Слайд 1Поэзия Федора Ивановича Тютчева
(10 класс)
Слайд 2Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки:
Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
Стихи не
имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
Это поэзия для избранных.
Слайд 3 Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стала известна в России лишь
в 50-е гг XIX в. Он покинул родину в 18 лет, 22 года провёл за границей. Его стихи наполнены любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Слайд 4 Отличается стремлением не столько активно вмешивается
в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью к самопознанию и познанию окружающего мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви.
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева удивительна по образности. Он был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.
И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».
Слайд 5Все темы тесно переплетены
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика,
творившего в эпоху торжества реализма
и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Слайд 6Философская лирика
Философские идеи поэта о непознаваемости мира,
о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева.
Слайд 7Философская лирика
«Фонтан» (1836)
Поэт размышляет о судьбе
человека. Он понимает её как слепую силу, перед которой человек бессилен. В стихотворении параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана.
Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремятся ввысь, но есть некий предел, граница для них.
Слайд 8Философская лирика
«Фонтан» (1836)
Поднявшись на
«недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» – вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.
Слайд 9Философская лирика
«День и ночь» (1839)
.
Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.
День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью.
Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека.
Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления
Слайд 10Философская лирика
«Море и утёс» (1848)
Многие стихи
Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.
В этом стихотворении противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер.
Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.
Слайд 11Пейзажная лирика
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в
понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
Что устоит перед дыханьем
И с первой встречею весны!
Слайд 12Пейзажная лирика
«Не то, что мните вы, природа…» (1830)
Правильнее было
бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.
Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь.
Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Слайд 13Пейзажная лирика
«Осенний вечер» (1830)
Природа и человек
живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает жизнь человека. Сумрак, тишина – условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле.
Слайд 14Пейзажная лирика
«Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)
Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»).
Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.
Слайд 15Пейзажная лирика
Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и
гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём».
Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях:
Так связан, съединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…
Слайд 16Пейзажная лирика
Преобладание пейзажей – одна из
примет лирики Ф.И.Тютчева. Поэт как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Он неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года. Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.
Слайд 17Любовная лирика
Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева.
Здесь запечатлены все оттенки этого чувства. Любовь для поэта – «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной». Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
Слайд 18
Любовная лирика
Денисьевский цикл (1850-1865)
«О, как убийственно мы любим…»
Посвящён Елене Александровне Денисьевой.
Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.
Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной.
Слайд 19Любовная лирика
Денисьевский цикл (1850-1865)
«Предопределение»
Раскрывается природа любви: в поединке двух
любящих сердец погибает сердце более нежное и слабое – женское.
«Она сидела на полу…»
Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.
«Весь день она лежала в забытьи…»
Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи:
О Господи!.. И это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…
«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»
Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой. Поэт как бы воскрешает возлюбленную, делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни.
Слайд 20Любовная лирика
«Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»
Оба
стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику.