Слайд 1 Подготовка к устному собеседованию
Выполнила :учитель русского языка и
литературы Хакина С.Н.
Слайд 2
Выразительное чтение:
Скорость чтения - примерно 120 слов в
минуту. Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение. Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной.
Слайд 3Повествование о личном жизненном опыте Обратить внимание детей на то, что
экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Таким образом мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.
Слайд 4Темы для обсуждения на экзамене:
музыка
музеи
театры
кинофильмы
путешествия
города
увлечения и хобби
Слайд 5
Монологическое высказывание. Беседа по монологу.
Рекомендации ученикам:
1. Первый и
самый главный прием: определить основную мысль будущего описания. Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата; зачем, для кого ты будешь говорить.
2. Второй прием подготовки : определи ключевые слова, опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении).
Слайд 6Рекомендации ученикам
ЗАЧЕМ? (цель выступления)
ДЛЯ КОГО?
ЧТО ИМЕННО? (ключевые слова)
Это
главное в выступлении
Слайд 7 Композиция монологического высказывания
1.Приветствие, комплимент аудитории.
2.Тезис, доказательство, вывод.
3.Заключение (обобщение). Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Слайд 8Требования к речевому оформлению монологического высказывания Рекомендации ученикам
1.Обязательное использование выступающим
изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика, прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты; вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь и т.д. ); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения
Слайд 93. Оценка говорящим обсуждаемой темы : У меня этот вопрос тоже
вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4.В заключение высказывания выступающий подводит итог: о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
Слайд 10 Описание картины или фотографии
Передний и задний план
Перспектива
Цветовой ряд:
краски, оттенки, настроение
Предметный ряд Персонажи и предметы
Слайд 11 Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи
а) придумывание заголовка и
его обоснование;
б) описание картины или карикатуры;
в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
е) оценка прослушанного и прочитанного;
ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.
Слайд 12Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное
решение какой-то задачи. Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания:
Эпиграф
Пословица
Фразеологизм
Афоризм
Высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
Слайд 13Обсуждение высказывания.
Если у человека нет ни одного подлинного увлечения,
он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.
Хун Цзычен
Слайд 14 Алгоритм выполнения :
1.Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?
2.Подберите
синоним к слову увлечение
3. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова. Находим их и объясняем значение (подлинное увлечение; стоит там, где поставили; идол). Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы.
4. Строим фразу, соблюдая речевые нормы.
5.Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).
Слайд 15
1)Вступление.
Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт
суть хобби.
2)Тезис.
Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке.
3)Вывод.
Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.
Слайд 16
После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в
тетради, оформив как сочинение - миниатюру, обязательно выделяя абзацы (композиционная стройность) и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы
Прием ассоциаций
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
Слайд 18На первых этапах подготовки можно проводить прослушивание аудио текстов, а затем
работать с этим же распечатанным текстом.