Презентация, доклад на тему Поэзия Ф.И. Тютчева

Содержание

Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки: Поэзия намёков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела

Слайд 1Поэзия Федора Ивановича Тютчева (10 класс)

Поэзия Федора Ивановича Тютчева (10 класс)

Слайд 2Особенности поэзии «чистого искусства»
Признаки:
Поэзия намёков, догадок, умолчаний.
Стихи не

имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а «летучее» настроение поэта.
Искусство не должно быть связано с жизнью.
Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира.
Это поэзия для избранных.
Особенности поэзии «чистого искусства» Признаки: Поэзия намёков, догадок, умолчаний. Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не

Слайд 3 Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стала известна в России лишь

в 50-е гг XIX в. Он покинул родину в 18 лет, 22 года провёл за границей. Его стихи наполнены любовью к России, размышлениями о её судьбе. Поэту принадлежат строки, ставшие известным афоризмом:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева стала известна в России лишь в 50-е гг XIX в. Он

Слайд 4 Отличается стремлением не столько активно вмешивается

в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью к самопознанию и познанию окружающего мира; умением видеть двойственность во всём: в природе, космосе, любви.
Поэзия Фёдора Ивановича Тютчева удивительна по образности. Он был поклонником женской красоты, вдохновлялся любовью к женщине, и большинство его стихотворений о любви имеют точный адрес.
И.С.Тургенев сказал: «О Тютчеве не спорят. Кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии вообще».
Отличается стремлением не столько активно вмешивается в жизнь, сколько осмыслять её; склонностью

Слайд 5Все темы тесно переплетены
Судьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика,

творившего в эпоху торжества реализма
и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Все темы тесно переплетеныСудьба Тютчева-поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и

Слайд 6Философская лирика
Философские идеи поэта о непознаваемости мира,

о человеке как о ничтожной частице в бесконечной Вселенной, о роли судьбы в жизни человека, о том, что истина скрыта от людей в пугающей бездне, что «мысль изречённая есть ложь» – все они нашли отражение в поэзии Тютчева.
Философская лирика    Философские идеи поэта о непознаваемости мира, о человеке как о ничтожной частице

Слайд 7Философская лирика «Фонтан» (1836)
Поэт размышляет о судьбе

человека. Он понимает её как слепую силу, перед которой человек бессилен. В стихотворении параллельно развиваются две темы: мысли и струи фонтана.
Оно состоит из 2 восьмистиший. В первом создан образ фонтана («облаком живым», «пламенеет, дробится», «пылью огнецветной»), во втором отражена природа человеческой мысли: мысли, как фонтан, стремятся ввысь, но есть некий предел, граница для них.




Философская лирика «Фонтан» (1836)     Поэт размышляет о судьбе человека. Он понимает её как

Слайд 8Философская лирика «Фонтан» (1836)





Поднявшись на

«недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты. Кем установлены границы? «Длань незримо-роковая» – вот поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который человеку не дано.
Философская лирика «Фонтан» (1836)      Поднявшись на «недозволенную» высоту, мысль падает, рассыпаясь на

Слайд 9Философская лирика «День и ночь» (1839)
.

Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит о призрачности дня и могуществе ночи.
День – это иллюзия, он прекрасен, но это лишь оболочка, скрывающая мир истинный, открывающийся ночью.
Ночь – это бездна, первозданный хаос, из которого всё пришло и в который всё уйдёт. Ночь манит и пугает, она непознаваема, как и душа человека.
Солнечный свет скрывает страшную бездну, поэтому днём человеку кажется, что он способен всё объяснить в жизни и ею управлять. Постичь ночь человек не в состоянии – она отражение его души, поэтому он страшится её наступления
Философская лирика  «День и ночь» (1839) .    Стихотворение построено на антитезе. Поэт говорит

Слайд 10Философская лирика «Море и утёс» (1848)

Многие стихи

Тютчева рассказывают о сложных отношениях между судьбой и человеком.
В этом стихотворении противопоставление судьбы и человека носит метафорический характер.
Взбунтовавшееся море – это бунтарская природа человека. Но взрывная стихия моря разбивается о незыблемый утёс – символ судьбы. И усмиряется волна, как человек, уставший бороться с судьбой, бросать ей вызов.
Философская лирика  «Море и утёс» (1848)   Многие стихи Тютчева рассказывают о сложных отношениях между

Слайд 11Пейзажная лирика

Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в

понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл как певец природы. Ни для кого природа не являлась таким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Тютчева.
Л.Н.Толстой признавался, что каждой весной в его памяти возникают строфы тютчевской «Весны»:
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
Что устоит перед дыханьем
И с первой встречею весны!
Пейзажная лирика    Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в

Слайд 12Пейзажная лирика «Не то, что мните вы, природа…» (1830)
Правильнее было

бы назвать пейзажную лирику Тютчева пейзажно-философской.
Пейзажи в его стихах наделены символическим смыслом. Поэт считает, что природа живёт более осмысленно и ярко, пока человек не вмешивается в её жизнь.
Природа у Тютчева одухотворена, олицетворяет ту «живую жизнь», по которой тоскует человек:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Пейзажная лирика  «Не то, что мните вы, природа…» (1830) Правильнее было бы назвать пейзажную лирику Тютчева

Слайд 13Пейзажная лирика «Осенний вечер» (1830)
Природа и человек

живут по одним законам: угасает жизнь природы – замирает жизнь человека. Сумрак, тишина – условия, в которых пробуждается душа. Оставаясь наедине с природой, человек сливается с ней, и это высшее блаженство, доступное на земле.
Пейзажная лирика «Осенний вечер» (1830)     Природа и человек живут по одним законам: угасает

Слайд 14Пейзажная лирика «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)

Поэта привлекают и пышность южных красок («Альпы») и «грустные места» средней полосы России в разные времена года («Весенняя гроза», «Зима недаром злится…»).
Но особенно заметно его пристрастие к водной стихии (чуть ли не в трети стихов идёт речь о море, океане, фонтане, дожде, грозе, тумане). Любуясь морем, Тютчев соотносит стихию жизни моря и непостижимые глубины человеческой души.
Пейзажная лирика «Как хорошо ты, о море ночное…» (1865)    Поэта привлекают и пышность южных

Слайд 15Пейзажная лирика
Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и

гармонический. Человек может увидеть, услышать и понять удивительный мир природы, её язык, когда достигает гармонии и единения со всем миром, с космосом – «Всё во мне и я во всём».
Такое состояние души проявляется во многих стихотворениях:
Так связан, съединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества…


Пейзажная лирика Природа в лирике Тютчева имеет два образа: хаотический и гармонический. Человек может увидеть, услышать и

Слайд 16Пейзажная лирика
Преобладание пейзажей – одна из

примет лирики Ф.И.Тютчева. Поэт как бы возвращался к исходным темам познания людьми мира, к тем вопросам, которые волновали человека ещё на заре его существования и которые получили отражение в легендах, обрядах и сказках. Он неповторимо запечатлел в своих стихотворениях четыре времени года. Тютчева недаром называют певцом русской природы. И надо думать, что полюбил он её не в блестящих гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга, не в патриархальной Москве. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих лугов и необозримых голубых небес родной Брянщины.



Пейзажная лирика     Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Ф.И.Тютчева. Поэт как бы

Слайд 17Любовная лирика

Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева.

Здесь запечатлены все оттенки этого чувства. Любовь для поэта – «самоубийство», «блаженство и безнадёжность», «поединок роковой», «буйная слепота страстей», «жизни ключ», «чудесный плен», «союз души с душой родной». Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
Любовная лирика  Тема любви занимает особое место в творчестве Тютчева. Здесь запечатлены все оттенки этого чувства.

Слайд 18 Любовная лирика Денисьевский цикл (1850-1865) «О, как убийственно мы любим…»



Посвящён Елене Александровне Денисьевой.
Цикл – признанный шедевр мировой поэзии. Представляет собой лирическую повесть о любви – от зарождения чувства до безвременной кончины возлюбленной.
Здесь и во всём цикле стихов любовь наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из боли, невыносимых страданий, острого чувства потери, вины и раскаяния. Звучит страстное желание поэта искупить вину перед любимой женщиной.
Любовная лирика Денисьевский цикл (1850-1865) «О, как убийственно мы любим…»      Посвящён

Слайд 19Любовная лирика Денисьевский цикл (1850-1865)
«Предопределение»

Раскрывается природа любви: в поединке двух

любящих сердец погибает сердце более нежное и слабое – женское.

«Она сидела на полу…»

Показана страница трагической любви, когда она не радует, а приносит печаль.

«Весь день она лежала в забытьи…»

Одно из самых скорбных стихотворений цикла: о неотвратимом угасании любви на фоне летнего буйства природы, о её уходе в «вечность», о безнадёжности и горечи:
О Господи!.. И это пережить
И сердце на клочки не разорвалось…

«Накануне годовщины 4 августа 1864 года»

Самые высокие по духу стихи – те, которые написаны после смерти Денисьевой. Поэт как бы воскрешает возлюбленную, делает запоздалые попытки исправить то, что не смог исправить при её жизни.

Любовная лирика Денисьевский цикл (1850-1865)«Предопределение»  Раскрывается природа любви: в поединке двух любящих сердец погибает сердце более

Слайд 20Любовная лирика «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»

Оба

стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но между ними 34 года. Поэт познакомился с ней, когда девушке было 14 лет, просил её руки, но получил отказ. Оказалось, что звуки музыки любви никогда не умолкают – «жизнь заговорила вновь». Познав сладость и восторг первой и последней любви, Тютчев подарил нам лучезарную, светлую любовную лирику.
Любовная лирика   «Я помню время золотое…» и «Я встретил вас…»Оба стихотворения посвящены Амалии Лерхенфельд, но

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть