Слайд 1Урок развития речи в 9-А классе:
Подготовка к написанию сжатого изложения
учителя русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №681 Фатеевой Ирины Александровны
Слайд 2
Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи.
Форма проведения урока:
урок с использованием ИКТ.
Используемые технологии: информационно – коммуникационная технология.
Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Возраст обучающихся: 15 лет.
Слайд 3План урока:
Организационный момент (2 минуты).
Работа с эпиграфом (3 минуты).
Работа с исходным
текстом (35 минут):
первое чтение текста (3 минуты),
беседа по вопросам (определение темы, идеи, структуры и абзацного
членения текста) (3 минуты),
определение микротем исходного текста (работа в группах) (5 минут),
составление плана изложения (3 минуты),
работа над сжатием исходного текста (5 минут),
способы компрессии текста (приемы сжатия) (3 минуты),
самостоятельная работа групп (5 минут),
результат компрессии исходного текста
(3 минуты),
итоги работы над исходным текстом
(2 минуты),
второе чтение текста (3 минуты),
Написание изложения исходного
текста (35 минут).
5. Итоги урока (5 минут).
Слайд 4Задачи урока:
Образовательные:
формировать структурированное восприятие и содержание текста,
формировать умение видеть логику
рассуждения,
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста.
Развивающие:
продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере
сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА,
уметь выделять микротемы текста,
расширять словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету,
содействовать развитию умения
учащихся общаться между собой,
помочь учащимся осознать ценность
совместной деятельности,
показать важность таких жизненных
понятий, как верность, любовь, милосердие.
Цель урока:
Подготовиться к написанию сжатого изложения на материале
публицистического текста, используя основные способы компрессии.
Слайд 5Работа с эпиграфом
Речевая культура – это умение правильно,
точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка.
С.И. Ожегов
Слайд 6Чтение исходного текста
Прости меня, мама
Мамы давно уже нет… А я всё
ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…» Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно.
Слайд 7 «Берегите матерей!» - провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было
бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего не может выжить на земле человек?
Жертвенность материнского чувства естественна, но естественной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «неразумности» материнских щедрот.
Чтение исходного текста
Слайд 8 «В муках мы мать вспоминаем», - писал Н.А. Некрасов. И за
спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!»
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. То в реальности, а то мысленно… Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Прости меня, мама… (По А. Алексину, 284 слова)
Чтение исходного текста
Слайд 9Этап определения темы текста
Тема определяется различными способами:
по началу текста,
по
ключевым словам,
по ключевым эпизодам,
по поступкам или
размышлениям героев
(автора),
по заглавию текста.
Слайд 10Этап определения идеи текста
Сформулировать идею текста помогает
общая тональность звучания текста,
настроение, которое
вызывает прочтение текста,
отношение автора к событиям, героям,
наличие в тексте тезиса, формулирующего
прямо или косвенно основную мысль
(определение авторской позиции).
Слайд 11Этап определения структуры текста
Композиция текста - построение текста. Как правило, основными
композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.
Тезис - положение, сформулированное как предложение( простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
Слайд 12Этап абзацного членения текста
Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за
интонационными паузами учителя, читающего текст изложения.
Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац.
Слайд 13Определение микротем исходного текста
Слайд 14Определение микротем исходного текста
Слайд 15Определение микротем исходного текста
Слайд 16Определение микротем исходного текста
Слайд 17Определение микротем исходного текста
Слайд 18План сжатого изложения
1. Мамы давно уже нет… А я всё ещё
мысленно говорю:
«Прости меня, мама…».
2. Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы
матерей своих.
3. Естественной обязана быть наша готовность
противостоять благородной «неразумности» материнских
щедрот.
4. «В муках мы мать вспоминаем».
5. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе
и сделать для них всё доброе.
Слайд 19Сжатое изложение
Содержательная
обработка исходного текста
Умение извлекать
главную информацию
из текста
(предметное
и обобщенное умение)
Языковая
обработка исходного текста
Умение лаконично передавать
извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение)
Слайд 20Задача сжатого изложения:
Сжато, в обобщенной форме передать
содержание исходного текста, не
допуская искажения фактов и используя
ключевые авторские слова; отобрать
существенную информацию, исключить
подробности, найти речевые средства
выражения.
Слайд 21Что требуется?
Отбор важной информации.
Формулирование основных идей автора.
Сохранение авторской последовательности событий.
Передача характера
действующих лиц и обстановки без искажений.
Выделение основных
микротем.
Обобщение содержания
исходного текста.
Слайд 23Удаление
Исключать можно:
вводные слова,
однородные члены предложения,
повторы,
однотипные примеры,
риторические вопросы, восклицания,
цитаты,
детали, не влияющие на ход мыслей,
пояснения, описания, рассуждения,
слова-предложения, которые могут быть удалены без ущерба для текста.
При исключении необходимо:
выделить главные (ключевые) с точки зрения основной мысли текста слова,
убрать подробности и детали,
объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Слайд 24Объединение
Объединять можно:
парцеллированные предложения,
ряд предложений, связанных одной мыслью,
части
сложных предложений,
конкретные единичные факты, события, явления.
При объединении необходимо:
найти в тексте мелкие единичные факты,
выявить общее,
объединить факты на основе общего,
сформулировать оставшееся в предложения.
