Презентация, доклад на тему Подготовка к лингвистическому сочинению Зачем нужна пунктуация?

Содержание

Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?» Цели и задачи урока:развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую

Слайд 1

Выпускная итоговая работа слушателя курсов повышения квалификации учителей, обеспечивающих педагогическое сопровождение детей – участников Всероссийского конкурса сочинений Коптевой Татьяны Алексеевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Косточковская СОШ»



Выпускная итоговая работа слушателя курсов повышения

Слайд 2Подготовка
к лингвистическому сочинению
«Зачем нужна пунктуация?»



Цели и задачи урока:
развивать и совершенствовать коммуникативную, культуроведческую, языковую и лингвистическую компетенцию учащихся в следующих направлениях:
языковая и лингвистическая компетенция:
обобщить знания учащихся о системе знаков препинания как особой части графической системы русского языка, их функции в письменной речи;
обратить внимание на то, что графика и входящая в нее система знаков препинания являются частью национального культурного наследия;
коммуникативная компетенция: совершенствовать навык грамотного письма, совершенствовать умение создавать текст- рассуждение на лингвистическую тему.



Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»

Слайд 3Форма урока:
Комбинированный урок: знакомство со знаками препинания, пунктуационный анализ текста, комплексный

анализ текста.
Оборудование урока: мультимедиа проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).
Форма урока:Комбинированный урок: знакомство со знаками препинания, пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.Оборудование урока: мультимедиа проектор, экран,

Слайд 4Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам.

М.В. Ломоносов

Знакоположение грамоты, письма, заключает в себе знаки письменные, или буквы, и знаки препинания .
В.И. Даль

Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего.
А.П. Чехов

Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г. Паустовский
Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам.

Слайд 5

Словарная работа
Интонация (от лат. Intonare – громко произносить) – ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоциональной экспрес-сивной окраски.


Знаки препинания – знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслужи-вающие те стороны письменности, которые не могут быть выражены буквами.


Пунктуация (от лат. punktum – точка).
Собрание правил постановки знаков препинания.
Русская пунктуация.
Расстановка знаков препинания в тексте. Ошибочная пунктуация.
То же, что знаки препинания.

.

Словарная

Слайд 6Сегментация - деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы.
Земля.

На ней никто не тронет… Лишь крепче прижимайся к ней.


Корректор – работник издательства, исправляющий ошибки на оттиске типографского набора.

Сегментация - деление речевого потока на составляющие его отрезки или элементы.Земля. На ней никто не тронет… Лишь

Слайд 7История знаков препинания:
точка (.) – 1480-е годы;
запятая (,) – 1520-е годы;
точка

с запятой (;)
восклицательный знак (!)
вопросительный знак (?) начало XVI века;
скобки () – 1619 год (в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого)

тире (-) в конце XVIII века.
кавычки («»)
многоточие (…)

История знаков препинания:точка (.) – 1480-е годы;запятая (,) – 1520-е годы;точка с запятой (;) восклицательный знак (!)вопросительный

Слайд 8Дмитрий Донской
М.И. Кутузов

Дмитрий ДонскойМ.И. Кутузов

Слайд 9Лингвистический эксперимент. (Анализ текста без знаков препинания )
не все легко вспоминать

в своей истории но как без этого как без полного знания всего что было в истории понимать душу своего народа меру его стойкости запас его нравственных сил да вся история твоей Родины принадлежит тебе и Ледовое побоище твое и Куликовская битва твоя но и горькая битва на Калке тоже твоя и разорение русской земли твое ты сын своего народа должен знать и помнить все конечно мои чувства русского человека обычно на стороне моих предков переносясь своими мыслями в те давние исторические времена я молюсь о победе Александра Невского над ливонскими рыцарями и хочу оборонять от супостатов осажденную польскими полками Троице-Сергиеву лавру и готов вместе с Багратионом отдать жизнь на Бородинском поле
Лингвистический эксперимент. (Анализ текста без знаков препинания )не все легко вспоминать в своей истории но как без

Слайд 10Выводы:
Знаки препинания играют важную роль в письменной речи.
Знаки препинания - это

сложная система, которая складывалась веками. (с конца XV века).
Пунктуация строится не только на синтаксической основе, но и обусловлена смыслом высказывания
Пунктуационные знаки ставятся в соответствии с пунктуационными нормами.
Авторские знаки препинания создают эмоциональный строй речи.

смысл + строение + интонация

Выводы:Знаки препинания играют важную роль в письменной речи.Знаки препинания - это сложная система, которая складывалась веками. (с

Слайд 11План сочинения
Структура сочинения-рассуждения

Вступление
Проблема
Заключение
Позиция
автора
Своя позиция
(аргументы)
Комментарий





1
2
3
4
5
6
Общие рекомендации
Тексты и образцы сочинений

План сочиненияСтруктура сочинения-рассужденияВступлениеПроблемаЗаключениеПозицияавтораСвоя позиция(аргументы)Комментарий123456Общие рекомендацииТексты и образцы сочинений

Слайд 12План сочинения-рассуждения
Вступление
Тезис
Доказательства и примеры
1.
2.

3.
Вывод
План сочинения-рассужденияВступлениеТезисДоказательства и примеры   1.    2.   3. Вывод

Слайд 13

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Слайд 14 Образцы сочинений на лингвистическую

тему.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения?»   Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции этих знаков. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Образцы сочинений на лингвистическую тему.Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны пунктуационные знаки

Слайд 15 Какие функции имеют пунктуационные знаки конца предложения?
1. Разделительная
разделяет предложения в

тексте. 
2. Смыслоразличительная
вопросительный знак указывает на цель высказывания- вопрос, требующий ответа.
многоточие указывает на незавершенность сообщения.
точка указывает на завершенность сообщения. 
 3. Интонационная
показывают, что   надо сделать паузу
восклицательный знак указывает на эмоциональную окраску предложения. 

Как писать сочинение с опорой на текст?
Какие функции имеют пунктуационные знаки конца предложения?1. Разделительнаяразделяет предложения в тексте. 2. Смыслоразличительнаявопросительный знак указывает на цель

Слайд 16
Исходный текст
(1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега

и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...   (7)Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:   -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало?   - (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит...   - (13)Лапти? (14)Что за лапти такие?   - (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. - (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...(19) И вдруг твердо:   - (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать.   - (23)Как добывать?   - (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело.   - (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти!   (29)Еще подумал.   - (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то...   (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.   (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:   - (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!   (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь:   (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити!   (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.   (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - (55)Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...   (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.
И.А.Бунин. Лапти

Исходный текст(1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный

Слайд 17Сочинение
 Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения? Точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки имеют

несколько разных функций.
Во-первых, все они служат для разделения  предложений в тексте( предложения 55).
Во-вторых, такой пунктуационный знак, как восклицательный, выполняет интонационную функцию. Он   указывает на эмоциональную окраску предложения (предложения 49-50).
Таким образом, пунктуационные знаки конца предложения очень важны, без них нельзя обойтись на письме.
Сочинение Зачем нужны пунктуационные знаки конца предложения? Точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки имеют несколько разных функций.Во-первых, все они служат

Слайд 18СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть