Слайд 5Работа над
паронимами
1. Объясните значение созвучных слов.
Адресат - адресант, абонент -
абонемент, дипломат -дипломант, искусный - искусственный, континент - контингент, материальный - материалистический, практик - практикант, фабрикант - фабрикат.
2. Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните.
Бережный - бережливый, деловой - деловитый, идеальный -идеалистический, классный - классовый, обидный • обидчивый, понятный - понятливый, практический - практичный, реальный -реалистический, соседний - соседский, скрытый - скрытный, сытый -сытный, фамильный - фамильярный, фронтовой - фронтальный, эффектный - эффективный.
Слайд 6Словарная работа
1. Составьте предложения с данными словами.
Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязательства,
покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамотный, жюри.
2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря.
Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, существование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обладать, закоренелый, соотечественник.
3. Подберите синонимы к словам.
Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный.
Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, восторгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торжественный.
4. Замените иноязычные слова русскими.
Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий.
Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор,
мировоззрение, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие.
2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной.
Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цельная натура.
Слайд 7Упражнение 1
Исправьте ошибки в предложениях.
1. На одно мгновенье мальчики забылись.
2.
Печорин обладает талантом творческого доверия.
3. У Чацкого нет сообщников.
4. Пётр видел в Саше соотечественника по борьбе.
5. Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого.
6. К Онегину стали обращаться с уважением.
7. Перед нами возникает мещанская семья.
Слова для справок: растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстаёт.
Слайд 8Проверьте себя.
1. На мгновенье мальчики растерялись.
2. Печорин обладает творческим талантом
.
3. У Чацкого нет единомышленников.
4. Пётр видел в Саше соратника по борьбе.
5. Грибоедов хорошо раскрывает образ Чацкого.
6. К Онегину стали относиться с уважением.
7. Перед нами предстаёт мещанская семья.
Слайд 9Упражнение 2
Исправьте недочёты в следующих предложениях.
1. Пушкин выразил характеры людей того
времени.
2. Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.
3. Простакова груба со своими придворными.
4. Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость.
5. Умственное ограничение Коробочки доходит до абсурда.
6. Онегин вёл паразитический образ жизни.
7. Народ терпел двойственный гнёт.
8. Тургенев завоевал мировую признательность.
Слайд 10Проверьте себя.
1. Пушкин создал характеры людей того времени.
2. Фонвизин раскрывает
свои взгляды в критических статьях.
3. Простакова груба со своими дворовыми.
4. Узнав, что крепостная Палашка заболела, она приходит в ярость.
5. Умственная ограниченность Коробочки доходит до абсурда.
6. Онегин вёл пассивный образ жизни.
7. Народ терпел двойной гнёт.
8. Тургенев получил мировую признательность.
Слайд 11Упражнение 3
Найдите ошибки в предложениях.
Исправьте их.
1. Она поборола боязнь и
страх.
2. Манилов долго думал и размышлял.
3. Вскоре он воротился обратно.
4. Татьяна очень великой любовью полюбила Онегина.
5. Он негодовал от возмущения.
6. Светило огненное, как огонь, солнце.
7. Они проявили свою инициативу.
Слайд 12Проверьте себя.
1. Она поборола страх.
2. Манилов долго думал.
3. Вскоре
он вернулся обратно.
4. Татьяна полюбила Онегина.
5. Он негодовал.
6. Светило огненное солнце.
7. Они проявили инициативу.
Слайд 13Упражнение 4.
Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим пошёл к реке. Герасим увидел в
воде щенка. Герасим взял его и принёс домой.
2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод.
3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии.
4. Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные.
5. Потом он пришёл к реке. Потом увидел плот.
6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Слайд 14Проверьте себя.
1.Герасим пошёл к реке. Там он увидел в воде щенка,
взял его и принёс домой.
2. Ребята проснулись рано и задумали идти в лес за грибами. Они пошли по полевой дорожке и набрали много грибов и ягод.
3. На выходе он стал расспрашивать о происшествии.
4. В пасмурные дни деревья стоят голые.
5. Потом он пришёл к реке и увидел плот.
6. На деревьях распускаются почки. Дни стали длиннее. Снег начал таять.
Слайд 15Упражнение 5.
Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1. Когда Игорь собирается в
поход, то собираются и другие князья.
2. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе.
3. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.
4. Фамусов придерживается общественного мнения. Фамусов во всём придерживается старого. Он придерживается старых порядков.
5. Подъезжая к усадьбе, он увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, Чичиков увидел человека, который возился с какими-то тряпками.
Слайд 16Проверьте себя.
1. Вместе с Игорем собираются в поход и другие князья.
2. Большую роль в жизни князя Андрея играет его любовь к Наташе.
3. Среди знаменитых романов Гончарова «Обломов» занимает важное место.
4. Фамусов во всём придерживается старых порядков.
5. Подъезжая к усадьбе, Чичиков увидел развалившиеся ворота. Войдя в дом, он заметил человека, который возился с какими-то тряпками.
Слайд 17Упражнение 6.
Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1. Отображая помещиков в «Мёртвых
душах», Гоголь отобразил и Плюшкина.
2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорблённый Воронцов пожаловался царю.
3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с физически и технически сильными игроками другой команды.
4. Образно говоря, в этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины безобразной нищеты угнетённых людей.
5. На пробный круг для пробы новой машины выехал ветеран попробовать свои силы.
Слайд 18Проверьте себя.
1. Изображая помещиков в «Мёртвых душах», Гоголь показал и Плюшкина.
2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорблённый поэт ответил на это насмешливым стихотворением. Обиженный Воронцов пожаловался царю.
3. В этой игре все участники действуют с огоньком, смело вступая в единоборство с физически и технически сильными соперниками.
4. Поэт изобразил пороки буржуазной морали и картины неприглядной нищеты угнетённых людей.
5. На первый круг для испытания новой машины выехал попробовать свои силы ветеран.
Слайд 20Интернет-ресурсы
http://www.pravmir.ru/pervyj-klass-vrode-instituta/
http://30nikol-s.edusite.ru/p6aa1.html
http://mdou18.edu.yar.ru/dopolnitelnoe_obrazovanie/svedeniya_o_pedagogah.html
http://www.mizga.ucoz.ru/board/roditelskaja_stranichka/2
http://karat773.ru/tags/клипарты/page4.html
http://www.mcrt.ru/index.php?nodeid=572&type=5&page=4
http://school4-cono.ucoz.ru/index/nachalnoe_zveno/0-61
http://do18.eto-ya.com/2009/05/16/socialnyj-priyut-xovrino/