихся класса.
Повышение уровня обученности учащихся.
Развитие интереса к предмету.
Слайд 6Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:
опираться на интересы учащихся и одновременно
формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;
включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;
использовать дидактические игры и дискуссии;
использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;
стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Слайд 8Условия, необходимые для развития познавательной активности учащихся:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
Учет возрастных особенностей учащихся
МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Дифференцированный
подход
Создание благоприятной атмосферы на уроке
Слайд 10Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность.
Бернад Шоу
Слайд 11Пути активизации учебной деятельности учащихся
Методические приемы
активизации
учебной деятельности
Слайд 12
Н и нн в суффиксах прилагательных
Определи, от какой части речи образовано
слово.
От существительного?
Да
Определи, какой суффикс прибавлен к основе?
-онн, -енн, -н
Да
Пиши - нн
Исключения:
ветреный (но безветренный)
-ан, -ян, -ин
Да
Пиши - н
Исключения: оловянный,
деревянный, стеклянный
Слайд 14Тема: Деепричастие как часть речи.
Задание «Четвёртое-лишнее».
Ваша задача – назвать лишнее в
ряду деепричастие и указать, по какому принципу оно из ряда исключается.
Спя, черпая, негодуя, оглянувшись
Ответы: (1)спя – отсутствие подобной словоформы в русском языке, (2)черпая – только в этом слове орфоэпическая норма с ударением на первом слоге, (3) негодуя – слитное написание, без не не употребляется; (4)оглянувшись – деепричастие совершенного вида, остальные – несовершенного.
Слайд 15Лингвистическая сказка о деепричастии.
Деепричастие было незаконнорожденным сыном Наречия и генерала Глагола,
славного многими победами. Когда ребенок вырос, он стал адъютантом своего отца и служил не молчаливым исполнителем, а добавочным действием при Глаголе. Деепричастие умело воодушевлять войска своим появлением на поле боя, а если и это не помогала, то, по поручению отца, приводило резерв – Деепричастный Оборот. И оно само, и Деепричастный Оборот выделяются на письме запятыми, так как это – гвардия, которую Глагол вводит в бой в самый нужный момент. Таким образом, Деепричастие и Деепричастный Оборот – это обстоятельства, которые решают исход дела.
Переведите сказку на язык науки.
Слайд 16ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деятель, действие
«дее» (деяти, т.е делать) + причастие (ср. причастность
(Термин введён в
Грамматику М.Смотрицким в начале 17 века)
Слайд 17Вопрос
Синтаксическая роль
Неизменяемость
Наречие Деепричастие Глагол
Добавочное действие
Возвратность
вид
Рассмотрите схему, а потом перерисуйте ее в тетрадь и проведите стрелочки от родителей Деепричастия к тем признакам, которые они по наследству передали своему чаду
Слайд 18Задание «Замените слова и обороты синонимичными фразеологизмами» позволит вам показать, как
вы умеете использовать деепричастия в обыденной речи. Соедините стрелками предложения и соответствующие фразеологические обороты, содержащие деепричастия.
1.Мы слушали, забыв обо всём, рассказ о подвигах партизан. 1. Не смыкая глаз
2.Бригада энергично взялась за работу. 2.Скрепя сердце
3.Ты последнее время работаешь небрежно. 3.Не солоно хлебавши
4.Просители ушли, ничего не добившись. 4. Спустя рукава
5.Я неохотно согласился принять участие в этой поездке. 5. Засучив рукава
6.Всю ночь разведчики пролежали в засаде, не заснув ни на миг. 6. Затаив дыхание
Слайд 19Работа с текстом
Сказка о пуговице.
Шёл
человек по дороге и потерял пуговицу. Падая, пуговка сильно ударилась о землю. Сморщила от боли лицо, закрыла глаза и, покружившись на месте, закатилась под камешек.
«Неплохое жильё,- осмотревшись по сторонам, сказала пуговка,- солнце не печёт, ветер не холодит, дождик не мочит».
Тут проезжал мимо велосипед. Объезжая на дороге кочку, переднее колесо наскочило на пуговкин камешек, а заднее проехало прямо по пуговице.
Раздался треск. Кузнечики, гревшиеся у обочины, высоко подпрыгнули от испуга. А на дороге лежала пуговка. Она уже не сияла от счастья, как раньше.
Глубокая неровная трещина проходила по самому её сердцу.
Найдите в тексте слова, которые обозначают действия? К какой части речи они относятся?
Слайд 20Распределительный
диктант.
Причастные обороты
- Лебедь, окруженный собратьями…
- Поляна, покрытая цветами,…
- Непроверенная учителем работа…
-
Школьник, обидевший друга,…
Деепричастные
обороты
- Журавли тянутся, друг друга окликая,…
- Он свернул, пройдя длинную аллею,…
- Закричал, не удержавшись от смеха, …
Слайд 21Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте
их.
1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя.
2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы.
3) Ожидая победу, ее охватило волнение.
4) Увидев отца, Сережа заулыбался.
5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег.
6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер.
7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк.
8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.
9) Сидя у окна, в комнату влетел воробей.
10) Ваня, поступив в школу, и очень ее любил.
11) Возвращаясь домой, шел дождь.
12) Бесшумно пошел, засыпая, снег.
13)Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
Слайд 23Работа в группах.
Дети должны отгадать фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
и пояснить их значение ( не смыкая глаз –совсем не спать, не чуя ног – быстро бежать не сходя с языка – постоянно произносить , не пуская на порог – не принимать в дом)
Слайд 24
Правильно соедините разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания, определите, где союзы
соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.
Мала пчела да стоять не велит.
Обычай бычий а дров не видал.
Лесом шел да струны тонки.
Мороз невелик а загрызет.
Ехал в Казань а ум телячий.
Гусли звонки а оба черны.
Совесть без зубов да и та работает.
Чугун чугуна дразнит а попал в Рязань
Слайд 25Лингвистические угадайки
– угадывание слов по толкованию (в том числе и образному)
или по общему признаку;
– расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам;
– разгадывание загадок (в том числе и лингвистических);
– игры-задачи «Я задумала слово», «Вопрос – ответ»
Слайд 26
Лингвистические «почемучки»
Вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких,
разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов).
Я любовался яркой зеленью молодой травы. На лугу зеленеет трава.
Вопрос: «Почему слова зелень и зеленеет при всем сходстве их значений следует отнести к разным частям речи?»
Слайд 27Типы домашнего задания:
творческая работа;
лингвистическое исследование текста;
подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
рисование обложек к литературным произведениям;
художественное чтение;
инсценировка художественного произведения;
создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
продолжение неоконченных произведений;
наблюдение за природой;
подготовка словарных диктантов;
составление вопросника к зачету по теме;
составление конспекта, опорных таблиц;
письмо по памяти.
Слайд 28 Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.