Презентация, доклад

Содержание

Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть.

Слайд 1 Факультативное занятие
по русскому языку
представляет учитель

первой квалификационной категории
МБОУ Наумовская ООШ
Галкина ВЕРА Владимировна
Факультативное занятиепо русскому языку представляет учитель первой квалификационной категории

Слайд 2
Язык – это инструмент, необходимо

знать его, хорошо им владеть.
М.Горький
Язык – это инструмент, необходимо   знать его, хорошо им владеть.

Слайд 3Цель:
Научиться пользоваться языком,
его средствами с целью

подготовки к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.
Цель:  Научиться пользоваться языком,  его средствами с целью подготовки к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

Слайд 4Результаты тренировочной работы в форме ГИА

Результаты тренировочной работы в форме ГИА

Слайд 5Задачи :
1) Вспомнить и обобщить изученное о средствах речевой выразительности;

научиться находить тропы в тексте; (А-3)

2) Отработать задания ГИА, связанные
а) с постановкой знаков препинания при
обособленных обстоятельствах ( В-4 ),
вводных словах и уточняющих конструкциях (В-5)
б) с определением грамматической основы предложения. В-3,6

3) Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.
Задачи : 1) Вспомнить и обобщить изученное о средствах речевой выразительности; научиться находить тропы в тексте; (А-3)

Слайд 6Тема Средства речевой выразительности.
План урока:
1. Средства речевой выразительности. (А3)
2. Индивидуальная работа с

тестовыми заданиями
В-3,6 (Спиридонов В.)
В-4 (Майорова М)
В-5 (Бутусова В)
3. Интерактивный диктант.

Тема Средства речевой выразительности.План урока:1. Средства речевой выразительности. (А3)2. Индивидуальная работа с тестовыми заданиями  В-3,6 (Спиридонов

Слайд 7
Средства выразительности
Троп-
(греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение

употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении.

1. Терменологический диктант

Средства выразительности Троп-(греч. «поворот») оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях

Слайд 8Гипербола
средство художественного изображения, основанное
на преувеличении размера, силы, значения какого-
-либо

предмета или явления .

? -

Глаза громадные, как прожекторы.
( В. Маяковский )

В сто сорок солнц закат пылал…
(В.Маяковский).


Гипербола средство художественного изображения, основанное на преувеличении размера, силы, значения какого--либо предмета или явления .? -Глаза громадные,

Слайд 9?
Гротеск
- Предельное преувеличение , придающее образу
фантастический характер
Градоначальник

с фаршированной головой
(у Салтыкова –Щедрина)
? Гротеск - Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головой

Слайд 10?
Литота
- средство художественного изображения, осно-ванное на преуменьшении (в противоположность

гиперболе)

Талия никак не толще бутылочной шейки.
(Н. Гоголь.)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.
(Н.А.Некрасов)

? Литота - средство художественного изображения, осно-ванное на преуменьшении (в противоположность гиперболе) Талия никак не толще бутылочной

Слайд 11Метафора
?

Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения

сближаются по сходству их значений или по контрасту.

греч. (перенос) – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Словарь лингвистических терминов)

Нос корабля ,ножка стола , заря жизни, град пуль, закат пылает, льётся речь
(? построена на сближении предметов ,явлений по одному признаку)

Метафора ? Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по

Слайд 12? -
Метонимия
Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых

ими понятий.

(греч. переименование). Употребление названия одного
предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними.

Не то на серебре – на золоте едал. (Грибоедов)

Ну , скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов)


? -Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. (греч. переименование). Употребление названия

Слайд 13? -
Олицетворение
О чём ты воешь, ветер ночной,
О чём так сетуешь

безумно?
(Ф.Тютчев.)

троп, состоящий в приписывании неодушевлённым
предметам признаков и свойств живых существ.

? -Олицетворение О чём ты воешь, ветер ночной,О чём так сетуешь безумно?

Слайд 14? -
Перифраза
2) Один из тропов, в котором
название предмета, человека, явления

заменяется указанием на его признаки.

