Презентация, доклад на тему Подготовка к ОГЭ Задание 13 Синтаксический анализ сложного предложения

Содержание

Пример задания«Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения».Вместо слова «однородным» могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.

Слайд 1Синтаксический анализ сложного предложения
ОГЭ Задание 13.
Учитель русского языка и литературы


ГБОУ Школа №1354 «Вектор» г.Москвы
Королева Ольга Олеговна
Синтаксический анализ сложного предложенияОГЭ Задание 13. Учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа №1354 «Вектор» г.МосквыКоролева Ольга

Слайд 2Пример задания
«Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер

этого предложения».
Вместо слова «однородным» могут стоять другие слова: последовательным или параллельным. В таком сложноподчинённом предложении должно быть минимум 3 предложения: одно главное и два придаточных.
Пример задания«Среди предложений 25-27 найдите сложноподчинённое предложение с  однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения».Вместо слова «однородным» могут стоять

Слайд 3Последовательное
Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое

придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д. Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.
ПоследовательноеПервое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом: 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное -

Слайд 4Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными.
[Молодые казаки ехали и удерживали

слезы], (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать).
[ ], (так как…), (который… ), ( хотя… ).
Чаще всего главное предложение стоит перед придаточными.[Молодые казаки ехали и удерживали слезы], (так как боялись отца), (который

Слайд 5Но может быть и другой порядок: - главное предложение может также стоять

после придаточных

(Когда человек настолько уязвлён), (что не в силах проявить великодушие), [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].
(Когда…), (что…), [ ].

Но может быть и другой порядок: - главное предложение может также стоять после придаточных (Когда человек настолько

Слайд 6Одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов)
[Вода обрушилась

так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки).
[ ], (что, (когда…), ….).
Сравни:
[Вода обрушилась так страшно], (что (когда солдаты бежали внизу), то им вдогонку уже летели бушующие потоки).
[ ], (что (когда…), то ….).
Одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов)[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали

Слайд 7Параллельное (Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.)
Придаточные относятся к разным словам

одного и того же главного предложения и отвечают на разные вопросы (относятся к разным видам). Придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными словами.
Параллельное (Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и неоднородным.)Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного

Слайд 8Главное предложение может находиться между придаточным
(Когда бричка была уже на конце

деревни), [Чичиков подозвал к себе первого мужика], (который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно,тащил его на плечах).
( Когда…), [ ], ( который…).
Главное предложение может находиться между придаточным(Когда бричка была уже на конце деревни), [Чичиков подозвал к себе первого

Слайд 9Главное предложение может находиться перед придаточными
[Я должен был нанять быков], (чтобы

втащить мою тележку на эту проклятую гору), (потому что была уже осень и гололедица).
[ ], (чтобы…), (потому что… ).
Главное предложение может находиться перед придаточными[Я должен был нанять быков], (чтобы втащить мою тележку на эту проклятую

Слайд 10Однородное
Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении

и отвечают на один и тот же вопрос (относятся к одному и тому же виду).
ОднородноеПридаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот

Слайд 11Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами
[Она знала],  (что девочки

с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты),  (что чувствуют они себя связанно).
[ ], (что… ), (что…).

Чаще всего придаточные присоединяются одинаковыми союзами или союзными словами[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь

Слайд 12!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не

ставится.

Сравни:
[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты) и  (что чувствуют они себя связанно).
[ ], (что… ) и (что…).

!!! Если придаточные связаны союзом И, то запятая между ними не ставится.Сравни:[Она знала],  (что девочки с опаской поглядывают

Слайд 13Придаточные могут присоединяться и разными союзами и союзными словами
[В своих письмах

я не пытаюсь объяснить], (что такое добро) и (почему добрый человек внутренне красив).
[ ], (что… ) и (почему…).
Придаточные могут присоединяться и разными союзами и союзными словами[В своих письмах я не пытаюсь объяснить], (что такое

Слайд 14Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может

отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному

[Ему уже не было страшно],  (хотя гром трещал по-прежнему)  и  (молния полосовала всё небо).
[ ], (хотя…) и ( … ).

Подчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по

Слайд 15Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом

ставится перед сочинительным союзом, а перед подчинительным союзом или союзным словом не ставится

[А Любка обняла Улю], (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться).
[ … ], (с которой…), но (с которой…).

Придаточные могут быть связаны сочинительными союзами А, НО, запятая при этом ставится перед сочинительным союзом, а перед

Слайд 16Придаточные могут стоять в середине главного.
[А Любка обняла Улю, (с которой

она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].
[ – =, (с которой…), но (с которой…), и =].

Придаточные могут стоять в середине главного.[А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у

Слайд 17Комбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение

(однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).

Комбинированное подчинение В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и

Слайд 18Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли

ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ – = ], (что = ), ( = ли – ) или ( = –). (последовательное и однородное подчинение).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров)

Слайд 19Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда

вы шли, и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы = ), [ = ], (иначе – =), (откуда – = ), и (куда = ).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).

Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли, и куда вам нужно

Слайд 20АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Читаем все предложения.
2. Выявляем сложноподчиненные  предложения. (Подчеркиваем грамматические

основы, выделяем союзы или союзные слова, задаем вопросы от предложения, в котором нет подчинительных союзов.)
3. Определяем характер подчинения придаточных в этом предложении (или вид).

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ 1. Читаем все предложения.2. Выявляем сложноподчиненные  предложения. (Подчеркиваем грамматические основы, выделяем союзы или союзные

Слайд 21Образец выполнения задания
Среди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя.
Внимательно читаем фрагмент текста и ищем предложения с двумя придаточными. В данном отрывке оно одно и с однородным подчинением - это предложение №4:
Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. [  ], (что... ) и (что...).
Ответ: 4
Образец выполнения заданияСреди предложений 1–6 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.– (1)Бабуля,

Слайд 22Практикум ОГЭ
1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Напишите номер этого предложения. 
(1) Неожиданно Лёлька подошла к комоду и с трудом выдвинула огромный тяжёлый ящик. (2) Она долго рылась, пока не извлекла из его недр две гладкие голубые ленточки. (3) Их Лелька вплела в косички и завязала бантами. (4) Когда в доме живёт чужой человек, чувствуешь неловкость, даже если его целыми днями нет дома. (5) И Лёлька не скачет через две ступеньки, а ходит плавно и, когда садится, поправляет платье. (6) Ей кажется, что лейтенант не спускает с неё глаз, хотя на самом деле он далеко в степи.(Ю.Яковлев)
 Ответ: 4

Практикум ОГЭ 1. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Неожиданно

Слайд 232. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер

этого предложения.
(1) Они подошли к дому. (2)Сергей сказал, что задержит Альку ненадолго. (3) Однако Алька вернулся только ко сну. (4) Натка раздела его, уложила и, закрыв абажур платком, стала перечитывать второе, только что сегодня полученное письмо. (5) Мать с тревогой писала, что отца переводят на стройку в Таджикистан и что скоро всем надо будет уезжать. (6) Мать волновалась, горячо просила Натку приехать пораньше и сообщала, что отец уже сговорился с горкомом, и если Натка захочет, то и ее отпустят вместе с семьей. (А.Гайдар)
Ответ: 5
2. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.(1) Они подошли к дому.

Слайд 243. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения.
(1) Селевин глянул в сторону — и вдруг дикая радость охватила его: невдалеке ехал проводник, ведя на поводу второго верблюда. (2) И тотчас радость сменилась испугом: проводник удалялся от него. (3) Виктор Алексеевич хрипло крикнул, но вряд ли его было слышно на расстоянии десяти шагов. (4) А проводник тем временем скрылся за барханом и появился уже значительно дальше. (5) Зоолог высыпал на песок стреляные патроны и беспомощно рылся в них. (6) Он вспомнил, что в кармане у него есть два патрона, которые он завязывал в рукав для тяжести, опуская рубашку в колодец. (7) С трудом загнал он распухшие гильзы в стволы. (М.Зверев)
Ответ: 6

3. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.(1) Селевин глянул в

Слайд 254. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения. 
(1) Осенью вся совиная семья разбрелась по лесу. (2) Каждая сова облюбовала себе для охоты часть леса и поселилась в ней. (3) Ночью неясыти бесшумно облетали дозором свои владения. (4) Если другая сова залетала к ним в лес, они набрасывались на нее и били когтями и клювами до тех пор, пока враг не спасался бегством. (5) Тут уже они не разбирали, не приходится ли им другая сова дочерью, сестрой или матерью. (6) Они были свирепые хищники, жили каждая в одиночку и никому не давали пощады. (В.Бианки)
Ответ: 4
 

4. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Осенью вся совиная

Слайд 265. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения. 
Медведь был так увлечен своим делом, что совершенно не обращал внимания на то, что делается вокруг. (2) Толстой когтистой лапой он брался за сухую длинную дранку, оттягивал ее на себя, а потом отпускал. (3) Ударившись о пень, дранка дребезжала и издавала звук, похожий на аплодисменты. (4) Зверю это, видимо, очень нравилось. (5) Маленькими глазками, похожими на недоспелую черную смородину, он поглядывал на поющую дранку то справа, то слева, наклонялся к ней ухом. (6) А когда она замолкала, он снова, с ещё большим усердием тянул ее на себя, откидываясь назад. (В.Савин)
Ответ:1

5. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Медведь был так увлечен

Слайд 276. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения. 
(1) Просидел с час. (2) Отдохнул. (3) Полюбовался первым снежком, покрывшим ели и пихты, точно ватой, а голые осинки и липнячок – стеклянными бусами. (4) Поел ягод рябины, прихваченных морозом, ставших кисло-сладкими, и тронулся в путь, за беляком. (5) Сначала убегал он без оглядки, а затем сбавил галоп и перешёл на рысцу. (6) Снова изредка сидел, прислушивался и уже спокойный уходил дальше, огибая гору. (7) След привёл в болотце, где ночью заяц кормился, а затем вывел на мой след, по которому я уже шел к лёжке на горе. (8) Выходит, круг замкнулся. (9) Надо думать, что беляк где-то снова залёг. (10) И лежит, чуткий, настороженный. (В.Савин)
Ответ: 7
6. Среди предложений 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Просидел с час.

Слайд 287. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер

этого предложения. 
(1) Я не мог оторвать взгляда от реки. (2) Зею тут не узнать - стала недоступная, чужая. (3) С глухим рокотом рвётся она из-за скалы, бросается всей массой голубой воды на оскаленные перекаты. (4) Сквозь радужную пыль видно, как бьются тугие струи о груди непокорных валунов, как кипит, бушует вода и, высоко вздымаясь, снова падает на них. (5) И так, неудержимыми скачками, Зея проносится мимо обрыва, прыгает влево, за утёс. (6) И оттуда, будто из преисподней, доносится непокорный, угрожающий рёв одичавшего потока. (Г.Федосеев)
Ответ: 4

7. Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. (1) Я не мог оторвать

Слайд 298. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер

этого предложения. 
Ольга Ивановна тоже готовилась к приходу жильца. (2) Поначалу, узнав от дочки о неожиданном госте, она вспылила: "Терпеть не могу, когда в доме чужие люди!" (3) Но потом стала сама себя убеждать, что места в доме достаточно, что сама она все равно целыми днями пропадает в своей больнице. (4) И вообще, жилец - временный. (5) Ольга Ивановна отошла и весь остаток дня приводила дом в порядок: ей не хотелось ударить лицом в грязь перед незнакомым человеком. (Ю.Яковлев)
Ответ: 3

8. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения. Ольга Ивановна тоже готовилась к

Слайд 309. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите

номер этого предложения. 
(1) Но Олег уже поборол в себе страх. (2) Он живо представил себе, как в его альбоме весенних фотографий появится редкостный снимок. (3) От этой одной мысли у него перехватило дух. (4)Вот удивятся все школьники, когда узнают, что Гудков сфотографировал в лесу живого медведя! (5) Да ещё какого! (6) Медведя-музыканта, медведя в белой манишке. (7) Искать такого станешь, и не найдёшь. (В.Савин)
Ответ: 4
9. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (1) Но Олег уже

Слайд 3110. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением

придаточных. Напишите номер этого предложения. 
Коленка почти упирается в подбородок. (2) Иголка тянет за собой рыжую нитку. (3) Лёлька так увлеклась работой, что не замечает, как отворяется калитка и кто-то входит в палисадник. (4) Когда девочка поднимает глаза, перед ней стоят Фёдор Фёдорович, председатель поселкового Совета, и незнакомый военный. (5) Лицо Федора Федоровича коричневое, испечённое на солнце. (6) А военный - бледнолицый. (7) Он еще не загорел на степном солнышке. (8) В одной руке он держит чемодан, в другой, согнутой в локте, - шинель. (Ю.Яковлев)
Ответ: 3

10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. Коленка почти

Слайд 32 ПОВТОРЕНИЕ 1
1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры,

обозначающие запятые при обращении.
А знаешь, (1) дедушка, (2) — сказал он, (3) — немцы говорят, (4) Гитлер уже в Москву вошел. (Богданов Н.)
2. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Он долго еще ликует. Так, (1) что слышно внизу, (2) на улице. По правде сказать, (3) не только отец – все в нашем доме говорят громко, (4) потому что мама не очень хорошо слышит. (Алексин А.)
3. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Ты меня, (1) Елена, (2) прости... - Николай Николаевич дотронулся до щеки. - Никогда никого не бил. Твоего отца вырастил - пальцем не тронул. - Он показал на стены, (3) увешанные картинами. - И всё из-за этого, (4) - виновато улыбнулся. - А ты будь милосердна к падшему. (Железников В.)
Ответы: 1. 12; 2. 3; 3.12
ПОВТОРЕНИЕ 1  1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при

Слайд 334. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке

возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Пропал без вести, (1) значит, (2) ушёл, (3) к примеру, (4) в разведку в тыл врага и не вернулся. И неизвестно, (5) как он погиб. (Железников В.)
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Вот, (1) мол, (2) тебе танк,(3) ты должен будешь пройти на нём весь полигон, (4) шестнадцать километров, (5) а по тебе будут стрелять из пушек наши солдаты. (Железников В.)
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
Герой с войны пришёл, (1) принимай, (2) жена, (3) хвастай, (4) зови гостей. (Распутин В.)
Ответы: 4. 34; 5. 12; 6. 23
4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных

Слайд 347. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие

запятые при вводном слове.
Да, (1) скорее всего, (2) он проснулся именно от этой нестерпимой, (3) несправедливой обиды. Ему приснился сон,(4) что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. И остаётся один на всём свете. (Железников В.)
8. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.
«Слушай, (1) дорогой, (2) — сказала мальчику мать. — Задёрни шторку или пересядь на соседнее кресло. Здесь слишком жарко от солнца, (3) а тебе это вредно». Мальчик недовольно посмотрел на мать. Ему не хотелось, (4) чтобы кто-нибудь услышал, (5) что ему вредно сидеть на солнце. (Железников В.)
Ответы: 7. 12; 8. 12
7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.Да, (1) скорее

Слайд 359. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке

возрастания цифры, обозначающие запятые при обращении.
«Что, (1) Вадик,(2) сразу будем бить или подождем немножко?» - «Чего ты пристал к человеку, (3) Птаха? — щурясь на меня, (4)сказал Вадик. — Понял, (5) человек играть пришёл. Может, (6) он у нас с тобой по десять рублей хочет выиграть?» (Распутин В.)
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Я, (1) например, (2) принципиально не собираю марки, (3) потому что в нашем классе их собирают все; плохо учусь, (4) потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, (5) что урок выучил, (6) но отвечать не буду. Правда, (7) за это меня выгнали из класса и влепили единицу, (8) а отец обозвал балбесом и кричал, (9) что я значение слова "индивидуальность" понимаю шиворот-навыворот. (Железников В.)
Ответы: 9. 123; 10. 127
9. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при обращении.«Что,

Слайд 36Повторение 2
1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Тётя

Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.)
2. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (Тендряков В.)
3. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Бумага, которая закрывала щель в стекле, оторвалась, от окна дуло. (Крапивин В.)
  Ответы: 1.1; 2.3; 3.3


Повторение 2 1. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё

Слайд 374. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Пурга прекратилась,

сразу же посветлело, горизонт впереди очистился, а море стало тёмно-синим, искраплённым ярко-белыми язычками барашков. (Князев Л.)
5. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей. (Болдырев В.)
6. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Неприютный октябрь рвал с деревьев листву, лес раздвинулся, посветлел, редко звучали птичьи голоса, лишь по утрам в бору пинькали синицы, ворчливо трещали сороки да противно орали сойки. (Рудов В.) 
7. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)
Ответы: 4.4; 5.3; 6. 6; 7.3
4. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.Пурга прекратилась, сразу же посветлело, горизонт впереди очистился,

Слайд 388. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Я стоял

на поляне, снега на которой почти не было.(Коваль Ю.)
9. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
С трудом скрывая волнение, Борис Жигуленков чётко повторил полученную боевую задачу и побежал к своему самолету. (Землянский Д.)
10. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.
Массивное здание вздрагивало от разрывов, чернильницы подскакивали и плескали, люстра под потолком начинала раскачиваться, а старый кассир сидел за своим столом над раскрытой приходо-расходной книгой, уставив рассеянный взгляд в распахнутое окно, на площадь, обезлюдевшую, точно перед грозой. (Полевой Б.)
Ответы: 8. 2; 9. 1; 10. 4
8. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.Я стоял на поляне, снега на которой почти

Слайд 39 ПОВТОРЕНИЕ 3  
1.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые. 


Выпишите  цифры,  обозначающие  запятые  между  частями сложносочинённого предложения.
По крайней мере1,Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же2,и сама девочка тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку3, и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
23
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Земной шар живет своей собственной, (1) непредсказуемой жизнью, (2) а  на его поверхности протекают сложные процессы. Что же происходит с нашей планетой?  Содрогается Земля под воздействием землетрясений.  Гибнут люди, (3)населенные пункты. Тайфуны проносятся над городами, (4) разрушая здания, (5) выворачивая вековые деревья.
2
ПОВТОРЕНИЕ 3   1.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые.  Выпишите  цифры,  обозначающие 

Слайд 403. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Приблизительно карканье значит: «Вы видели, (1) конечно, (2) летал ястреб, (3) он мог задрать самую лучшую из ваших кур!» Каркают этак они в смутной надежде, (4) что вы их когда-нибудь да поймете и кинете им за службу нескупой кусок хлеба. В старину, (5) когда люди были ближе к природе и непосредственней, (6) ворон называли вещуньями, (7) но теперь вороны потеряли способность вещать.
7
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Раскопки и  исследования на территории нашей страны показывают, (1) что во все времена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками, (2) религиями, (3) культурами, (4) антропологическим обликом.  Смешение языков, рас, культур шло в течение долгих веков(5), и такое смешение происходило повсеместно.
5
3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями

Слайд 415. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Следовательно, (1) «берегиня» хранит всех нас, (2) а мы обязаны беречь свою «берегиню». Если же рассуждать о женском равноправии, (3) то оно возможно только в том случае, (4) когда женщина в обществе будет стоять выше мужчины — на пьедестале! А мы, зазнавшиеся охламоны, (5) проходя мимо, (6) должны снимать шляпы и кланяться ей.
2
6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, (1) которую никто, (2) видимо, (3) не смог достать.  Влюбленный был высокого роста, (4) он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.
— Все равно последняя кисть, (5) и  она уже дереву не поможет...  А Люсенька обрадуется.
5
5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями

Слайд 427. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложении, связанными сочинительной связью.
Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, (1) со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, (2) но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, (3) что делать с птицей…
2
8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.
Наша занятость оказывается не чем иным, (1) как простейшей, (2) толстокожей, (3) безразличной холодностью. От нагромождения дел человек, (4) может, (5) и останется жив, (6) но, (7) без сомнения, (8) гибнет  то сердечное, (9) доброе, (10) сочувственное и отзывчивое, (11) что нас с ним связывало.
6

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие)  запятую(-ые) между частями

Слайд 439. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие)  запятую(ые) между частями сложносочинённого предложения.
Но есть ведь и другие тесты, (1) и по ним определяют настоящего человека. Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой,(2) отвагой и белозубостью,(3) значит, (4) он отрицательный.
1
10.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) части  сложного предложения, соединённые  сочинительной связью.
Настоящее — это та бесконечная реальность, (1) которая окружает человека, (2) и создается она  им на протяжении его собственной жизни.  Будущее — это надежды, (3) выраженные разными способами.  В основании их надежд — образцы культуры.  Каждый момент жизни человека, (4) начиная с младенчества, (5) — момент освоения им культуры.
2
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие)  запятую(ые) между частями

Слайд 44ПОВТОРЕНИЕ 4
1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук."
олицетворение   2) фразеологизмы   3) антонимы 4) сравнительный оборот
2
2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:
"Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы."
олицетворение   2) метафора   3) синонимы   4) сравнительный оборот
2
ПОВТОРЕНИЕ 4 1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

Слайд 453. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Больных

она определяла сразу: по цвету лица, по воспалённому блеску глаз, по движению и походке.
2) Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
3) Она жила на износ так, будто износа быть не могло: она прятала усталость, а поступки не выдавала за подвиги.
4) И бюро добрых услуг продолжало действовать.
4
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить к него билет, потому что он - с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
4


3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.1) Больных она определяла сразу: по цвету лица,

Слайд 465. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Ты

будешь для меня единственным в целом свете.
2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.
3) Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.
4) Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнце озарится, - продолжал Лис.
2
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности является метафора.
1) Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам.
2) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд - против ветра.
3) Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.
4) Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.
1
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.1) Ты будешь для меня единственным в целом

Слайд 477. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Однажды

он принёс в класс несколько прутиков и поставил их в банку с водой.
2) Это у него была такса - чёрная головешка на четырёх ножках.
3) Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот!
4) Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник.
2
8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились.
2) Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек - белогрудая куница.
3) На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей.
4) Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё…
2
7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.1) Однажды он принёс в класс несколько прутиков

Слайд 489. В каком варианте средством выразительности речи является сравнение?
1) Рядом показалась

чья-то тень, которая вырвалась вперёд.
2) Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. Он уже горел вовсю, словно факел.
3) Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
4) Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
2
10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Дровосек рассказал ему о том, что видел в лесу гигантского оленя, у которого "был целый лес рогов на голове".
2) Но голос этот звучал так неуверенно, так слабо...
3) Олень стоял, как изваяние.
4) Ян смотрел на оленя, и олень не сводил с него своих умных, ясных глаз.
3
9. В каком варианте средством выразительности речи является сравнение?1) Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд.2) Рядом

Слайд 49Использованные материалы
http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura
http://festival.1september.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://images.yandex.ru/yandsearch
http://www.onelegend.ru
 

Использованные материалыhttp://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk-i-literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearchhttp://www.onelegend.ru 

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть