Слайд 1ЗАДАНИЕ А4
ТЕМАТИКА ПО СПЕЦИФИКАЦИИ: «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»
21.10.16.
Слайд 2
Задание: Опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в приставке.
Из предложения
выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.
Слайд 3
Задание: Опознать слово с указанной в формулировке орфограммой в приставке.
Слайд 4Неизменяемые приставки
Пишутся всегда одинаково вне зависимости от звучания
О- У- ПО- ПРО-
ПРА- НА- : ЗА- : ОТ- (ОТО-): ОБ-(ОБО-): В- (ВО-): ВЫ - ПРЕД-: ПЕРЕ-: С- (СО-): НАД-(НАДО-)ПОД- (ПОДО-): ДО
-Оглушаются перед глухими:В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД
-Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ-Сдавать
Надпилить
обтянуть
Слайд 5Приставки на –З, -С
Перед звонкими согласными – З, перед глухими
– С
БЕЗ- (БЕС-)
ВОЗ- (ВОС-)
ВЗ- (ВС-)
ИЗ- (ИС-)
НИЗ- (НИС-)
РАЗ- (РАС-)
РОЗ- (РОС-)
ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-)
ЧРЕЗ- (ЧРЕС-)
Беззаботный – бессовестный;
разгромить- расщедриться;
розыгрыш- роспись
Слайд 6ПРЕ- и ПРИ-
Правописание зависит от лексического значения.
ПРИ-:
1) Пространственная
близость, смежность: приморский, Приамурье;
2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть;
3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть;
4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать;
5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться;
6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать.
ПРЕ-:
1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень)
2) ПРЕ-=ПЕРЕ
Слайд 7РАЗ(РАС)–РОЗ (РОС)
Написание зависит от ударения
Под ударением пишется А, без ударения
- О
Слайд 8ПОМНИ!
Буква И после приставки на согласный заменяется на букву Ы,
например, искать – разыскать
Замена не происходит после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-, заимствованных приставок.
После приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я пишется разделительный Ъ.
Слайд 9Задания
1. Найдите в тексте глагол с неизменяемой приставкой.
Опять раздалось озеро.
Заплескалось в прежних берегах. Раскинуло голубую прохладу во все стороны. (Свинцов В.)
2. Найдите слово с приставкой, правописание которой зависит от звонкости/ глухости следующего за ней согласного.
1) покривившейся 2) проанализируйте 3) догадаться 4) испуганно
3. Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
1) завернув 2) вплотную 3) прислушался 4) подсказать
4. Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости /глухости следующего за ней согласного.
1) обход 2) разливалось 3) спала 4) вперёд
Слайд 105. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от
лексического значения.
5. Сергей Федорович долго подкрадывался к оленям, а они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (Пришвин М.)
Слайд 11Задание: выполните тестовую работу.
1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:
Черёмуха
отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Е.Коковин)
Слайд 12
2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом:
«В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (К.Паустовский)
Слайд 13
3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом:
«На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:
Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (Г.Скребицкий)
Слайд 14
4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом:
«На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:
Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу. (К.Паустовский)
Слайд 15
5. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при
произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение):
Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (К.Паустовский)
Слайд 16
7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от
глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.(Е.Кригер)
Слайд 17
8. Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:
Птичьим пересвистом и пощёлкиванием
встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.(Е.Коковин)
Слайд 18
9. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от
глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:
В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко — за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь — но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налётов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны. (В.Ф.Козлов)
Слайд 19
10. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от
её лексического значения:
Поезд за ночь вышел из прифронтовой зоны и теперь, мерно постукивая, уходил все дальше на северо-восток. Сам еще не понимая, что его разбудило, полковник приподнялся, опираясь на локоть, и тревожно прислушался. Рассвет чуть брезжил за стеклом вагонного окна, обрызганного каплями дождя. (Ф.Кнорре)
Слайд 20САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1.
А чего радоваться-то?
2. Ты чего скучный такой идёшь? - спросил он Сашку.
3. Ты об этом не думай.
4. Всё это суета сует.
Слайд 21
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. И главное
- живым остаться, - услышал он вслед.
2. Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится: стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пёстром, весёлом.
3. Поезд уже замедлял ход перед Останкино, и Сашка слез с полки, угостил рабочего табачком напоследок и, наскоро попрощавшись, двинулся к выходу.
4. Потому как были они в гражданском - кто в пиджаках, кто в куртках, кто в плащиках, - и в руках у них не оружие, а у кого кожаные портфели, у кого свёртки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит.
Слайд 22
3. Укажите предложение, в котором содержится метафора.
1. Она покачивалась на загорелых
ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2. По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка - тоже.
3. Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, - в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
4. А будь у него свои деньги - хоть сто рублей! - он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
Слайд 23
4. Укажите, какое средство речевой выразительности, использованное в предложении 10, передает
душевное состояние Левушкина: «Я оглянулся: у Левушкина был такой удрученный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжегся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить».
1. развернутая метафора 2. Гипербола 3. ряд однородных членов предложения
4. сравнительный оборот
Слайд 24
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1. Есть
у нас такая, - вздохнул обладатель фуражки, Санька.
2. Старательно вглядываясь, я увидел еле заметную звёздочку.
3. На маленькой станции, каких сотни встречает на своём пути пассажир, поезд остановился, я вышел на перрон, вынул папиросы и, достав из коробки последнюю спичку, закурил.
4. Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звезд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.
Слайд 25
6. Какое средство выразительности использовано в предложении:
А он, готовый от стыда
провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя.
1)метафора 2)сравнение 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Слайд 26
7. Какое средство выразительности использовано в предложении:
И наша жизнь пошла по
другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
1)метафора 2)сравнение 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Слайд 27
8. Какое средство выразительности использовано в предложении:
Он пошёл неуклюже, кряжисто, как
танк.
1)метафора 2)сравнение 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Слайд 28
9. Какое средство выразительности использовано в предложении:
...я ненавидящим шёпотом возразил, что
нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
1)метафора 2)сравнение 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Слайд 29
10. Какое средство выразительности использовано в предложении:
Боль эта, которая столь горячо
ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
1)метафора 2)сравнение 3)олицетворение 4)эпитет 5)фразеологизм
Слайд 30
(1)Помнишь ли ты свою первую книгу?
(2)Не ту, что прочитала бабушка
или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать. (3)И не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв слова.
(4)Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал сам среди множества других. (5)Оставшись один, ты раскрыл её дома, и она навсегда запала в твою память. (6)Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом – резким запахом типографской краски, смешанной с клеем, или особым запахом библиотеки.
(7)Я помню свою первую книгу очень хорошо.
(8)Эта книга была большой и толстой. (9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья. (10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы. (11)Но тем милей казалась мне эта книга!
(12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо. (13)Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я.
(14)Но всё дело в том, что там, на Волге, ещё зимой шла война. (15)Каждое утро Анна Николаевна передвигала на карте в нашем классе красные флажки из бумаги, и прошлой зимой там, у самого Сталинграда, флажки застряли у какой-то преграды. (16)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
(17)Потом, кстати, она нам рассказывала, что знала про Сталинградскую битву, про то, как наши держались за каждый камень. (18)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
(19)В кино тогда показывали пленных немцев, как идут они длинными колоннами, а наши смотрят на них презрительно. (20)И вокруг одни печи торчат вместо домов…
(21)А в книжке, которая мне досталась, по Волге плывёт пароход, белый и чистый, и на нём мальчик, который видит много всякого интересного. (22)И никакой войны нет.
(23)Первый раз в моей жизни прошлое не походило на настоящее, и я, читая свою первую книгу, был совершенно счастлив.
(По А. Лиханову)
Слайд 31
2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик,
уже будучи взрослым, с теплотой вспоминает свою первую книгу?»
1)(7)Я помню свою первую книгу очень хорошо.
2)(9)Выпущенная перед войной, к третьей военной осени она вспухла от прикосновения многих рук, картонная обложка обтёрлась и потрескалась, как будто это кусок глинистой земли, пересохшей от безводья.
3)(10)А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
4)(12)Едва выучив уроки, я усаживался за свой «десерт», за это лакомое блюдо.
Слайд 32
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1)А внутри на
некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы.
2)Анна Николаевна тогда приходила хмурая, пока флажки на Волге вдруг не зашевелились и не принялись двигаться вперёд, к границе.
3)Рассказывала, как наконец-то окружили фашистов, захватили клещами, будто ржавый гвоздь, и выдернули его.
4)Не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать.
Слайд 33
4.Из предложения 9 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от
её значения.
Слайд 34
5.Из предложения 9 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «В отымённых
прилагательных, образованных от основы на –Н при помощи суффикса –Н-, пишется НН».
Слайд 35
6.Замените разговорное слово ЗАСТРЯЛИ в предложении 15 стилистически нейтральным словом-синонимом. Напишите
этот синоним.
Слайд 36
7.Замените словосочетание ФЛАЖКИ ИЗ БУМАГИ (предложение 15), построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 37
8.Выпишите грамматическую основу предложения 22.
Слайд 38
9.Среди предложений 9 – 14 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством.
Напишите номер этого предложения.
Слайд 39
10.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Потом, (1) кстати, (2) она нам рассказывала, (3) что знала про Сталинградскую битву, (4) про то, (5) как наши держались за каждый камень.
Слайд 40
11.Укажите количество грамматических основ в предложении 19. Ответ запишите цифрой.
Слайд 41
12.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите
цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
А в книжке, (1) которая мне досталась, (2) по Волге плывёт пароход, (3) белый и чистый, (4) и на нём мальчик, (5) который видит много всякого интересного.
Слайд 42
13.Среди предложений 1 – 4 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Слайд 43
14.Среди предложений 10 – 14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.