Слайд 1Повторение изученного по теме «Наречие»
Учитель русского языка и литературы
Новожилова Наталья Сергеевна
МБОУ
СОШ №11 г. Пушкино
Слайд 2Активно
Превосходно
Плодотворно
Успешно
Удачно
Слайд 3Назовите орфограммы наречий
одет по –зимнему,
певуче,
уж, настежь,
налево, слева,
некогда,
не хорошо, а плохо,
искренне,
впустую.
Слайд 4Повторение изученного по теме «Наречие»
Слайд 5Цель нашего урока:
а) обобщить и расширить сведения о наречии как части
речи;
б) повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; в) уметь находить наречия в тексте.
Слайд 7Орфоэпическая разминка
Правильно ли поставлено ударение? Запишите в тетради ответ: +
= верное ударение, - = неверное
1.задОлго
2.мастерскИ
3.поутрУ
4.правЫ
Слайд 8Проверим!
1.задОлго (+)
2.мастерскИ(+)
3.поутрУ (+)
4.прАвы (-)
Слайд 9 Придумать и записать в тетрадь
три наречия:
3 ряд– примеры наречий
времени
2 ряд – примеры наречий места
1 ряд – примеры наречий образа действия
Слайд 10Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени:
Горячо,
дружно, весело, плавно, холодно, страшно.
Образуйте от данных наречий форму составной превосходной степени:
Светло, громко, зло, нагло, высоко, горячо, вкусно.
Слайд 11Синтаксическая роль наречия в сравнительной степенив предложении.
Подчеркните слова в форме
сравнительной степени, как члены предложения.
Человеческое слово стрелы острее. – Этот нож выглядит острее.
Слайд 12Задание. Замените фразеологизмы наречием:
Слайд 13Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы
– наречия.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Слайд 14Самопроверка
Сломя голову – быстро.
Рукой подать – близко.
Куры не клюют – много.
Спустя
рукава – плохо.
Слайд 15Выписать только наречия , вставить пропущенную букву.
Спряч.., настеж.., меч.., молодеж..,
смотриш.., уж.., напроч.., могуч..,
свеж.., наотмаш.., замуж.., проч..,
мелоч.., туш.., мыш.., ветош..,
грош.., вскач.., невтерпеж…
Слайд 16Взаимопроверка:
настежЬ, уж, напрочЬ, наотмашЬ, замуж, прочЬ, вскачЬ, невтерпеж.
Баллы:
8б. – 5
7-6б. -4
5-4б.
– 3
3б.- 0б- 2
Слайд 17Замени словосочетания
наречиями-синонимами
на шипящую.
Лошади мчались быстро –
Распахнуть до конца
–
Уйти в сторону –
Нет терпения –
Ударить размахнувшись –
Свадьба с любимым –
ВСКАЧЬ
НАСТЕЖЬ
ПРОЧЬ
НЕВТЕРПЁЖ
НАОТМАШЬ
ЗАМУЖ
Слайд 18Игра «Кто быстрее?»
Возьмите:
-приставку в слове «пошёл»,
-приставку в слове «понёс»,
-корень в
слове «приходящий»,
-суффикс в слове «речной»,
-окончание в слове «холодному».
по - походному
Слайд 19Напишите А или О на конце наречий.
1. Издавн..
2. Влев..
3. Изредк..
4. Затемн..
5. Досух..
6. Сначал..
Слайд 20Проверьте себя.
1. Издавна
2. Влево
3. Изредка
4. Затемно
5. Досуха
6. Сначала
Баллы:
6б.-5
5б.-4
4-3б.-3
2-1б.-2
Слайд 21Слитно-дефис-раздельно?
(в)торопях
(по) французски
(в) обнимку
(по) старому
(во) первых
(по)моему
(еле)еле
(давным)давно
Слайд 22 Взаимопроверка
второпях
по-французски
в обнимку
по-старому
во-первых
по-моему
еле-еле
давным-давно
Баллы:
8б.-5
7-6б.-4
5-4б.-3
2б-0б.-2
с начала.
2 ряд: втайне-в тайне.
3 ряд: вдали- в дали.
Составьте предложения с данными парами слов:
Слайд 24Е или И? Поставь ударение
н(…)где не бывал
н(…)откуда ждать вестей
н(…)сколько не
испугался
н(…)где не учился
н(…)чуть не обиделся
н(…)сколько минут
н(…)куда не пошёл
н(…)куда идти
Слайд 25Сколько «Н» надо писать в данных наречиях? Вспомните правило!
1) взволнова..о
2) интерес..о
3)
организова..о
4) медле..о
5) отваж..о
Слайд 26Проверьте себя.
1) взволнованно
2) интересно
3) организованно
4) медленно
5) отважно
Проверка
5б. -5
4б.-4
3б.-3
2б.-2
Слайд 27 Задание «Третий лишний».
В
каждом ряду найдите лишнее словосочетание.
1.Ответить (не)обдуманно, писать (не)брежно,
говорил (не)громко;
2.Вести себя (не)принужденно, спросить (не)громко, а тихо; (не)медленно принять меры;
3. Сделать вовсе (не)аккуратно; взлететь (не)высоко; жить (не)далеко.
Слайд 28 Проверим!
1.Ответить (не)обдуманно, писать
(не)брежно,
говорил (не)громко;
2.Вести себя (не)принужденно, спросить (не)громко, а тихо; (не)медленно принять меры;
3. Сделать вовсе (не)аккуратно; взлететь (не)высоко; жить (не)далеко.
Слайд 29О или Е? Поставь ударение.(Устно)
певуч…
свеж…
крепч…
горяч…
хорош…
неуклюж…
блестящ…
ещ…
Ободря́ющ …
Негоду́ющ …
зловещ …
Слайд 30Запишите. Подчеркните наречия как члены предложения.
Есть существа, способные так прямо, и
верно, и открыто, и сияюще смотреть, что сами станов..тся похожи на солнце. Сколько есть таких светл..любивых р..стений с цветом-солнцем посреди. (М.Пришвин)
– Попробуйте прочитать текст про себя, мысленно опуская наречия. Это поможет вам ответить на вопрос: какова роль наречий в тексте?
Слайд 31Подберите наречия к пожеланиям нашим гостям
1.________________ не болеть.
2. ________________ выглядеть.
3. ________________ улыбаться.
4. ________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________ .
Слова для справок: (Никогда, всегда, постоянно, великолепно, чаще, счастливо)
Слайд 32 … – …
-Н- и –НН-
Наречие +
Ь?
В,НА, ЗА = О
ИЗ, ДО, С = А
НЕ + наречие
О или Е(Ё)
Слитно???Раздельно
НЕ и НИ
Правописание наречий
Слайд 33 Закончи одно из предложений.
Сегодня на
уроке я пришёл к выводу …
Мне было сложно … .
Мне было легко … .
Хочу пожелать … .
Сегодняшний урок … .
Слайд 34Домашнее задание
1.Подготовиться к тесту.
2. §34-46, упр. 306.
Слайд 35Внимательно послушайте вопросы и попытайтесь на них ответить.
Перечислите по порядку пять
дней недели, не называя при этом ни число, ни названия дня. Какие наречия могут помочь в этом?
В какую часть речи превратится наречие немедля, если его написать с не раздельно?
Какая змея бывает наречием?
Какое наречие пишется с двумя дефисами?
Как изменяется наречие?
Слайд 36 Прочитайте стихотворение:
Не заслуга
быть белым,
Не достоинство – русым.
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
П.Панченко