Презентация, доклад на тему Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9 классе ОГЭ (15.1)

Содержание

Г. Степнанов: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают»С 2.1

Слайд 1Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

Подготовка к написанию сочинения - рассуждения на лингвистическую тему

Слайд 2Г. Степнанов: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика

– как они думают»

С 2.1

Г. Степнанов: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают»С 2.1

Слайд 3Требование, сформулированное в задании
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

лингвиста.
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления ( всего 2 примера).
Приводя примеры, указывай №№ нужных предложений или применяй цитирование.
Объем работы не менее 70 слов.
Рассуждение следует построить на анализе лексических и грамматических явлений. ?
Требование, сформулированное в задании   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста.   Аргументируя свой ответ,

Слайд 4Задача ученика:
1. Объяснить смысл высказывания лингвиста Г.Степанова, проанализировать явления лексики

и грамматики русского языка

Провести лексический анализ высказывания:
(толкование терминов)

«СЛОВАРЬ ЯЗЫКА»
(словарный состав языка – ЛЕКСИКА, от греч. LEXIS – «слово» )

ГРАММАТИКА
включает в себя 2 раздела науки о языке

МОРФОЛОГИЯ

СИНТАКСИС

Задача ученика:1.  Объяснить смысл высказывания лингвиста Г.Степанова, проанализировать явления лексики и грамматики русского языкаПровести лексический анализ

Слайд 5Грамматика
Раздел науки
о языке,
в котором изучаются свойства слова,
изменение слов,


соединение слов в словосочетание и предложение

Грамматический строй
языка (построение)

Совокупность правил изменения слов,
их соединения в словосочетание и предложение

ГрамматикаРаздел науки о языке, в котором изучаются свойства слова, изменение слов, соединение слов в словосочетание и предложениеГрамматический

Слайд 6«Свидетельствовать»
подтверждать
доказывать

«Свидетельствовать»подтверждатьдоказывать

Слайд 7Дом - нет конкретного смысла;
Отчий дом – в значении родной дом
Деревнный

дом – конкретизация материала, из чего построен дом

Какова функция лексики ?

Лексика свидетельствует, о чём думают люди:
что думают люди – это содержание, смысл речи;
слово выражает смысл.




Сравни:

Дом - нет конкретного смысла;Отчий дом – в значении родной домДеревнный дом – конкретизация материала, из чего

Слайд 8Какова функция грамматики ?
Сравни:
Грамматика свидетельствует:
как люди думают,
как строят свою речь,
Какое

выбирают построение речи для выражения её смысла.



(какой?)

Деревянный дом

согласование

Дом и дерева

управление

(из чего?)

Грамматика выражает отношения и связи слов в словосочетании и предложении, поэтому служит для связи слов.

Какова функция грамматики ?Сравни:Грамматика свидетельствует: как люди думают,как строят свою речь,Какое выбирают построение речи для выражения её

Слайд 9Выразительные средства лексики
Прямое и переносное значение слов.
Тропы: эпитет, метафора, олицетворение,

сравнение…
Синонимы.
Антонимы.


Выразительные средства лексикиПрямое и переносное значение слов.Тропы:  эпитет, метафора, олицетворение, сравнение…Синонимы.Антонимы.

Слайд 10Роль существительного в тексте.
Роль прилагательного в тексте.
Роль числительного в тексте.
Выразительные средства

морфологии
Роль существительного в тексте.Роль прилагательного в тексте.Роль числительного в тексте.Выразительные средства морфологии

Слайд 11Риторические вопросы.
Риторические восклицания.
Риторические обращения.
Побудительные предложения.
Вопросительные предложения.
Однородные члены предложения.
Выразительные средства синтаксиса

Риторические вопросы.Риторические восклицания.Риторические обращения.Побудительные предложения.Вопросительные предложения.Однородные члены предложения.Выразительные средства синтаксиса

Слайд 12РАБОТА С ТЕКСТОМ

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Слайд 13ПОИСК АРГУМЕНТОВ

И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ РОЛИ В ТЕКСТЕ
ПОИСК АРГУМЕНТОВ            И  ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ

Слайд 14 Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор

сильно обеспокоил ее, удивил и обидел.

ОЧП - грамматическое явление языка

Это предложение иллюстрирует и лексическое , и грамматическое явления. Автор использует не один глагол, а несколько разных глаголов, тем самым подчеркивая силу переживания героини.

Эти слова (глаголы) автор включает в предложение в качестве однородных членов, что помогает ему точнее выразить свою мысль.

Приём градации - лексическое явление языка

Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил ее, удивил и обидел.ОЧП

Слайд 15(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно
достала бесценные

листочки.

Слово «бесценные» (листочки) употребляется в переносном значении и образно выражает авторскую мысль о том, что письмо погибшего сына является для матери самым дорогим.

Это слово ( бесценные) соединено со словом «листочки» , вместе они образуют в этом предложении словосочетание, таким образом слова связаны не только по смыслу, но и грамматически: зависимое слово «бесценные» согласуется с главным «листочки в грамматических формах: мн.ч. , вин. п. и с помощью окончания - ЫЕ

Связь слов в сл.сочет. – грамматическое явление

Эпитет – лексическое явление

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережнодостала бесценные листочки.Слово «бесценные» (листочки) употребляется в переносном

Слайд 16(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули

из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Наблюдается лексическое явление: одни и те же глаголы употреблены и в прямом и переносном значении (в разных значениях), что позволяет усилить выражение душевного потрясения старого человека, которого обманули.
Интересны не только смысловые отношения слов, но и построение этого предложения. В нем используются повторяющиеся члены предложения: «...вынули из шкатулки…, вынули из её души…», которые подчёркивают авторскую мысль.

(53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла

Слайд 17образец сочинения С 15.1.

образец  сочинения С 15.1.

Слайд 18
Лингвист Г.Степанов утверждает, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а

грамматика – как они думают».
Лексика и грамматика – главные спутники речи. Лексика – это словарный состав языка, основной единицей которого является слово. А слово называет предметы и явления окружающего мира, поэтому лексика свидетельствует, о чём думают люди.

Лингвист Г.Степанов утверждает, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».		Лексика и

Слайд 19 Грамматика изучает разнообразие грамматических форм слов (морфология), а также все связи

в словосочетании и предложении (синтаксис). Таким образом, грамматика свидетельствует о том, как люди думают т.е. как они строят свои высказывания.
В предложении (17) есть словосочетание «бесценные листочки», в котором слово «бесценные» употребляется в переносном значении и образно выражает авторскую мысль о том, что письмо погибшего сына является самым дорогим для матери.

Грамматика изучает разнообразие грамматических форм слов (морфология), а также все связи в словосочетании и предложении (синтаксис). Таким

Слайд 20 Слово «бесценные» соединено в этом предложении с существительным «листочки», вместе они

образуют словосочетание. Таким образом, слова связаны не только по смыслу, но и грамматически: зависимое слово «бесценные» согласуется с главным «листочки» в грамматических формах: мн.ч., вин.п. и с помощью окончания – ЫЕ.
Трудно не согласиться с учёным в том, что «словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Слово «бесценные» соединено в этом предложении с существительным «листочки», вместе они образуют словосочетание. Таким образом, слова связаны

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть