Слайд 1
Рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Слайд 8«Мальчик у Христа на ёлке»
Тема урока :
Анализ рассказа Ф.М.Достоевского
Цель урока:
Ответить на
вопрос писателя
«И зачем я сочинил такую историю?...»
Слайд 9Эпиграф к уроку
Я не могу и не хочу верить, чтобы зло
было нормальным состоянием людей»
Ф.М.Достоевский
Слайд 10Горькие раздумья о судьбах детей
Слайд 11Лексика к уроку
Святки – праздничные дни в честь Рождества Христова
Захворать –
стать больным
Блюститель – человек, который следит за порядком
Чухонка – жительница окраины Петербурга
Слайд 12Лексика к уроку
Халатники –пьяницы
Смрад – вонь
Подворотня – проход под воротами
Картуз –
кепка
Брюзжать – ругать
Чиновники служащие в конторе
Нары – полки для сна
Слайд 13Судьбы детей в картинах русских художников
Слайд 18Сюжет святочного рассказа
1 чудо
2 события святочного вечера
3 счастливый финал
Слайд 22Подумаем над прочитанным
Какое впечатление произвёл на вас
Рассказ?
Тяжко ли было читать?
Что
вы узнали из этой главы?
Почему мальчик просит милостыню? Почему ворует?
Как автор относится к мальчику?
Почему эта глава так называется?
Слайд 23Мальчик у Христа на ёлке
Что вы чувствовали, когда читали вторую часть?
Какая
часть показалась вам наиболее утешающей? Почему?
Как описывает Достоевский портрет мальчика?
Что автор выделяет в портрете?
Эти подробности называются художественной деталью.
Слайд 24Художественная деталь
Художественная деталь – это выразительная подробность портрета, интерьера, быта, пейзажа.
Прочтите
момент, где говорится о ручках и пальчиках мальчика.
О чём говорит эта деталь?
Слайд 26План рассказа
1 Знакомство с мальчиком
2 Мальчик один в городе
3 Чудо за
стеклом
4 Смело отворил дверь и вошёл
5 Копеечка выкатилась и зазвенела
6 Куколка в окне
7Обидели
Слайд 27Композиция рассказа
8 Чужой двор
9 «Пойдём ко мне на ёлку, мальчик!»
10 Христова
ёлка
11 Маленький трупик
Композиция – это построение литературного произведения.
Слайд 28Элементы композиции
П.1- экспозиция
П.2- завязка
П. 3-8- развитие действия
П.9 – 10 – кульминация
П.11
- развязка
Слайд 29Подумаем о прочитанном
Найдите описание места, где живёт герой.
Что противопоставляется в рассказе
этому ужасному подвалу?
Зачем автор противопоставляет жизнь подвала и жизнь города?
Почему мальчик в отчаянии?
Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости»
Слайд 30Что чувствовал малыш, когда заглядывал за большое стекло?
Слайд 33А мама стала холодная , как стена…
Слайд 34Подумаем вместе
Почему они ушли из своей деревни?
Как малыш оказался в подворотне?
Кто
бы мог ему помочь?
Слайд 35Христова ёлка
Что удивляет малыша?
Финал рассказа трагичный или счастливый? Найдите ответ в
тексте
Какие признаки святочного рассказа вы обнаружили?
Надо ли в наше время читать рассказы о несчастьях детей?
Слайд 36Помните о милосердии всю жизнь!
Берегите детство, детство берегите!
Распахните настежь чуткие сердца!
Милосердье
в душах, как свечу, несите,
Честными останьтесь с детством до конца!
Если мир наполнить добротой и лаской,
Лишними, наверно, станут все слова,
И волшебной расчудесной сказкой
Расцветут на свете добрые дела!
Слайд 37Помните о милосердии!
Если зло вокруг мы сеять будем,
Очерствеем к горю малыша,
Станет
мир враждебным и безумным,
И останется израненной душа.
Берегите детство, детство берегите!
Загляните детям бережно в глаза,
Протяните руку, руку протяните,
Чтобы не упала детская слеза.
Слайд 38Финал рассказа
Каким душевным даром обладал автор рассказа?
Ярмарка поделок
5541 добро
Слайд 39Наши выводы
Добрым сердцем можно отогреть и поддержать другого человека.
Перед каждым из
вас лежат листочки с изображением сердца, напишите , пожалуйста, в них те слова, дела и поступки, которые можно было бы сказать и сделать, чтобы спасти малыша.
Слайд 40Наши выводы.
А теперь прикрепите их на доску рядом с плакатом.
Думаю, мы
своими добрыми и горячими сердцами могли бы спасти малыша.
Молодцы! Вы сделали правильный выбор!
Слайд 41Домашнее задание
На выбор:
1 написать сочинение – миниатюру
«Читая рассказ «Мальчик у
Христа на ёлке», я понял(а), что….
2 Дописать счастливый финал рассказа.
3 Написать воспоминание о своём детстве( с любовью и радостью).