Слайд 2Сочинение-рассуждение
15.1
15.2
15.3
наличие определённой темы;
наличие основной мысли;
смысловая и структурная связность;
композиционная стройность;
точность, богатство и выразительность речи.
Слайд 3Структура
сочинения-рассуждения
Вступление-тезис
Основная часть – доказательства (аргументы)
Заключение – вывод
Слайд 4Умения,
проверяемые заданием 15.1:
извлекать информацию из текста, адекватно понимать и интерпретировать
её в соответствии с темой и заданным типом речи
уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам
отбирать для анализа языковые явления
аргументировать теоретический тезис
логически последовательно излагать свою точку зрения
Слайд 5Сформулировать собственный тезис на основе высказывания автора. (Тезис, т.е. положение, подлежащее
доказательству, должен представлять собой интерпретацию заявленной фразы автора на теоретическом уровне)
Привести различные доказательства (аргументы) этого тезиса – не менее 2-х аргументов из текста, иллюстрирующих различные языковые явления.
сделать вывод-заключение, подтверждающий заданный тезис.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
на лингвистическую тему 15.1
Слайд 6Рассуждения по основным разделам языкознания
лексика
грамматика
многозначность;
лексика с точки зрения стилистической
окраски;
слова одной тематической группы;
лексика с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы);
лексика с точки зрения происхождения;
профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы;
синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;
фразеологизмы;
тропы (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, сравнение, синекдоха, литота, эпитет и др.);
стилистические фигуры (антитеза, оксюморон, анафора и др.)
словосочетания с разными видами подчинительной связи;
предложения по цели высказывания;
предложения по эмоциональной окраске;
дву- и односоставные предложения;
неполные предложения;
распространенные и нераспространенные предложения;
обособленные члены предложения, однородные члены предложения, обращения, вводные слова и предложения, вставные конструкции;
прямая и косвенная речь.
Слайд 7Умения,
проверяемые заданием 15.2:
адекватно понимать информацию из прочитанного текста
понимать основную мысль
прочитанного текста
уметь создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам
уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её
уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме
логически последовательно излагать свою точку зрения
Слайд 8Вступление-тезис
Тезис – это мысль, которую надо доказать
Тезис – это главная мысль
автора текста, которую надо обосновать, доказать или опровергнуть
Тезис чаще всего в тексте
развёртывается поэтапно
Слайд 9Как выделить тезис
из высказывания
Прочитать текст и разделить его на части.
Выписать
из каждой части предложение, выражающее главное суждение.
Соединить смысловыми союзами, выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.
Слайд 10Речевые клише
для вступления
Автор текста приглашает читателя к размышлению над
вопросом…
Смысл финала текста говорит нам о том, что…
Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста…
Текст заканчивается словами : «…». Полагаю, речь идёт о том, что…
Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…
В этом фрагменте автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я пониманию так: …
Слайд 11Умения, проверяемые заданием 15.3:
адекватно понимать информацию из прочитанного текста
понимать основную мысль
прочитанного текста
уметь создавать собственное высказывание на основе
прочитанного текста
уметь создавать письменное высказывание по заданным параметрам
уметь устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её
уметь выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и формировать свою позицию по данной теме
логически последовательно излагать свою точку зрения
Слайд 12При написании вступления тезисом должно стать определение нравственного понятия, данное вами.
Задайте
себе вопрос: как я это понимаю?
Определение постарайтесь дать одним предложением.
Прокомментируйте его.
Слайд 13В основной части надо показать не только умение анализировать текст, но
и способность к обобщению жизненных фактов.
Лучше и убедительнее аргумент, взятый из литературы, публицистики или основан на исторических примерах.
Слайд 14В заключении нужно ещё раз вернуться к определению понятия , но
уже в самом общем виде, показав его значение не только для вас, но и для людей вообще.
Слайд 15Блок 7 о ЛЮБВИ
Текст 7.1
(1)Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её
голос. (2)Он поразил меня, заставил сердце биться чаще, чем обычно. (3)У всех людей в голосе звучит одна струна, а в её голосе как бы слышались две: одна звучала низко, густо, а другая – высоко, тонко. (4)Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (5)Самые простые слова, когда она их произносила, менялись в своём значении, и казалось, что вообще слышишь их в первый раз. (6)Голос обновлял слова, наполнял теплом.
(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.
Слайд 16(11)Она сидела на прибрежном песке, поджав ноги и упершись подбородком в
колени. (12)Она сидела неподвижно, может быть, даже уснула. (13)Я сделал большой круг, обошёл её, чтобы посмотреть, не спит ли она. (14)Её глаза так сосредоточенно смотрели в одну точку, что я подумал: она видит сон с открытыми глазами.
(15)У неё были тёмные глаза и, когда Наиля щурилась, становились совсем чёрными. (16)Когда же солнце не светило в лицо и она открывала глаза широко, вся чернота собиралась в маленькие точки. (17)Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.
Слайд 17(18)И вдруг она оторвалась от своего сна, подняла глаза и сказала:
– (19)А
я тебя знаю.
– (20)Ты меня знаешь? – (21)Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.
– (22)Мы же учимся в одной школе. (23)Разве ты меня не видел?
– (24)Не видел!
– (25)Какой ты невнимательный, – сказала она.
– (26)Я слышал твой голос... (27)Я услышал твой голос, – сказал я.
– (28)Ты узнал меня по голосу?
– (29)Нет, другое... (30)Я хотел узнать тебя из-за голоса.
– (31)Тебе понравился мой голос?
Слайд 18(32)Понравился! (33)Это было не то слово. (34)Этот голос полностью захватил власть
надо мной!
(35)И вдруг я сказал:
– (36)Ты можешь прочитать наизусть таблицу умножения?
(37)Моя неожиданная просьба застала её врасплох.
– (38)Смеёшься?
– (39)Нет, серьёзно. (40)Я буду слушать твой голос.
(41)Наиля посмотрела на меня пристально, покачала головой. (42)Она не могла понять, а я не мог объяснить ей, что её голос менял значение слов и самые обыкновенные слова звучали как только что рождённые. (43)И таблица умножения превращалась в стихи. (По Ю.Я. Яковлеву)*
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923–1996) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Слайд 1915.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной
приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент».
Комментарий к цитате. Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку.
Слайд 2015.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И
таблица умножения превращалась в стихи».
15.3 Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь».
Слайд 2115.2
«И таблица умножения превращалась в стихи», - такими словами заканчивается
текст Ю.Я.Яковлева. Я думаю, что значением этой фразы является то, что для любящего человека все в предмете обожания кажется необыкновенным и прекрасным, ведь влюбляешься ты неожиданно. Можно влюбиться во взгляд, в улыбку, в голос, в жест, а уж если тебя угораздило замазаться в этой красной краске, и твой обожаемый станет для тебя самым родным, несмотря на его минусы, ведь идеальных людей не существует. Ты постепенно полюбишь его чувство юмора, глупые и нелепые ситуации, в которые он попадает, ведь именно то, что ты принимаешь человека таким, какой он есть, и является главным признаком любви.
Так, в тексте Ю.Я. Яковлева героя-рассказчика затронула Наиля еще до того, как он смог ее увидеть, ведь именно ее голос стал тем, что «зацепило» героя. Слова, произнесенные ею, казалось, приобретали совсем иное значение (предложения 1-6).
Конечно, любовь – это безграничная привязанность к человеку, и хочется, чтобы она была взаимной. Надеешься на то, что этот человек будет только с тобой как можно дольше, если получится, то навсегда, ведь ты обожаешь его и нуждаешься в нем, как нуждался герой-рассказчик в том, чтобы хотя бы слышать голос Наили (предложения 14, 32-34).
Таким образом, я считаю, что любовь не дает человеку права выбора, ведь влюбляются нежданно и негаданно, влюбляются в чистые глаза, в ямочку на щеке, в сияющую улыбку, в теплые руки, в мелодичный голос, а дальше мы, как художники, рисуем для себя этого человека, влюбляемся во все его, может быть не самые хорошие черты характера. 244 слова.
Слайд 22Что такое любовь?
Любовь – это чувство взаимной привязанности, безусловное и безграничное
доверие двоих друг к другу. Особой формой любви, светлой и нежной, является юношеская любовь, в основе которой лежит мечта о взаимопонимании, вера в глубину и чистоту первого чувства.
Так, в прочитанном тексте рассказывается о том, что юноша влюбился в девушку, не видя, а только слыша ее. Голос Наили поразил героя, «заставил сердце биться чаще, чем обычно»: он звучал особой струной в его сердце, превращая таблицу умножения в стихи. Все говорит за то, что в душе у юноши зародилась любовь. Да и девушка явно влюблена в героя!
Вспоминаю роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», повествующий о том, как Татьяна Ларина влюбилась в Онегина. Автор не рассказывает, что понравилось девушке в Евгении, а лаконично говорит: «Пора пришла, она влюбилась». У юной дворянки при виде Евгения Онегина «в сердце дума зародилась», дума о большой чистой любви. И как жаль, что герой отверг чувства девушки, разрушил мечты о взаимопонимании. А настоящей любви никогда не будет, если сердце одного из двоих молчит…
Таким образом, любовь – это чувство взаимной привязанности, а не страсть одного из них.
Слайд 23Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов,
симпатии. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания.
В тексте Ю. Яковлева есть пример, подтверждающий мои мысли. Герой-рассказчик влюблён в Наилю. Её голос кажется ему самым прекрасным на свете. Он готов даже слушать, как она просто читает таблицу умножения. Ему хочется «совершить что-то немыслимое», когда Наиля говорит, что знает его.
В жизни тоже есть немало примеров настоящей любви. А. С. Пушкин искренне любил свою жену Наталью Гончарову. Он посвятил ей прекрасные стихи. Поэт погиб на дуэли, защищая честь и доброе имя жены.
Таким образом, любовь – это удивительное чувство, которое полностью преображает жизнь человека.
Слайд 24Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов, идеалов,
симпатии. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания.
В тексте С. А. Лубенец есть пример, подтверждающий мои мысли. Таня Осокина влюблена в Антуана. Она скрывает свои переживания от подруг, пытается казаться равнодушной, но тайно надеется, что мальчик догадается о её чувствах и ответит ей взаимностью.
В жизни тоже есть немало примеров настоящей любви. А. С. Пушкин искренне любил свою жену Наталью Гончарову. Он посвятил ей прекрасные стихи. Поэт погиб на дуэли, защищая честь и доброе имя жены.
Таким образом, любовь – это удивительное чувство, которое полностью преображает жизнь человека.
Слайд 25 Любовь – это чувство глубокой привязанности, основанное на общности интересов,
идеалов, симпатии. Любовь делает человека счастливым, наполняет его жизнь смыслом. Любящий человек принимает любимого таким, какой он есть, замечает в нём только хорошее, а на недостатки не обращает внимания.
В тексте В. И. Одноралова есть пример, подтверждающий мои мысли. Андрейка влюблён в Нину. Ему обидно, что она всё время говорит о Толике. Мальчику хочется обратить на себя её внимание, поэтому он и дёргает её за косички. Он просто не умеет ещё выразить по-другому свои чувства.
В жизни тоже есть немало примеров настоящей любви. А. С. Пушкин искренне любил свою жену Наталью Гончарову. Он посвятил ей прекрасные стихи. Поэт погиб на дуэли, защищая честь и доброе имя жены.
Таким образом, любовь – это удивительное чувство, которое полностью преображает жизнь человека.