Царь зверей (вместо лев)

(греч. «описательный оборот ,описание»)

1)Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.

Пишущий эти строки (вместо «я» в речи автора )


Творец Макбета (Шекспир )

? -Перифраза 2) Один из тропов, в которомназвание предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки.Царь зверей

Слайд 15? -
Сравнение
Лёд неокрепший на речке студёной
словно как тающий сахар

лежит.
(И. Некрасов )

троп, состоящий в сопоставлении одного предмета другому
на основании общего у них признака.

?выражается:

А) творительным падежом.

Снежная пыль столбом стоит в воздухе. ( Б.Горбатов)

Б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Ты всех милее ,всех дороже , русская суглинистая ,жёсткая земля. (А.Сурков)

В) оборотами со сравнительными союзами

Внизу ,как зеркало стальное ,синеют озера струи.(Ф.И.Тютчев)

? -Сравнение Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

Слайд 16?-
Эпитет
Образное определение , слово,
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым

языком.
(С. Есенин.)

(греч. «приложение»).

определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Весёлый ветер , мёртвая тишина ,седая старина ,чёрная тоска


Троп ,часто встречающийся в народном поэтическом творчестве,
переходящий из одного произведения в другое.

Добрый молодец ,красна девица, зелена трава…

?- Эпитет Образное определение , слово, Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.

Слайд 17? -
Градация
(постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события в развитии,

по возрастанию или убыванию.

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
(С. Есенин.)


Пришёл, увидел , победил.
Юлий Цезарь


Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
О.Берггольц.

? -Градация (постепенность) - стилистическое средство, позволяющее воссоздать события в развитии, по возрастанию или убыванию. Не жалею,

Слайд 18Кроссворд.
По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности

явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 3.Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 4.Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 5.Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 6.Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 7.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 8.Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.
По вертикали: Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
Кроссворд. По горизонтали: 1. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 2.Слово, определяющее предмет или явление

Слайд 19Взаимопроверка
2.1. - 2
2.2. - 3
2.3. – эпитет, метафора,

олицетворение.
2.4. - 1,3,4,5.
Взаимопроверка2.1. -  22.2. -   32.3. – эпитет, метафора, олицетворение.2.4. - 1,3,4,5.

Слайд 20Защита проекта


Средства выразительности в современной песне

Защита проекта     Средства выразительности в  современной песне

Слайд 212. Решение тестовых заданий
( из «группы В»)

Задача: Отработать материал,

вызывающий трудности при выполнении заданий ГИА, связанные:

а) с постановкой знаков препинания при
- обособленных обстоятельствах : В- 4. (Бутусова В.)
- вводных словах и уточняющих членах предложения - В-5. (Майорова М.)
б) с определением грамматической основы предложения В-3,6. (Спиридонов В)


2. Решение тестовых заданий ( из «группы В») Задача: Отработать материал, вызывающий трудности при выполнении заданий ГИА,

Слайд 22
ФИЗМИНУТКА

ФИЗМИНУТКА

Слайд 233. Интерактивный диктант.
Задача: Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.

3. Интерактивный диктант.Задача: Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся.

Слайд 24Рефлексия Самооценка
Мне было все понятно.
Я испытывал затруднения.
Доволен ли ты тем, как прошел

урок?
Сумел ли получить новые знания?
Ты был активен на уроке?
Ты сумел показать свои знания?


Рефлексия СамооценкаМне было все понятно.Я испытывал затруднения.Доволен ли ты тем, как прошел урок?Сумел ли получить новые знания?Ты

Слайд 25Спасибо за внимание!
Домашнее задание:

1.Найти и выписать средства речевой вырази-тельности из

стихотворения А.С.Пушкина «Узник»
2.Индивидуальные карточки
3.Диагностическая работа №8;

Спасибо за внимание!Домашнее задание: 1.Найти и выписать средства речевой вырази-тельности из стихотворения А.С.Пушкина «Узник»2.Индивидуальные карточки3.Диагностическая работа №8;

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть