Слайд 1Подробное изложение
текста-рассуждения
с элементами повествования в 4 классе
«Пожар в лесу»
Савина
Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 16
ГО Карпинск
Слайд 2Цель. Учить обучающихся логично выстраивать устное повествование, опираясь на план; красиво,
правильно излагать свои мысли письменно.
Планируемые результаты
Предметные: развивать письменную связную речь обучающихся; научатся письменно пересказывать текст; научатся видеть сложные слова, грамотно их писать.
Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к написанию изложения; воспитание трудолюбия, внимания, усидчивости; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.
обогащать знания о причинах возникновения пожаров и о вреде, которые приносят лесные пожары природе; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к природе.
Слайд 3Что такое пожар?
Какие виды пожаров вы знаете?
Каковы причины пожаров?
Чем опасны пожары?
Нажимайте
на вопросы и переходите на нужную страницу. Красная кнопка – возврат и переход на следующие страницы.
Слайд 4 Пожар – это неконтролируемый процесс горения,сопровождающийся уничтожением материальных ценностей
и создающий опасность для жизни людей.
Слайд 5Виды пожаров:
пожары на транспортных средствах;
степные и полевые пожары;
подземные пожары
в шахтах и рудниках;
торфяные и лесные пожары;
пожары в зданиях и сооружениях.
Слайд 6Причины пожаров:
неосторожное обращение с огнём;
несоблюдение правил эксплуатации производственного
оборудования;
самовозгорание веществ и материалов;
разряды статического электричества;
грозовые разряды;
некачественное строительство зданий и сооружений;
несоблюдение правил техники безопасности;
поджоги.
Слайд 7Пожары опасны!
На пожаре губит людей, лишает их
здоровья не только открытый огонь, но и вдыхание горячего воздуха, токсичные продукты горения, потеря видимости вследствие задымления, пониженная концентрация кислорода. Плотный дым, снижая видимость, препятствует эвакуации людей. Очень быстро дым вызывает раздражение слизистой оболочки глаз, что также ухудшает видимость. Кроме того, любой дым, выделяющийся при пожаре, содержит токсичные газы, и если органы дыхания не защищены, то порой хватает нескольких вдохов, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения. Статистика показывает, что на пожаре люди гибнут в основном не от пламени, а от дыма.
Слайд 8
Прочитайте текст.
Пожары в лесу
Лесные пожары возникают
от небрежного обращения с огнём. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк лизнул сухую ветку, зажёг и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползёт в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосёнок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки!
Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес. Берегите лес, это наше богатство!
Слайд 9Словарик
Небрежный – несерьёзный, неаккуратный, неряшливый, невнимательный, недобросовестный, нерадивый, нерачительный, наплевательский, халатный.
Небрежное
отношение -
наплевательское, халатное, несерьезное
Занялись – начали гореть, загорелись,
воспламенились.
Слайд 10«Пламя бушует»
Бушует – значит неистовствует, бесчинствует, буйствует, его невозможно
остановить никакими силами.
Слайд 11Какое настроение вызвал текст? Почему?
Каково ваше отношение к происходящему?
Определим тему текста.
Отражена ли тема в заглавии?
Почему рассказ назван «Пожары в лесу»?
Какие ещё названия вы могли бы предложить?
Какова основная мысль рассказа?
Определите стиль текста.
Слайд 12На какой вопрос отвечает текст?
В какой части текста содержится ответ на
этот вопрос?
Прочитайте эту часть текста.
Это тезис данного текста,
который мы и должны доказать!
Слайд 13На сколько частей можно разделить текст?
Слайд 14Рассказ можно разделить
на 3 части:
1. Вступление.
2. Основная часть.
3. Заключение.
Слайд 15Прочитайте первую часть текста, определите тему и озаглавьте её
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Слайд 16Прочитайте вторую часть текста.
О чём в ней говорится?
Определите тему
и озаглавьте.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонёк лизнул сухую ветку, зажёг и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползёт в небо. Начался лесной пожар. Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосёнок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки!
Слайд 17Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая вред лесных пожаров?
На
сколько частей, по количеству приведённых автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть?
Слайд 18Прочитайте заключительную часть.
Озаглавьте её.
Много лет пройдет, пока
снова вырастет живой лес. Берегите лес, это наше богатство!
Что значит «живой лес»?
Выскажите ваши предположения.
Слайд 19 Живой лес – это лес, в котором много деревьев,
кустарников, трав, животных.
Слайд 20План
1. Вступление. Причины пожаров. (тезис)
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а) Начался пожар.
б)
Гибель растений и животных.
в) Жуткое зрелище!
г) Много лет пройдет, пока вырастет живой лес.
3. Заключение. Берегите лес! (вывод)
Слайд 21К какому выводу приходим,
когда читаем рассказ?
Сравните тезис и вывод.
Слайд 22 Прочитайте отрывок.
Мечутся белки и зайцы; лосёнок прижался
к матери (пытается у нее найти защиту от огня); против огня она (лосиха) бессильна.
Слайд 23Какие чувства передаёт автор?
страх,
беспомощность,
бессилие,
тревогу за судьбу зверей,
жалость.
Слайд 24Метафоры:
Ветерок набежал, раздул.
Огонёк лизнул, зажёг, бежит.
Дым ползёт.
Слайд 25По какому принципу слова
с пропущенными орфограммами разбиты
на 3 столбика?
л_знул меч_тся хищ_ный
л_сёнок горящ_ю лист_ями
наб_жал защищ_ет занялис_
л_сные уч_стки дерев_я
возн_кают ж_вой скол_ко
бл_жайший сил_ный
ог_нёк
Слайд 26Предложения с однородными членами :
Набежал ветерок, раздул пламя.
Синий огонёк лизнул
сухую ветку, зажёг её и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям.
Занялись ближайшие кусты и деревья.
Слайд 27Подведём итоги:
Над какой частью текста было работать интересно?
Какая часть работы показалась
трудной и почему?
Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?
Слайд 28Объясните, почему лес – наше богатство?
Какие еще вы могли бы
дать советы о бережном отношении к лесу?
Слайд 29
Спасибо за работу!
Берегите лес!