Слайд 1Шостакович Дмитрий Дмитриевич
советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.
Слайд 2Симфония №7(Ленинградская симфония)
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до
начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления. В 1940 году Шостакович показывал это сочинение коллегам и ученикам, но не опубликовал и публично не исполнял. Когда летом 1941 года композитор начал писать новую симфонию, пассакалья превратилась в большой вариационный эпизод, заменивший разработку в первой её части, законченной в августе.
Слайд 3Д.Д.Шостакович Симфония №7(Ленинградская симфония)
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде
(блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
Слайд 4Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в
то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда. 29 марта под управлением С. Самосуда симфония была впервые исполнена в Москве. Чуть позже симфонию исполнил оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского, находившийся в то время в эвакуации в Новосибирске.
Слайд 5Зарубежная премьера Седьмой симфонии состоялась 22 июня 1942 года в Лондоне —
её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. 19 июля 1942 года состоялась американская премьера симфонии в Нью-Йорке — её исполнил Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижёра Артуро Тосканини.
Слайд 6Симфония в блокадном Ленинграде
9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в
блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.
Слайд 7Оркестр
Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые
музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осаждённый город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Слайд 8Исполнение
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы
Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии.
Слайд 9Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив
плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Слайд 10Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям
городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
Слайд 11Галина Лелюхина, флейтистка:
«Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили,
немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Слайд 12Истории исполнения симфонии посвящён фильм «Ленинградская симфония».