Слайд 1Автор: Уртаева Л.З., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
с. Камбилеевское РСО-Алания
Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.
Слайд 2Развивающие:
готовить к написанию сжатого изложения на основе публицистических произведений;
углубить
понятие абзац;
учить пользоваться разными способами сжатия текста.
Образовательные:
обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
развивать память, мышление школьников.
Воспитательные:
формировать нравственные представления учащихся.
Цели урока:
Слайд 3Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Признаки текста:
ЗАГОЛОВОК;
НАЧАЛО;
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ;
КОНЦОВКА;
КЛЮЧЕВЫЕ (ОПОРНЫЕ) СЛОВА, АБЗАЦ, ТЕМА;
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ.
Слайд 4Тема и микротема
Тема - о чём или о ком говорится в тексте.
Микротема –
часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Слайд 5Задание по КИМ
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 6Приёмы сжатия текста:
1.Исключение:
исключение повторов;
исключение одного или нескольких из синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение фрагмента предложения;
исключение одного или нескольких предложений.
2.Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена предложения или его части определительным или
отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3.Упрощение:
слияние нескольких предложений в одно;
Слайд 7Упражнение 1.
Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие
вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Слайд 8Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.
А) Многие вещества биологического
происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.
Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Слайд 9Упражнение 2.
Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста,
передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.
1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.
3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.
4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)
Слайд 10Ответ.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но
и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов)
Слайд 11Знакомство с содержанием
Война была для детей жестокой и
грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.
(По Ю. Бондареву)
152 слова
Слайд 12Критерии оценивания сжатого изложения
Слайд 15Спасибо за работу!
Удачи на экзаменах!