Слайд 2Теория
Вводное слово — слово (или словосочетание), при помощи которого
говорящий выражает свое отношение к тому, что он сообщает.
Вводные слова можно изъять из предложения без изменений основной мысли синтаксической конструкции.
Слайд 3Вводные слова выражают:
Уверенность
Неуверенность
Чувства
Источник сообщения
Порядок мыслей, их связь, итог
Способ оформления мыслей
Привлечение внимания
Степень
обычности
Слайд 4Уверенность
Конечно, разумеется, несомненно, безусловно, бесспорно, естественно, действительно, как
правило, без сомнения.
Слайд 5Неуверенность
Наверное, вероятно, кажется, очевидно, видимо, по-видимому, возможно, пожалуй,
по всей вероятности, может быть, должно быть.
Слайд 6Чувства
К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению,
чего доброго, на беду, к нашему удовольствию, в самом деле.
Слайд 7Источник сообщения
По-моему, по моему мнению, по-твоему, говорят, по
сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по словам кого-либо, по слухам, помнится, дескать, мол, как известно, по выражению кого-либо, по сообщениям печати.
Слайд 8Порядок мыслей, их связь, итог
Во-первых, во-вторых, в-третьих, так, значит,
итак, следовательно, таким образом, кстати, в частности, напротив, например, к примеру, впрочем, между прочим, подчеркиваю, наконец, с одной стороны, с другой стороны, кроме того.
Слайд 9Способ оформления мыслей
Иными словами, короче говоря, так сказать,
словом, одним словом, по совести говоря, прямо скажем, иначе говоря, лучше сказать.
Слайд 10Привлечение внимания
Пожалуйста, послушайте, будьте добры, поверьте, видите ли,
знаете, понимаете, допустим, скажем.
Слайд 11Степень обычности
Бывало, по обыкновению, как правило.
Слайд 12 Слова: однако, наконец, значит и действительно, -
не всегда являются вводными и выделяются запятыми.
А слова, которые ВСЕГДА являются вводными и выделяются запятыми: конечно, во-первых, во-вторых, в-третьих, итак, следовательно несомненно, по-видимому, пожалуйста и дескать.
Слайд 13Слова, которые НЕ ЯВЛЯЮТСЯ вводными
Авось, большей частью, будто,
буквально, вдобавок, ведь, в конечном счете, вроде бы, вряд ли, все равно, все таки, даже, именно, иногда, как будто, как бы, к тому же, лишь, между тем, наверняка, небось, непременно, определенно, отчасти, по крайне мере, поистине, по-прежнему, поэтому, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы.
Слайд 14Правила постановки знаков препинания
1. Вводное слово отделяется от предшествующего союза запятой,
если это вводное слово можно исключить из предложения или переставить в другое место без нарушения его структуры
Слайд 152. Вводное слово не отделяется от предшествующего союза запятой, если изъятие
вводного слово из предложения или его перестановка невозможна.
Слайд 163. Вводные слова не отделяются запятой от союза, употребленного
в
абсолютном начале предложения.
Слайд 174. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое
из контекста), то вместо одной запятой обычно ставится тире.
Слайд 185. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует
обобщающему слову, то перед вводным словом ставится тире (без запятой), а после него – запятая.
Слайд 19Потренируемся
Задание №1.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры обозначающие запятые при вводном слове.
Может быть, (1) она больше и ярче в сто раз, (2) чем Полярная звезда. Она, (3) может, (4) просто очень далеко.
Слайд 20Задание №2.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры обозначающие запятые при вводном слове.
На вершине крутой горы, (1) среди кустов лаванды, (2) напоминавших испуганных, (3) круглых, (4) спрятавших головку под крылья, (5) тёмно-фиолетовых птиц, стояли четыре колонны, над которыми Петька не заметил крыши. Но крыша всё-таки, (6) очевидно, (7) была или, (8) по меньшей мере, (9) появлялась в дождливые дни.
Слайд 21Задание №3.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры обозначающие запятые при вводном слове.
Хотя старик и походил на колдуна, (1) его никто не испугался, (2) даже маленькие дети, (3) которые были и на теплоходе, (4) и на причале. Наоборот,(5) многие пассажиры старику обрадовались. С теплохода его приветствовали.
Слайд 22Задание №4.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры обозначающие запятые при вводном слове.
Мимо какой-то подпрыгивающей, (1) воробьиной походкой проходила Димина классная руководительница - маленькая седая старушка. Она, (2) между прочим, (3) учила ребят математике ещё тогда, (4) когда не то что я, (5) а даже мой папа на свет не родился.
Слайд 23Задание №5.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все
запятые. Выпишите цифры обозначающие запятые при вводном слове.
Я пробормотал что-то нечленораздельное, (1) всё ещё обижаясь на неё за то, (2) что не разрешила мне поступить в экспедицию. Мама, (3) видимо, (4) поняла мое состояние. Она бросила шитье и задумалась. Я заметил, (6) как слёзы выступили у неё на глазах и потекли по щекам.
Слайд 24Правильные ответы
1. 1, 3, 4
2. 6, 7, 8, 9
3. 5
4. 2,
3
5. 3, 4
Слайд 25Список литературы
Учебник для подготовки к ГИА по русскому языку.