Слайд 25Замена
Заменять можно:
однородные предложения обобщающим словом,
сложные предложения простыми,
части предложения или ряд предложений общим понятием или выражением,
прямую речь косвенной,
часть текста одним предложением.
При замене необходимо:
найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом,
сформулировать данное предложение.
Слайд 26Самостоятельная работа первой группы
Мамы давно уже нет… А
я всё ещё мысленно говорю: «Прости меня, мама…». Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у неё сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, уважали меня. Я и в самом деле старался спасти её от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить её нечастые просьбы. А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. Многое мы, увы, осознаём запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. Случалось, забывал прозвонить в назначенный час. «Я понимаю, как ты занят!» Иногда раздражался по пустякам… «Я понимаю, как ты устал!» Она всё стремилась понять, исходя из интересов сына, которые были для неё подчас выше истины. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! Поздно. (119 слов)
Слайд 27Какие приемы компрессии применили?
Замена прямой речи.
Замена однородных членов предложения обобщающим словом.
Замена
придаточного предложения.
Удаление вводных слов.
Замена ряда предложений одним выражением.
Слайд 28
Что у нас получилось…
Мамы давно уже нет…А я
всё еще мысленно прошу у неё прощения. Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела, чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже ничего не исправишь. Поздно. (80 слов)
Слайд 29
«Берегите матерей!» -
провозгласил в поэме один маститый поэт. Хорошо было бы добавить: «Берегите матерей так, как они берегут нас!» Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: «Не отдаёт ли нам мать последнее? Не отдаёт ли то, без чего
не может выжить на
земле человек?»
(61 слово)
Самостоятельная работа второй группы
Слайд 30Какие приемы компрессии применили?
Замена прямой речи.
Удаление повторов.
Замена ряда предложений одним выражением.
Слайд 31
Что у нас получилось…
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы
добавил:« Надо их беречь, как они нас». Но это призыв
красивый, но нереальный. Только мать способна на
жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы
матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то,
без чего не может выжить на земле человек. (37 слов)
Слайд 32
Жертвенность материнского чувства естественна, но
естественной обязана быть и наша готовность
противостоять благородной «неразумности» материнских
щедрот. (14 слов)
Самостоятельная работа третьей группы
Слайд 33Какие приемы компрессии применили?
Замена ряда предложений одним выражением.
Слайд 34
Что у нас получилось…
Надо разумно и с благодарностью принимать
материнские щедроты.
(6 слов)
Слайд 35
«В муках мы мать вспоминаем», - писал
Н.А. Некрасов. И за
спасением от детских недугов тоже
обращаемся к ней. «Ничего страшного: я с тобой. Всё
пройдёт…» - шепчет мама. И болезнь отступает, потому
что рядом Она. «Ах, если б навеки так было!» (29 слов)
Самостоятельная работа четвертой группы
Слайд 36Какие приемы компрессии применили?
Замена прямой речи другим выражением.
Слайд 37
Что у нас получилось…
Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда
нам трудно, мы обращаемся к ней. И трудности отступают,
потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда
она была жива… (25 слов)
Слайд 38
Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой.
То в реальности,
а то мысленно… Вовремя, при жизни их,
должны мы сказать матерям всё доброе, что можем
сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать.
Прости меня, мама! (28 слов)
Самостоятельная работа пятой группы
Слайд 39Какие приемы компрессии применили?
Замена парцеллированного предложения.
Удаление уточняющего члена предложения.
Объединение структуры сложного
предложения.
Слайд 40
Что у нас получилось…
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над
гранитной плитой. Как жаль, что я вовремя не сказал
матери добрых слов, не сделал добрых дел… Прости меня,
мама! (19 слов)
Слайд 41
Результат компрессии исходного текста
Мамы давно уже нет…А я всё еще
мысленно прошу у неё прощения.
Мама всем рассказывала, какой у неё хороший сын, потому что хотела,
чтобы ко мне хорошо относились. Я тоже старался спасти её от
житейских невзгод, хотел сказать много доброго, но нужных слов не
нашёл. Многое мы осознаём слишком поздно, когда уже ничего нельзя
изменить. Я забывал позвонить, раздражался по пустякам. А мама всё
пыталась понять: интересы сына для неё выше истины. Сейчас уже
ничего не исправишь. Поздно.
Какой-то поэт призывал беречь матерей, а я бы добавил: « Надо их
беречь, как они нас». Но это призыв красивый, но нереальный. Только
мать способна на жертвы, мы же лишь бездумно принимаем жертвы
матерей, не задумываясь, не отдаёт ли мать последнее, то, без чего не
может выжить на земле человек.
Надо разумно и с благодарностью принимать материнские щедроты.
Некрасов писал: «В муках мы мать вспоминаем». Когда нам трудно,
мы обращаемся к ней. И трудности отступают, потому что рядом мама.
Но так было только тогда, когда она была жива…
То в реальности, то мысленно склоняюсь я над гранитной плитой.
Как жаль, что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал
добрых дел… Прости меня, мама! (167 слов, в исходном тексте - 284 слова).
Слайд 42
Итоги работы над исходным текстом
Таким образом, мы сумели
1. Передать основное содержание
исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
2. Правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение).
3. Сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения.