Слайд 1Часть 3. Сочинение-рассуждение.
Сочинение на лингвистическую тему. (ОГЭ).
15.1
(Время на выполнение – 60
минут).
Слайд 4Пишем
сочинение - рассуждение
Слайд 5Схема рассуждения
ТЕЗИС
АРГУМЕНТЫ
ВЫВОД
Слайд 6Пишем
сочинение
на лингвистическую
тему
Слайд 7Лингвистика –
наука, изучающая языки
от лат. linqua – язык
языкознание, языковедение
Слайд 8Как начать сочинение?
Начать сочинение вы можете словами К.Г. Паустовского.
1.
Константин Георгиевич Паустовский писал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
2. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 9Следующий этап.
Раскрываем смысл высказывания.
Это значит, что…
Думаю, писатель имел в виду следующее:
…
Я согласен с писателем. Действительно, …
Слайд 10Следующий этап.
Раскрываем смысл высказывания.
Я согласен с писателем. Действительно,
богатства
русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Слайд 11«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский.
Я согласен с писателем. Действительно,
богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
ТЕЗИС
Слайд 12Этап 2.
Примеры-аргументы
из текста
слово
Грамматика
части речи словосочетание
предложение
фонетика
морфемика
лексика
грамматика
морфология синтаксис
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»
Слайд 15Следующий этап: подбор аргументов.
Обратимся к тексту
(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не
из шкатулки – их вынули из её души…
(2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога.
Метафора – употребление слова в переносном значении.
Слайд 16(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала
бесценные листочки.
(24)…и Анна Федотовна подвилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка.
Эпитет – образное художественное определение.
Слайд 17 (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её
молчала, и голос сына более не звучал в ней.
(53)…и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов, явлений, понятий свойствами живых существ.
Слайд 18 (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием…
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку.
(35)Только пикни у нас.
Разговорные слова – лексические единицы, которые используются для общения в неофициальной обстановке.
Слайд 19 (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал.
Фразеологизм – устойчивое сочетание
слов.
Слайд 20Задания- «подсказки».
Ответ:____2_______
Слайд 21Задания- «подсказки».
Ответ:____пошептались_______
Разговорное слово «пошушукались»
Слайд 22Пишем сочинение
1
2
3
Название языкового явления
Пример из текста
Роль языкового явления в тексте
Слайд 23(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
1
2
3
Разговорное
слово
«Пошушукались» (предложение 12)
?
Слайд 24Разговорная лексика.
передача речевых характеристик изображаемых персонажей;
выражение авторских оценок, чувств и эмоций.
(12)
Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
Слайд 25(12) Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием.
1
2
3
Разговорное
слово
«Пошушукались» (предложение 12)
Выражает авторскую оценку поведения школьников
Слайд 26(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,
и голос сына более не звучал в ней.
1
2
3
Олицетворение
«Душа молчала» (предложение 51)
?
Слайд 27Олицетворение
создаёт живые, выразительные картины чего-либо;
помогает автору передать мысли, чувства, душевное состояние
героев
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.
Слайд 28(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,
и голос сына более не звучал в ней.
1
2
3
Олицетворение
«Душа молчала» (предложение 51)
Помогает передать чувства Анны Федотовны
Слайд 29«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом»
Разговорное слово
«Пошушукались» (предложение 12)
Выражает авторскую оценку поведения школьников
Помогает передать чувства Анны Федотовны
«Душа молчала» (предложение 51)
Олицетворение
Слайд 30Пишем сочинение.
«Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева.
Слайд 31Пишем сочинение.
Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении
12.
В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Слайд 32Пишем сочинение.
Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые
письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость.
Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью.
В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Слайд 33Пишем сочинение.
«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего
нельзя было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
ТЕЗИС + АРГУМЕНТЫ
Слайд 36Вывод
умозаключение, итог, получающийся как следствие рассуждения.
Слайд 37Делаем вывод
Итак, …
Следовательно, …
Таким образом, …
Значит, …
Слайд 38Делаем вывод
Проанализированные примеры из текста… доказывают …
Таким образом, можно сделать вывод:
…
Итак, лингвист (филолог, писатель и т.п.) прав: …
Слайд 39Делаем вывод
Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность
высказывания К.Г. Паустовского.
Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».
Слайд 40 «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским словом», - писал Константин Георгиевич Паустовский. Я согласен с писателем. Действительно, богатства русской лексики позволяют поделиться самыми сокровенными мыслями, выразить тончайшие оттенки чувств и переживаний, нарисовать красочные словесные картины, создать удивительные художественные образы.
Обратимся к тексту Бориса Васильева. Анна Федотовна, потерявшая на войне сына, бережно хранит его фронтовые письма. Пришедшие к ней дети желают во что бы то ни стало сделать материнские реликвии музейными экспонатами. Старательные пионеры хотят отличиться, а чувства женщины их совсем не интересуют. Писатель осуждает такую чёрствость. Авторскую оценку поведения школьников выражает разговорное слово «пошушукались» в предложении 12.
Старушка оказалась беззащитной перед детской жестокостью и подлостью. «Гости» украли бесценные для матери письма – то единственное, что ещё связывало её с сыном, да и с жизнью. В предложении 51 чувства Анны Федотовны переданы при помощи олицетворения: «…душа её молчала».
Итак, анализ лексических явлений в тексте Бориса Васильева подтверждает правомерность высказывания К.Г. Паустовского. Действительно, «нет ничего такого в жизни в нашем сознании. Чего нельзя было бы передать русским словом».