Слайд 1
Повторение синтаксиса
и
пунктуации
предложений всех видов.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Слайд 2.
Цель: повторение синтаксиса и пунктуации
предложений всех видов.
Синтаксический разбор сложного предложения.
Задачи:
- повторить и закрепить знания о постановке знаков
препинания в предложениях всех видов;
- повторить синтаксический разбор сложных предложений.
Слайд 3Вставьте пропущенные буквы в словах:
д..л..катес, инт..лл..генция, а..омпан..мент, п..р..ферия,
п..л..нгатор, п..с..мизм, м..ц..нат, д..л..гация, тр..ф..рет, д..з..ртир, к..т..строфа, прогр..сивный, мирово..рение, пр..в..легированный,
гиган..ский, коло..альный, труже..ик, пр..в..дение, пр..образовать.
Слайд 4Правильное написание:
деликатес, интеллигенция, аккомпанемент, периферия, пеленгатор, пессимизм, меценат,
делегация, трафарет, дезертир, катастрофа, прогрессивный, мировоззрение, привилегированный, гигантский, колоссальный, труженик, привидение, преобразовать.
Слайд 5
Синтаксис – высший ярус языка, который соотносится
с процессами мышления и коммуникации:
единицы других уровней языковой системы
участвуют в формировании мысли
и коммуникативном её выражении
только через синтаксис.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и
предложений, функциональное взаимодействие
в них различных частей речи.
Синтаксис является составной частью грамматики.
Грамматика и знаки препинания ―
весь арсенал грамотности.
Слайд 6Строительный материал – нижний ярус
глагол
глагол
глагол
глагол
глагол
глагол
существительное
существительное
существительное
прилагательное
прилагательное
прилагательное
наречие
наречие
союз
союз
частица
предлог
предлог
Слайд 7Словосочетание
МОРФОЛОГИЯ
согласование
управление
примыкание
?
Способы подчинительной связи
?
Слайд 8ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
МОРФОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Второстепенные члены
предложения
Уточняющие члены предложения
определение
приложение
обстоятельство
определение
приложение
дополнение
обстоятельство
подлежащее
сказуемое
Слайд 9ЗНАЧЕНИЕ ОБОСОБЛЕНИЯ (дополнительное сообщение)
Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних
скал.
Туманы сползали по морщинам соседних скал, [они клубились и извивались].
Со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.
Со мной был чугунный чайник, (который был единственной моей отрадой в путешествиях по Кавказу).
Слайд 10ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
МОРФОЛОГИЯ
МОРФОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
1
2
3
4
5
6
?
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 11Виды сложных предложений
МОРФОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СП
СОЮЗНЫЕ
БЕССОЮЗНЫЕ
ССП
СПП
OOOOOOOOO
?
СП с разными видами связи
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Слайд 12Восхождение к вершинам синтаксиса
МОРФОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Слайд 13
МОРФОЛОГИЯ
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ССП
СПП
БСП
ССК
Группировка
предложений
в блоки
Слайд 14 СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ
[1Казахстан – наш общий дом], и [2каждый из
нас может рассказать о тех], (3кто здесь родился, живёт или по каким-либо причинам уехал, но до сих пор продолжает искренне любить нашу страну).
[ ], [ … гл.+ ук. сл.], (кто …).
Слайд 15
и
1
2
3
[1 Вдруг навалился густой туман], [2 как
будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (3 чтобы не заблудиться), [4 я решил вернуться на тропинку], (5 которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади).
НПС №2
[1Совещание заканчивалось], и [2бригадир сообщил], (3что все машины отремонтированы) и, (4если погода будет хорошая), (? 5завтра комбайны выйдут в поле).
1
3
5
2
, и
и
4
II
I
II ст.
II ст.
ППС №2
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики и зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики].
[ ©: o и o, o и o ].
№ 2
[1Володе не хотелось пить], но, (2чтобы не рассердить Яшку), [3он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками], (4пока от холода у него не заломило в затылке).
1
3
, но
2
4
I
I I
Слайд 19 [1 Крепость наша стояла на высоком месте], и [2
вид был с вала прекрасный]: [3 с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчивалась лесом], (4 который тянулся до самого хребта гор); [5 кое-где на ней дымились аулы], [6 ходили табуны]; [7 с другой бежала мелкая речка], и [8 к ней примыкал частый кустарник, покрывавший кремнистые возвышенности], (9 которые соединялись с главной цепью Кавказа).
№9
(1Когда песня была допета), [2пассажиры стихли] и [3никто не сказал ни слова].
2
1
1
2
3
и
I
II
ППС № 9
Лиственные деревья: осина, ольха, берёза — ещё голы.
[ ©: O, O, O - … ].
ВПС № 9
[1Медленно, длинными зигзагами поднимался караван по белому склону всё выше и выше]; [2казалось], (3что конца не будет).
3
1
2
I
II
;
Слайд 23[1 До сих пор Костя знал, (2 что есть день и
ночь), (3 есть столько-то часов между гудками), 1 и не обращал внимания на такую мелочь, как минуты и секунды], а [4 оказалось], (5 что эту мелочь нужно беречь), (6 если хочешь сделать много).
№ 10
[1Утром над нашим биваком кружились тучи комаров], а [2на месте костра поверх золы лежал слой мошкары], (3которая в несметном количестве падала на огонь до тех пор), (4пока он не погас.)
33
2
1
4
3
, а
I
II
II ст.
II ст.
ППС № 10
В тихой синеве рассвета открылась передо мной древняя земля: вершины гор, освещенные зарёй, шумящие по гальке прозрачные речки, чинары и магическое свечение неба там, вдали...
[©: O, O, O и O].
№ 10
[1Познакомьтесь с ним получше], и [2вы увидите], (3какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди этого, по-видимому, очерствевшего человека).
1
2
, и
I
3
II
Слайд 27 СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
[1Зима начала хозяйничать над
землёй], но [2мы знали], (3что под рыхлым снегом, (4если разгрести его руками), 3ещё можно найти свежие лесные цветы), (5что в печах всегда будет трещать огонь), (6что с нами остались зимовать синицы), и [7зима показалась нам такой же прекрасной, как лето].
Слайд 28"Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст
и не дают ему рассыпаться"
(К.Г.Паустовский).
ЭССЕ