Презентация, доклад на тему Правописание приставок, оканчивающихся на -з, -с (5 класс0

Содержание

Цели урока:знакомство с условиями выбора букв в приставках на –з и –с; формирование умения правильно писать приставки на –з и –с;продолжить работу по формированию навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради,

Слайд 1Правописание приставок на –з и -с
Выполнила: учитель русского языка ГБОУ г.Севастополя«Обще-

образовательная школа №47»Симороз Павлина
Павловна
Правописание приставок на –з и -сВыполнила: учитель русского языка ГБОУ г.Севастополя«Обще- образовательная школа №47»Симороз ПавлинаПавловна

Слайд 2Цели урока:
знакомство с условиями выбора букв в приставках на –з и

–с;
формирование умения правильно писать приставки на –з и –с;
продолжить работу по формированию навыков учебного труда (система подчёркивания в тетради, графика выделения и обоснования орфограмм);
Воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.


Цели урока:знакомство с условиями выбора букв в приставках на –з и –с; формирование умения правильно писать

Слайд 3 «Цветной» диктант

Правописание приставок пре-, при-.

Пр…землиться, пр…красный, пр…градить, пр…остановить,

пр…интересная, пр..рвать, пр…строить, пр…школьный, пр…мудрый,пр…сесть,пр…дорож -ный, пр…добрый.
«Цветной» диктантПравописание приставок пре-, при-.   Пр…землиться, пр…красный, пр…градить, пр…остановить, пр…интересная, пр..рвать, пр…строить, пр…школьный, пр…мудрый,пр…сесть,пр…дорож

Слайд 4 Проверка работы
Приземлиться, прекрасный, преградить, приостановить,

преинтересная, прервать, пристроить, пришкольный, премудрый,присесть,придорож -ный, предобрый.

Проверка работы  Приземлиться, прекрасный, преградить, приостановить, преинтересная, прервать, пристроить, пришкольный, премудрый,присесть,придорож -ный,

Слайд 5Игра «Подбери парный согласный»
Подобрать второе слово, изменяя первый согласный на парный
ДОМ…БАЛКА…ТЕЛО…ПЛЕСК…
ФЛЯГА…КОСТИ…ГОД…ДРОВА…
ПОЧКА…ГОРКА…ЗЛОЙ…КОЛОС…
ШАЛОСТЬ…ШАР…ДОСКА…ТОСКА.






Игра «Подбери парный согласный»Подобрать второе слово, изменяя первый согласный на парныйДОМ…БАЛКА…ТЕЛО…ПЛЕСК…ФЛЯГА…КОСТИ…ГОД…ДРОВА…ПОЧКА…ГОРКА…ЗЛОЙ…КОЛОС…ШАЛОСТЬ…ШАР…ДОСКА…ТОСКА.

Слайд 6 Правописание букв З и С на конце приставок

З + звонкая

согласная

без - граничный
раз - бросать
из - вестить
вз - дыхать
воз - местить
низ - вергать






С + глухая согласная

бес - крайний
рас - пустить
ис - портить
вс - помнить
вос - хождение
нис - падать

Правописание букв З и С на конце приставокЗ + звонкая согласная     без

Слайд 7 Стихотворение - помощник


Не забудьте, что приставки
ИЗ, РАЗ, ВОЗ, НИЗ, ЧЕРЕЗ, БЕЗ
Перед согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Стихотворение - помощник

Слайд 8 ЗАПОМНИ !


Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка

неизменяемая так же, как предлог.
ЗАПОМНИ !Приставка С – этому правилу не подчиняется; она приставка неизменяемая так же, как предлог.

Слайд 9 ЗАПОМНИ !

Слова – исключения:
ЗДЕСЬ,

ЗДОРОВЬЕ,
ЗДАНИЕ
ЗАПОМНИ !Слова – исключения:    ЗДЕСЬ,

Слайд 10 Подсказка

Обрати внимание

На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
Подсказка     Обрати внимание     На ЗДЕСЬ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДАНИЕ.

Слайд 11
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-,

из-, через-, раз- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить.
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

(«Радионяня»)
Живут на свете, людям помогая,  Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-,  Но

Слайд 12
Ра(с,з)битый, ра(с,з)колоть, в(с,з)кипеть, в(с,з)думать, и (с,з)парина
Какую согласную на конце приставок

(З или С) нужно написать в словах:
Ра(с,з)битый, ра(с,з)колоть, в(с,з)кипеть, в(с,з)думать, и (с,з)парина    Какую согласную на конце приставок (З или

Слайд 13 Образец устного рассуждения

В слове бесшумный приставка БЕС- стоит перед буквой Ш, которая обозначает глухой согласный. На конце приставки пишется буква «эС».
Образец устного рассуждения          В

Слайд 14 Объяснить выбор согласной в

приставках на З и С


Ра(с,з)целовать, ра(с,з)краска, во(с,з)ход, и(с,з)пуг, и(з,с)мерять, ра(с,з)дробить, и(з,с)дробить, бе(с,з)жалостный, бе(з,с)чувственный, ра(с,з)говор, во(с,з)делать, бе(з,с)делье,
чре(с,з)мерный, и(з,с)брать, и(з,с)жалить.

Объяснить выбор согласной в

Слайд 15 Игра

«Четвёртый лишний»


1. Бе_численный, п_бледнеть, в_пахать, н_сходить.
Ра_пилить, чре_мерный, бе_шовный,
здешний.
3. О_давать, по_писать, о_бросить, и_черпать.
4. Ра_цветать, и_царапать, ра_жалобить, ра_швырять.

Игра

Слайд 16Спишите словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму в приставках
Бе…бедная старость, бе…покойный

характер, и…менчивое настроение, ни…звергаться в глубокую пропасть, плавно ни…падать, радостное во…буждение, ра…дольное поле, ра…кидистые ветви, ра…сеянный человек, чере…чур спокойный, чре…вычайный посол.



Спишите словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму в приставках  Бе…бедная старость, бе…покойный характер, и…менчивое настроение, ни…звергаться в глубокую

Слайд 17

ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ


Безбедная старость, беспокойный характер, изменчивое настроение, низвергаться в глубокую пропасть, плавно ниспадать, радостное возбуждение, раздольное поле, раскидистые ветви, рассеянный человек, чересчур спокойный, чрезвычайный посол.


Слайд 18К прилагательным подберите антонимы с приставками

без-, бес-


Доказательный, звучный, злобный, корыстный,озабоченный, связный,
рассудительный, сердечный, сильный, спокойный, спорный, трусливый, шумный.

К прилагательным подберите антонимы      с приставками без-, бес-Доказательный, звучный, злобный, корыстный,озабоченный, связный,рассудительный,

Слайд 19Замените существительные с предлогом прилагательными с префиксами на З,С на конце

Ребёнок

без забот,небо без звёзд, вход без платы, пустыня без воды, дорога без конца, ребёнок без помощи, жидкость без цвета, плач без звука, движение без шума, еда без вкуса.
Замените существительные с предлогом прилагательными с префиксами на З,С на концеРебёнок без забот,небо без звёзд, вход без

Слайд 20К данным « отрезкам» слов прибавьте префиксы с буквой С на

конце. Запишите полученные слова.


…совестный, …свет, …сыпаться,
…сказывать,…станавливать,
…суждать,… ставлять,
…следование,…сердечный.

К данным « отрезкам» слов прибавьте префиксы с буквой С на конце. Запишите полученные слова.…совестный, …свет, …сыпаться,…сказывать,…станавливать,…суждать,…

Слайд 21Как называли Кащея в русских

сказках?



Как называли Кащея в русских

Слайд 22Как звали в стихотворении С.Маршака человека, который жил на улице Бассейной


Как звали в стихотворении С.Маршака человека, который жил на улице Бассейной

Слайд 23 РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на уроке

я узнал…
От чего зависит написание согласной в префиксах, оканчивающихся на З, С?
Какие трудности возникли у вас при применении изучаемого правила?
Какие задания давались вам легко, а с какими вам было трудно справиться?
РЕФЛЕКСИЯСегодня на уроке я узнал…От чего зависит написание согласной

Слайд 24 Подведение итогов

урока


Подведение итогов урока

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть