Презентация, доклад на тему Прагматический уровень выражения языковой личности главного героя романа Б.Л. Пастернака Доктор Живаго

Презентация на тему Прагматический уровень выражения языковой личности главного героя романа Б.Л. Пастернака Доктор Живаго, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 18 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Прагматический уровень выражения языковой личности главного героя романа  Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» Е.В. Луговская, учитель русского
Текст слайда:

Прагматический уровень выражения языковой личности главного героя романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Е.В. Луговская, учитель русского языка и литературы,
МАОУ лицей № 8 имени
Н.Н. Рукавишникова г. Томска


Слайд 2
трёхуровневая модель языковой личности с опорой на художественный текст, разработанная Ю. Н. Карауловым 	Первый уровень – «вербально-семантический»,
Текст слайда:

трёхуровневая модель языковой личности с опорой на художественный текст, разработанная Ю. Н. Карауловым

Первый уровень – «вербально-семантический», включающий словарь и грамматику;
Второй – когнитивный, отражающий языковую модель мира личности, её тезаурус, культуру;
Третий – прагматический или мотивационный уровень, который «подвержен индивидуализации, выбор языковых единиц зависит от коммуникативных потребностей индивида» (стремления выразить мысль, желания воздействовать на собеседника или получить информацию и др.)


Слайд 3
Коммуникативная цель	Необходимо проанализировать речевое поведение героя с учётом его коммуникативных целей. 		Коммуникативная цель – «то, к чему
Текст слайда:

Коммуникативная цель

Необходимо проанализировать речевое поведение героя с учётом его коммуникативных целей.

Коммуникативная цель – «то, к чему стремится говорящий, предполагаемый реальный результат речевого общения».

Т. В. Матвеева «Русский язык. Культура речи. Стилистика. Риторика», 2003 г.


Слайд 4
Коммуникативные  Стратегия и тактика	Коммуникативная  цель  общения  героя может быть достигнута путём использования коммуникативных
Текст слайда:

Коммуникативные Стратегия и тактика

Коммуникативная цель общения героя может быть достигнута путём использования коммуникативных стратегий и тактик.
Коммуникативная стратегия – «совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели».
Коммуникативная тактика – «совокупность практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия».
Е.В. Клюев «Речевая коммуникация», 1998 г.


Слайд 5
Коммуникативные стратегииСтратегия эмоционального  воздействия на адресата;Стратегия привлечения внимания адресата к предмету речи;Стратегия согласия с собеседником;Стратегия доброжелательного
Текст слайда:

Коммуникативные стратегии

Стратегия эмоционального воздействия на адресата;
Стратегия привлечения внимания адресата к предмету речи;
Стратегия согласия с собеседником;
Стратегия доброжелательного обращения к адресату речи.


Слайд 6
Стратегия эмоционального  воздействия  на  адресата	Тактические приёмы:	1. Многочисленные  повторы слов и использование однокоренных слов,
Текст слайда:

Стратегия эмоционального воздействия на адресата

Тактические приёмы:
1. Многочисленные повторы слов и использование однокоренных слов, позволяющих привлечь внимание собеседника к предмету диалога.
«Больше я тебя никогда не увижу, никогда, никогда в жизни, больше никогда не увижу тебя».
«Но перейдем к Варыкину. Разумеется, забираться в эту одичалую глушь суровой зимой без запасов, без сил, без надежд – безумие из безумий. Но давай и безумствовать, сердце мое, если ничего, кроме безумства, нам не осталось».
«Стреляет пушка. Снова стреляет, сегодня, как вчера, завтра, как сегодня, и так каждый день и каждый час... Ты подумай только, как проницательно и остроумно! Однако почему он обижается на пушку? Какая странная претензия требовать от пушки разнообразия! Отчего вместо пушки лучше не удивится он самому себе, изо дня в день стреляющему перечислениями, запятыми и фразами, отчего не прекратит стрельбы журнальным человеколюбием, торопливым, как прыжки блохи?»


Слайд 7
2. Риторические вопросы и восклицания:«Не может быть! Какая знаменательная подробность! Неужели правда! Так он был и твоим
Текст слайда:

2. Риторические вопросы и восклицания:
«Не может быть! Какая знаменательная подробность! Неужели правда! Так он был и твоим злым гением? Как это роднит нас! Просто предопределение какое-то!»
«Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы!»
«Давай подумаем. Чем тут можно помочь? В силах ли мы предотвратить этот удар?»


Слайд 8
Стратегия привлечения внимания адресата к предмету речи 	Тактические приёмы:	1. Вопросительные предложения – распространённый приём речи Живаго –
Текст слайда:

Стратегия привлечения внимания адресата к предмету речи

Тактические приёмы:
1. Вопросительные предложения – распространённый приём речи Живаго – часто используются главным героем романа для акцентирования внимания адресата:
«Марксизм и наука? <…> Марксизм слишком плохо владеет собой, чтобы быть наукою. Науки бывают уравновешеннее. Марксизм и объективность?»
«О Боже, Ты, кажется, положил вернуть ее мне? Что там случилось? Что там делается, на далекой закатной этой черте? Где объяснение? Зачем стоят они?»


Слайд 9
«Вы хотите знать моё мнение естественника? Может быть, как-нибудь в другой раз? Нет? Немедленно? Где вы разместите
Текст слайда:

«Вы хотите знать моё мнение естественника? Может быть, как-нибудь в другой раз? Нет? Немедленно? <...> Где вы разместите эти полчища, набранные по всем тысячелетиям? <...> Будет ли вам больно, ощущает ли ткань свой распад? То есть, другими словами, что будет с вашим сознанием? Но что такое сознание?»
«Что мы знаем об этой сделке? Чьи это теперь земли, не в смысле собственности, пропади она пропадом, а кто за них отвечает? За каким они ведомством? Рубят ли лес? Работают ли заводы? Наконец, какая там власть, и какая будет, пока мы туда доберемся?»



Слайд 10
2. Лексические единицы с разговорной стилистической окраской, а также фразеологические обороты, иногда трансформированные, усиливающие экспрессию: «Ах, да
Текст слайда:

2. Лексические единицы с разговорной стилистической окраской, а также фразеологические обороты, иногда трансформированные, усиливающие экспрессию:
«Ах, да плюньте вы на эти ковры и фарфор, пропади они пропадом <…> досадно, что мы вчера с вами не свиделись. Я в таком ударе был! <…> меня так и подмывало выговориться».
«…нас опять теснят или поколотили? Дорога на восток свободна, а с запада нас жмут. Приказ <…> сворачиваться. Снимаемся завтра или послезавтра».
<...> Черт возьми, неужели нельзя взрослому мужчине заговорить со взрослой женщиной, чтобы тотчас не заподозрили какую-то «подкладку»? Брр! Черт бы драл все эти материи и подкладки!»


Слайд 11
«Я не говорю, что Виктор Ипполитович сознательно нас водит за нос. Но ведь все это вилами на
Текст слайда:

«Я не говорю, что Виктор Ипполитович сознательно нас водит за нос. Но ведь все это вилами на воде писано! А теперь, Виктор Ипполитович, несколько слов от себя».
«Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом».
«Не изображай, пожалуйста, героя – не поверю. У тебя душа теперь в пятках».
«А надо шито-крыто, чтобы никто ничего не увидел. Знаешь что, моя радость? Пожалуй, воспользуемся твоей мыслью. На какое-то время нам надо провалиться сквозь землю».


Слайд 12
Стратегия согласия с собеседником Стратегия согласия с собеседником В разговоре с женойТоней по поводуПриобретенияжелезной печииспользуютсялексические единицыс положительнойэмоционально-Стилистическойокраской:
Текст слайда:

Стратегия согласия с собеседником Стратегия согласия с собеседником

В разговоре с женой
Тоней по поводу
Приобретения
железной печи
используются
лексические единицы
с положительной
эмоционально-
Стилистической
окраской:
«Правильно. Купим.
Умница, Тоня!»

Олег Меньшиков в роли Юрия
Живаго и Варвара Андреева в роли
Тони, к/ф. «Доктор Живаго», 2005 г.


Слайд 13
В ситуации отъезда в Варыкино герой также соглашается с адресатом: «Хорошо, я сдаюсь, – соглашался Юрий Андреевич.
Текст слайда:

В ситуации отъезда в Варыкино герой также соглашается с адресатом:
«Хорошо, я сдаюсь, – соглашался Юрий Андреевич. – Меня останавливает только полная неизвестность».
В разговоре с Ларой:
«Нет, напротив. Я согласен с тобою. Это очень близкий мне образ мыслей. Да, так о дяде. Может быть, я действительно испорчен его влиянием. Но ведь сами они в один голос кричат: гениальный диагност, гениальный диагност. И правда, я редко ошибаюсь в определении болезни».



Олег Меньшиков в роли Юрия Живаго и Чулпан Хаматова в роли Лары, к/ф. «Доктор Живаго», 2005 г.


Слайд 14
В беседе с Комаровским, который убеждает Живаго уговорить ехать с ним Лару, чтобы избежать угрозы ареста, герой
Текст слайда:

В беседе с Комаровским, который убеждает Живаго уговорить ехать с ним Лару, чтобы избежать угрозы ареста, герой апеллирует к логике:
«Но я с вами согласен. После расправы со Стрельниковым по нынешней логике жизнь Ларисы Федоровны и Кати тоже под угрозой».

Олег Янковский
в роли Комаровского, к/ф. «Доктор Живаго», 2005 г.


Слайд 15
Стратегия доброжелательного обращения к адресату речи 	Используется с целью установления контакта с адресатом речи и реализуется в
Текст слайда:

Стратегия доброжелательного обращения к адресату речи

Используется с целью установления контакта с адресатом речи и реализуется в использовании уважительного обращения к адресату, уменьшительно-ласкательных форм имени:
«Господа… Я хочу… Миша! Гогочка!.. но что же делать, Тоня, когда они не слушают? Господа, дайте мне сказать два слова».
«Господь с вами, Ливерий Аверкиевич! Какое тут высокомерие!»
«Ларуша, ангел мой, приди в себя».


Слайд 16
коммуникативная стратегия открытого общения 	Реализуется в дискурсе Юрия Живагос одной стороны, желание и умение слушать собеседника, использование
Текст слайда:

коммуникативная стратегия открытого общения

Реализуется в дискурсе Юрия Живаго
с одной стороны, желание и умение слушать собеседника, использование при этом важного тактического приёма – молчания, неслучайно речь Живаго впервые представлена на страницах романа только в третьей части третьей главы;
с другой стороны, потребность в диалоге, стремление ненавязчиво и доброжелательно выразить своё мнение.


Слайд 17
Анализ прагматического уровня модели языковой личности главного героя 	позволил определить актуальную для него коммуникативную стратегию открытого общения,
Текст слайда:

Анализ прагматического уровня модели языковой личности главного героя

позволил определить актуальную для него коммуникативную стратегию открытого общения, которая достигается с помощью:
эмоционального воздействия на адресата,
согласия с собеседником,
доброжелательного обращения
к собеседнику.
Это позволяет сделать вывод об интровертном (направленном на внутренний мир собственных мыслей и переживаний) типе личности
Юрия Живаго.


Слайд 18
Д. Л. Быков – современный исследователь творчества Б. Л. Пастернака – пишет: «лирический герой смиренный, благодарный и
Текст слайда:

Д. Л. Быков – современный исследователь творчества Б. Л. Пастернака – пишет: «лирический герой смиренный, благодарный и добрый, глубоко порядочный, чистый и умеющий удивиться и восхититься, умеющий доверчиво отнестись к Творцу не как к испытателю или строгому родителю, а именно как к отцу, с благодарностью и любовью».

Олег Меньшиков в роли Ю.Живаго, к/ф. «Доктор Живаго», 2005 г.


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть