Слайд 1ПОДГОТОВКА К ОГЭ – 2016
ЗАДАНИЕ 14. Теория
Слайд 2Пример задания: «Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну… (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Слайд 3Алгоритм работы при решении задания
Найди предложение, в котором БОЛЕЕ ДВУХ
грамматических основ.
Установи тип связи между простыми предложениями в составе сложного:
а) сочинительный тип связи: предложения относительно самостоятельны, связаны союзами И, ДА(=И), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ДА(=НО), А, ИЛИ, ЛИБО, ТО-…ТО…;
б) подчинительная связь: от одного предложения (главного) к другому (придаточному) можно задать вопрос; союзы и союзные слова: ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, БУДТО, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ И Т. Д.;
в) бессоюзная связь: части сложного предложения связаны без союзов, по смыслу; между ними может стоять один из разделительных знаков препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие или тире.
Слайд 4Теория
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединённые между собой
разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
1.) Сочинительная + подчинительная связь
Это сложное предложение, в котором присутствует как сочинительная, так и подчинительная связь.
Например: Ближний лес, в котором мы часто бываем, полон ягод и грибов, а текущая неподалеку река спасает от летнего зноя.
[… , ( в котором …) , … ] , а [ ].
Слайд 52).Сочинительная + бессоюзная связь
Например: Всё небо затянуто, идёт мелкий холодный дождь,
но по свежей зелени деревьев можно догадаться: наступает весна.
[ ], [ ] , но [ ] : [ ].
Слайд 63). Подчинительная + бессоюзная связь
Например: Люблю весенний полдень: звенит за окном
капель, которая радует душу.
[ ] : [ ] , ( которая … ) .
Слайд 74). Бессоюзная + подчинительная + сочинительная связь
Например: Хороша наша природа зимой:
всё вокруг усыпано снегом, который искрится на солнце, и легкий морозец бодрит.
[ ] : [ ], ( который…) , и [ ].