Презентация, доклад на тему Подготовка к ОГЭ (часть 3 15.1) обучение сочинению на лингвистическую тему

Содержание

Этап 1.

Слайд 1Часть 3. Сочинение-рассуждение.
Сочинение на лингвистическую тему. (ОГЭ).
15.1
(Время на выполнение – 60

минут).
Часть 3. Сочинение-рассуждение.Сочинение на лингвистическую тему. (ОГЭ).15.1(Время на выполнение – 60 минут).

Слайд 2Этап 1.

Этап 1.

Слайд 4Пишем
сочинение - рассуждение

Пишем сочинение - рассуждение

Слайд 5Схема рассуждения


ТЕЗИС


АРГУМЕНТЫ

ВЫВОД
Схема рассужденияТЕЗИС

Слайд 6Пишем
сочинение
на лингвистическую
тему

Пишем сочинениена лингвистическую тему

Слайд 7Лингвистика –
наука, изучающая языки

от лат. linqua – язык

языкознание, языковедение
Лингвистика – наука, изучающая языкиот лат. linqua – язык

Слайд 8Как начать сочинение?
Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.

1.

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
2. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.
Как начать сочинение?  Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.1. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего

Слайд 9Следующий этап.
Раскрываем смысл высказывания.

Это значит, что…
Думаю, писатель имел в виду следующее:


Я согласен с писателем. Действительно, …
Следующий этап.Раскрываем смысл высказывания.Это значит, что…Думаю, писатель имел в виду следующее: …Я согласен с писателем. Действительно, …

Слайд 10Следующий этап.
Раскрываем смысл высказывания.
Я согласен с писателем. Действительно,
богатства

русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Следующий этап.Раскрываем смысл высказывания.Я согласен с писателем. Действительно,  богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями,

Слайд 11«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя

было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.

Я согласен с писателем. Действительно,
богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.

ТЕЗИС

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», -

Слайд 12Этап 2.
Примеры-аргументы
из текста

Этап 2.Примеры-аргументы из текста

Слайд 14 звук
морфема

слово
Грамматика

части речи словосочетание
предложение

фонетика

морфемика

лексика

грамматика
морфология синтаксис

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»

звук    морфема   слово  Грамматика

Слайд 15Следующий этап: подбор аргументов.
Обратимся к тексту

(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не

из шкатулки – их вынули из её души…

(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.

Метафора – употребление слова в переносном значении.
Следующий этап: подбор аргументов.Обратимся к тексту(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из

Слайд 16(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала

бесценные листочки.

(24)…и Анна Федотовна подвилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.

Эпитет – образное художественное определение.
(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (24)…и Анна Федотовна подвилась,

Слайд 17 (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её

молчала, и голос сына более не звучал в ней.
(53)…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…


Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов, явлений, понятий свойствами живых существ.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не

Слайд 18 (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием…

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку.
(35)Только пикни у нас.


Разговорные слова – лексические единицы, которые используются для общения в неофициальной обстановке.
(12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием… (29)Они молча отдали ей письма и

Слайд 19 (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.



Фразеологизм – устойчивое сочетание

слов.
(7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.

Слайд 20Задания- «подсказки». Ответ:____2_______

Задания- «подсказки». Ответ:____2_______

Слайд 21Задания- «подсказки». Ответ:____пошептались_______
Разговорное слово «пошушукались»

Задания- «подсказки». Ответ:____пошептались_______Разговорное слово «пошушукались»

Слайд 22Пишем сочинение
1
2
3
Название языкового явления
Пример из текста
Роль языкового явления в тексте

Пишем сочинение123Название языкового явленияПример из текстаРоль языкового явления в тексте

Слайд 23(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
1
2
3
Разговорное

слово

«Пошушукались» (предложение 12)

?

(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.123Разговорное слово«Пошушукались» (предложение 12)?

Слайд 24Разговорная лексика.
передача речевых характеристик изображаемых персонажей;
выражение авторских оценок, чувств и эмоций.
(12)

Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
Разговорная лексика.передача речевых характеристик изображаемых персонажей;выражение авторских оценок, чувств и эмоций.(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка

Слайд 25(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
1
2
3
Разговорное

слово

«Пошушукались» (предложение 12)

Выражает авторскую оценку поведения школьников

(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.123Разговорное слово«Пошушукались» (предложение 12)Выражает авторскую оценку поведения

Слайд 26(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,

и голос сына более не звучал в ней.

1

2

3

Олицетворение

«Душа молчала» (предложение 51)

?

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал

Слайд 27Олицетворение
создаёт живые, выразительные картины чего-либо;
помогает автору передать мысли, чувства, душевное состояние

героев

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Олицетворениесоздаёт живые, выразительные картины чего-либо;помогает автору передать мысли, чувства, душевное состояние героев(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо

Слайд 28(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,

и голос сына более не звучал в ней.

1

2

3

Олицетворение

«Душа молчала» (предложение 51)

Помогает передать чувства Анны Федотовны

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал

Слайд 29«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя

было бы передать русским словом»

Разговорное слово

«Пошушукались» (предложение 12)

Выражает авторскую оценку поведения школьников

Помогает передать чувства Анны Федотовны

«Душа молчала» (предложение 51)

Олицетворение

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»Разговорное слово«Пошушукались»

Слайд 30Пишем сочинение.
«Нет ничего такого в жизни и

в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева.


Пишем сочинение.    «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было

Слайд 31Пишем сочинение.
Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении

12.
В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Пишем сочинение.Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.В предложении 51 чувства Анны Федотовны

Слайд 32Пишем сочинение.
Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые

письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость.
Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью.
В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».

Пишем сочинение.		Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают

Слайд 33Пишем сочинение.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего

нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
ТЕЗИС + АРГУМЕНТЫ


Пишем сочинение.		«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»,

Слайд 34Этап 3.

Этап 3.

Слайд 36Вывод
умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждения.

Выводумозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждения.

Слайд 37Делаем вывод
Итак, …
Следовательно, …
Таким образом, …
Значит, …

Делаем выводИтак, …Следовательно, …Таким образом, …Значит, …

Слайд 38Делаем вывод
Проанализированные примеры из текста… доказывают …
Таким образом, можно сделать вывод:


Итак, лингвист (филолог, писатель и т.п.) прав: …
Делаем выводПроанализированные примеры из текста… доказывают …Таким образом, можно сделать вывод: …Итак, лингвист (филолог, писатель и т.п.)

Слайд 39Делаем вывод
Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность

высказывания К.Г. Паустовского.

Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».
Делаем вывод		Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность высказывания К.Г. Паустовского.				Действительно, «нет ничего такого

Слайд 40 «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя

было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность высказывания К.Г. Паустовского. Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».


«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», -

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть