Слайд 1Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ
МКОУСОШ с.Холуй
Южского района
Ивановской области
Трофимова Надежда Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
Слайд 2Грызя гранит науки неустанно,
Давая пищу здравую уму,
Опять очередное испытанье
Нам выдержать бы вопреки всему
Слайд 3В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом
не менее 70 слов.
Сжатое изложение представляет собой не пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.
Слайд 4Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
От вас требуется изложить главное
содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Вам надо отразить основные микротемы текста.
Слайд 5Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой . Большая тема,
как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Поэтому и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца.
Слайд 6
Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные
понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания.
Слайд 7Приёмы сжатия текста
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём
информации. Вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.
Слайд 8Информация
Главная – это ключевые слова, то есть та информация, без которой
не понятен авторский замысел исходного текста.
Второстепенная – подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста.
Слайд 9Способы сокращения текста.
Содержательные
Разделение информации
на главную и второстепенную
Свёртывание информации за
счёт обобщения.
Языковые
Исключение
Обобщение
Упрощение(замена)
Слайд 10Основные приёмы сжатия текста
1. Исключение.
Исключаем
повторы
синонимы
однородные члены
несущественные фрагменты
целые предложения
Слайд 112. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием.
Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным
выражением,
несколько простых предложений сложным
Слайд 123. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для
этого можно объединить несколько предложений в одно.
Возможна замена сложноподчинённого предложения простым. Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной.
Слайд 13Виды работы на уроках русского языка при подготовке к сжатому изложению
Поиск ключевых слов
Составление тезисного плана из микротем
Восстановление текста по данным словам, фрагментам
Устный пересказ (по памяти)
Комплексный анализ текста
Поиск ошибок сжатия и редактирование текста.
Сопоставление двух текстов(сжатого и подробного)
Слайд 14
Практическая работа на уроке для отработки приемов сжатия
Чувства – это внутреннее
отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
(исключение повторов)
Слайд 15Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились.
Глаза мальчика засияли.
И фотография учеников есть: деревенские
ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами
(Исключение синонимов)
Слайд 16Такие люди, разумеется, ничему не удивляются и не способны совершить открытие,
даже самое маленькое.
Такие люди ничему не удивляются и не способны совершить открытие.
(Исключение вводных конструкций)
Слайд 17Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале:
никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
(Замена однородных членов обобщающим словом)
Слайд 18Сестра жила неподалёку, на соседней улице.
Сестра жила неподалёку.
(Исключение уточняющих членов)
Слайд 19Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги,
закладываются первые привычки, произносятся первые слова.
Человек учится правильному поведению с раннего детства.
(Замена сложного предложения простым )
Слайд 20Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь
его произведения.
Годы идут, но книги писателя не стареют
(В этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Слайд 21Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях.
Авиамодели, снабжённые электродвигателями,
участвуют в спортивных состязаниях.
(Замена придаточной части причастным оборотом)
Слайд 22
«Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные
заботы»,-ответила горничная на вопрос великой балерины.
Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
(Замена прямой речи косвенной)
Слайд 23Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь
о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
(Замена придаточной части деепричастным оборотом)
Слайд 241.Прочитайте текст, выделите ключевые слова.
Много есть озер на свете – больших
и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов.
Слайд 252.Выпишите главную информацию
а) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода,
имеют жидкокристаллическую структуру.
Слайд 26Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому
является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.
Слайд 273.В данных предложениях найдите однородные члены, замените их обобщающим словом.
Принято считать,
что телеграф, телефон, поезда, автомобили, поезда и лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время.
Слайд 284.Выберите из синонимичных языковых средств наиболее экономичные.
Дать подтверждение – подтвердить;
привести доказательство – доказать;
проводить исследование - …; совершать превращение - …; проявлять интерес - …
Процесс реакции – реакция; месяц март - …
Слайд 295.Перестройте сложные предложения в простые, сохраняя их суть.
Деловой человек наращивает скорости,
внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
Слайд 306.Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.
В любом случае можно заранее продумать и
просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
(достичь цели)
В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели.
Слайд 31Задания, направленные на сжатие текста:
1. Сократите текст на одну треть (вдвое,
на три четверти...).
2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.
3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.
4. Составьте на основе текста «телеграмму», т.е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.
Слайд 32Правила построения абзаца:
1) В одном абзаце, как правило, излагается только одна
микротема.
2) Расположение предложений внутри абзаца подчиняется схеме: зачин, развитие мысли, концовка.
3) Самое главное предложение абзаца (предложение, в котором выражена его тема или главная мысль) обычно помещается в начале или в конце абзаца.
4) Развитие мысли в абзаце осуществляется одним из следующих, способов: детализация, приведение примеров, сопоставление или противопоставление, аналогия, объяснение, обоснование тезиса.
Слайд 33Алгоритм работы над сжатием текста на экзамене
Первое чтение текста: восприятие
текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.
Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.
Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.
Слайд 34Уважаемые коллеги! От того, как мы будем готовиться, зависит успешность сдачи
экзамена по русскому языку.
Неважно, какими методами мы будем действовать, главное, чтобы они работали на результат.
Всем нам хочу пожелать удачи на экзаменах.
Слайд 35Список использованной литературы
ОГЭ- 2017. Русский язык. Успешная подготовка. Разбор заданий. Драбкина
С.В., Субботин Д.И.-М.:2017;
Экспресс-репетитор для подготовки к ОГЭ. Сжатое изложение. Е. В. Корчагина, Е. С. Симакова.- АСТ, Астрель, 2016;
ОГЭ.Система упражнений по подготовке к написанию сжатого изложения. Егораева Г.Т.- Экзамен., М.:2016