Слайд 1повесть
о Петре и Февронии
Муромских
Слайд 2повесть о Петре и Февронии Муромских
Цели урока:
познакомить с повестью о
Петре и Февронии Муромских,
выявить её специфику;
поведать, как раскрываются темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний в литературе Древней Руси;
показать, что нравственные идеалы и заветы Древней Руси ценны и поныне.
Слайд 4русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и
Февронии Муромских
Литературное творчество его относится к 40—60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны главным образом, из его собственных сочинений.
ЕРМОЛАЙ-ЕРАЗМ
Слайд 6Композиция жития:
1. Рождение святого.
2. Жизнь святого в родительском доме.
Решение служить Богу.
3. Уход из родительского дома.
4. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
5. Прижизненные чудеса.
6. Смерть святого.
7. Посмертные чудеса.
Слайд 7Завязка истории.
Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Есть в земле Российской город…»
- «Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь»
2. Выразительно прочитайте отрывок: «Есть в земле Российской город…» - «…он не знал, где раздобыть Агриков меч»
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Петра.
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Петра в этом отрывке.
Слайд 8Развитие действия.
Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Прослышав, что в Рязанской
земле много врачей» - «Прибыли они в отчизну свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно»
2. Выразительно прочитайте отрывок:
1)«Юноша, слуга его, заехал в село Ласково» - «…тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе» .
2) «Князь велел заплатить баню…» – «Он же удивился её мудрости» .
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии. Каким здесь представляется Пётр?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Сопоставьте поведение Петра и Февронии в этом эпизоде. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Февронии, Петра в этом отрывке.
Составьте сравнительную таблицу: Феврония (какая она?) Пётр (какой он?)
Слайд 9Трудности жизни.
Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вскоре скончался князь Павел…» -
«…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» .
2. Выразительно прочитайте отрывок: -
1). «Вскоре скончался князь Павел…» (стр. 59) - «…пусть возьмёт себе богатства всякого и идёт куда хочет» (стр. 59).
2) «Блаженный князь Пётр не мог оставить жену свою ради княжения…» (стр. 60) – «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» (стр. 61).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Зачем автор описывает чудеса, которые творит Феврония?
4. Попробуйте озаглавить отрывок. 5. Отрывок построен на приёме антитезы (контраста). Антитеза – это противопоставление (черт характера, поведения и т.д.). Зная, что такое антитеза, сопоставьте поведение главных героев повести и бояр. Какими в этом эпизоде показаны Пётр и Феврония, а какими бояре?
Составьте сравнительную таблицу: Петр и Феврония. Бояре. Для чего автор использует приём антитезы в повести?
Слайд 10Заключение.
Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вернулись в Муром князь Пётр и
княгиня Феврония» (стр. 61) - «И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому» (стр. 63).
2. Выразительно прочитайте отрывок: «Феврония, наречённая Ефросинией» (стр. 62) - «…предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25 день» (стр. 62).
3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Как описывает он кончину святых? Что даёт нам понять детальное описание рукоделия Февронии, как она закончила работу?
4. Попробуйте озаглавить отрывок.
5. Какую идею хочет передать автор, так описывая смерть героев? Свой ответ стройте по плану:
«1. Обращают на себя внимание строки, когда ….
2. Не случайно автор вводит в повествование…
3. Таким образом, он хочет сказать читателю…».
Слайд 11- Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в
честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
Рака с мощами святых под высокой иконой в золочёном окладе.
Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей.
Слайд 13Иконы петра и февронии муромских
Слайд 15Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм?
любовь – самоотречение;
-
любовь – самопожертвование;
- любовь – труд;
- любовь требует мудрости;
- если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды;
- любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей;
- настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности;
- истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Слайд 16- В чем основное значение «Повести…»?
Какие жизненные ценности утверждаются в
ней?
- В чем основное значение «Повести…»?
Какие жизненные ценности утверждаются в ней?
Жизнь по заповедям Божьим,
осознанное желание человека творить добро, любовь и верность –
ценности, над которыми не властно время.
Слайд 17Дмитрий Сергеевич Лихачёв:
«…это повесть о любви – сильной, непобедимой, «до
гроба». Буря страстей . . . сменяется в «Повести…» тишиной умиротворённого самоуглубления, эмоциональностью. Феврония подобна «тихим ангелам» Андрея Рублёва. Она мудрая дева. Она готова на подвиг самоотречения. Между её чувством ума и волей нет конфликта: отсюда та необыкновенная «тишина» её образа…»
Слайд 18Подведение итогов урока.
Семья
Любовь
Верность
- Чем обогатила вас история Петра и Февронии?
- О каких вечных ценностях
заставил вас задуматься сегодняшний урок?
Слайд 19Домашняя работа
1. Прочитать балладу В. А. Жуковского «Светлана».
2. Индивидуальное задание: Подготовить
сообщение о биографии В. А. Жуковского.