Презентация, доклад на тему Подготовка к ОГЭ.Сжатое изложение.

Содержание

Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.Задачи урока:Повторить приемы сжатия текста.Научить применять приемы сжатия текста на практике.Повторить особенности публицистического текста.Познакомить с текстом на литературную тему.Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои

Слайд 1





ГОТОВИМСЯ К ОГЭ

по русскому языку
Сжатое изложение.
Подготовила учитель русского
языка и литературы
МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКОЙ СОШ
п.Биокомбината
ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Белая Лидия Николаевна

П. БИОКОМБИНАТА, 2016 ГОД



ГОТОВИМСЯ К ОГЭ  по русскому языку    Сжатое изложение.

Слайд 2Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале

публицистического текста.
Задачи урока:
Повторить приемы сжатия текста.
Научить применять приемы сжатия текста на практике.
Повторить особенности публицистического текста.
Познакомить с текстом на литературную тему.
Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок развития речи.


Цель урока: подготовить учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста.Задачи урока:Повторить приемы сжатия текста.Научить

Слайд 3I.Вспомним и потренируемся.
Мир детства

расширяется стремительно и ежедневно. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминаются одинаково ярко на всю жизнь. А.С.Пушкин писал: "Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному..." Ровное, доброе отношение взрослого к ребёнку не противоречит требовательности и строгости.
Мир детства расширяется стремительно. Детская душа впитывает всё одинаково, и хорошие впечатления запоминаются на всю жизнь. Несчастье – хорошая школа, но счастье – лучший университет. Доброе отношение к ребёнку не противоречит строгости.
Исключение.


I.Вспомним и потренируемся.       Мир детства расширяется стремительно и ежедневно. И злое

Слайд 4Вспомним и потренируемся.
Некая неуловимая грань

при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг счастья и жизненной полноты.
Некая грань при переходе одного состояния в другое больше волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких состояний, но и взрослым известно, каково быть ребёнком. Именно это рождает полное счастье.


Обобщение.


Вспомним и потренируемся.      Некая неуловимая грань при переходе одного состояния в иное,

Слайд 5Вспомним и потренируемся.
Детские воспоминания всегда определённы и

образны, но каждому из людей запоминается что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запомнились ощущения, связанные с такими занятиями, как установка скворечника с отцом, дедом или старшим братом, устройство запруды, канавы, игрушечной мельницы, первое ужение рыбы и многое другое.

Детские воспоминания всегда определённы. Каждый человек имеет собственные воспоминания. Это различного рода забавы с близкими людьми.

Упрощение.


Вспомним и потренируемся.    Детские воспоминания всегда определённы и образны, но каждому из людей запоминается

Слайд 6 II.Работа с текстом.

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, публицист. Автор известных романов "Тишина", "Горячий снег", "Берег", "Игра". Мальчишки, едва закончив школу и достигнув совершеннолетия, становились мужчинами, защитниками, которым пришлось взвалить на свои еще не окрепшие плечи непомерный груз войны.


II.Работа с текстом.   Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, публицист. Автор

Слайд 7 Как правильно сжать текст? При первом прослушивании:
 - внимательно прослушайте текст,

чтобы понять его содержание;
- определите ТЕМУ текста (о чем текст?)
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или размышлениям
героев (автора);
по заглавию текста.


Как правильно сжать текст?  При первом прослушивании: - внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание;- определите

Слайд 8 Как правильно сжать текст? При первом прослушивании:
- сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит

текст?)
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
по настроению, которое вызывает прочтение текста;
по отношению автора к событиям, героям;
по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).


Как правильно сжать текст?  При первом прослушивании:- сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?по настроению,

Слайд 9Как правильно сжать текст? При первом прослушивании:
- определите СТИЛЬ текста, ТИП

РЕЧИ (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте особенности этого типа речи при написании изложения;
- запомните последовательность событий, рассуждений;
-составьте ПЛАН текста, выделяя МИКРОТЕМЫ каждой части и озаглавливая их; КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
по выделению главной мысли в абзаце;
по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью;
по ключевым слова и ключевым
предложениям абзаца.


Как правильно сжать текст?  При первом прослушивании:- определите СТИЛЬ текста, ТИП РЕЧИ (описание, рассуждение, повествование), а

Слайд 10Как правильно сжать текст? При втором прослушивании:
- отметьте в

каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ;
МИКРОТЕМА – это содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. МИКРОТЕМА является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько).
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).


Как правильно сжать текст?  При втором прослушивании:  - отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ;

Слайд 11 Определите способ сокращения текста.



ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

(КОМПРЕССИЯ)


ИСКЛЮЧЕНИЕ
(УДАЛЕНИЕ)



ОБОБЩЕНИЕ
(ОБЪЕДИНЕНИЕ)

УПРОЩЕНИЕ
(ЗАМЕНА)


Определите способ сокращения текста. ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Слайд 12СЖАТИЕ ТЕКСТА

-от подробностей -главной мысли
-однородных членов

каждого абзаца
-комментариев - типа речи
-пояснений - логической
последовательности
событий
- стилевых особенностей

отказ

сохранение


СЖАТИЕ ТЕКСТА-от подробностей      -главной мысли-однородных членов   каждого абзаца -комментариев

Слайд 13ИСКЛЮЧЕНИЕ (удаление)
исключаем ОДИН или несколько СИНОНИМОВ в ряду однородных членов, сохраняем тот

из синонимов, который обладает наибольшей ЁМКОСТЬЮ в данном контексте; 
удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ при обобщающем слове или ряд ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части;


ИСКЛЮЧЕНИЕ (удаление)исключаем ОДИН или несколько СИНОНИМОВ в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей

Слайд 14 ОБОБЩЕНИЕ (объединение)
найти единичные факты;
выявить общее;
объединить факты на основе

общего;
сформулировать оставшееся в предложения;


ОБОБЩЕНИЕ (объединение)   найти единичные факты; выявить общее;объединить факты на основе общего; сформулировать оставшееся

Слайд 15УПРОЩЕНИЕ (замена)
заменить сложное предложение простым;
заменить предложение или его часть указательным местоимением;
объединить

два или три предложения в одно;
разбить сложное предложение на сокращённые простые;
перевести прямую речь в косвенную.


УПРОЩЕНИЕ (замена) заменить сложное предложение простым;заменить предложение или его часть указательным местоимением;объединить два или три предложения в

Слайд 16 Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между

собой, чтобы получился текс.




Используйте лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:
лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы;
лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.


Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текс. Используйте

Слайд 17III.Прослушайте аудиозапись текста.


III.Прослушайте аудиозапись текста.

Слайд 18
Определите тему текста.
Определите идею текста.
  Как можно озаглавить текст?


Почему вы так считаете?
Сколько микротем можно в нем выделить?


Определите тему текста. Определите идею текста.  Как можно озаглавить текст?    Почему вы так

Слайд 20Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте .

Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте .

Слайд 21Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте .

Работа над сжатием текста, предложенном обучающимся в письменном варианте .

Слайд 25
Проверка по абзацам. Учащиеся зачитывают свои варианты сжатого текста.

Проверка по абзацам. Учащиеся зачитывают свои варианты сжатого текста.

Слайд 26IV.Работа с критерием ИК2.
-3 балла - экзаменуемый применил 1 или

несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
-2 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
-1 балл - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.-
-0 баллов - экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.


IV.Работа с критерием ИК2. -3 балла - экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на

Слайд 27

V. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 1группа. Назовите соответствующую фразу: Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

2 группа. Незаконченное предложение:
Самым интересным для меня было…., потому что ….
Самым скучным для меня было…., потому что ….
Теперь бы я ещё хотел узнать о …., потому что ….
Я был бы рад…., потому что ….



Слайд 28

3 группа. Позиционная дискуссия:
Работа была плодотворной, потому что ….
Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как ….
Однако мы не узнали о….
Нельзя не согласиться с тем, что хотелось бы узнать о ….
Несмотря на то, что мы не узнали …., работа позволила…
4 группа. Точка зрения:
-Выскажите свою точку зрения относительно данного урока и своего самочувствия на нём. Поставьте точку в определённой части плоскости.
1.Очень хорошо.
2.Ничему не научился.
3.Многому научился.
4.Очень плохо.


3 группа. Позиционная дискуссия:Работа была

Слайд 29 VI.Домашнее задание: применив разные приемы сжатия, сжать предложенный на листочках текст

по абзацам.


VI.Домашнее задание:  применив разные приемы сжатия, сжать предложенный на листочках текст по

Слайд 30ИСТОЧНИКИ

И.П.Цыбулько. ОГЭ 2017.Русский
язык. Типовые экзаменационные
варианты(12вариантов).-
Национальное образование, 2016.

ИСТОЧНИКИ И.П.Цыбулько. ОГЭ 2017.Русскийязык. Типовые экзаменационныеварианты(12вариантов).-Национальное образование, 2016.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть