Слайд 1Подготовка к итоговому сочинению по литературе: эффективные методы и приёмы
Штранц Г.Н.
, учитель высшей категории
МБОУ СШ №12
г. Сургута
Слайд 2 Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать,
чтобы «лилось из-под пера». Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит.
Л.Н.Толстой
Слайд 3Литературное творчество выпускников находится в прямой зависимости от полноты и разнообразия
их прежнего опыта. Его накопление происходит разнообразными путями: в процессе обучения, общения, чтения книг, просмотра кинофильмов, телевизионных передач, экскурсий и т.п. Опыт приходит постепенно, поэтапно
Слайд 4Что не ТАК в работах?
Неумение правильно прочитать тему сочинения, выделить ключевые
слова, увидеть проблему.
Слабость в формировании тезиса.
«Неуклюжая» аргументация (иллюст рация лит. эпизода).
Слабый уровень подготовки домашних заготовок (пересказ «около темы», а не анализ)
Слайд 5Главная особенность итогового сочинения - выпускник должен сформулировать свою точку зрения и
аргументировать свою позицию по предложенной теме и в качестве доказательства привести примеры из художественных текстов.
Практика доказывает, что 60-70% учащихся нуждаются в четком плане сочинения, из них 30% - в готовых клише.
Слайд 6Подготовку к любому сочинению необходимо начинать с глубокого осмысления темы, а
к Итоговому - с осмысления каждого из 5 предложенных направлений: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда». Ученик должен четко представлять то, о чем он будет писать.
Четко сформулированная тема даст ученику направление в работе.
Слайд 7Уральский федеральный округ
104. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
203. Как
связаны понятия «дом» и «отечество»?
303. Что такое «любовь к жизни»?
405. На пути к благородной цели все ли средства хороши?
513. Почему некоторые книги люди перечитывают?
Слайд 8
Уральский федеральный округ
(темы 3 февраля 2016 года):
128. Существует ли
что-то, неподвластное времени?
232. Когда жилище становится Домом?
325. В чём разница между любовью и влюблённостью?
429. Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
526. Какие книги Вы читаете с удовольствием?
Слайд 9 Хабаровский край
109. Что человек стремится забыть,
а что старается удержать в памяти?
205. Дом – это место или люди?
308. Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
413. Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
510. Какие произведения становятся классическими?
Слайд 10Алгоритм-конструктор сочинения (Тема : …)
Слайд 11Составление тезисов
Задайте вопрос по теме сочинения. Дайте ответ на этот вопрос.
Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.
Докажите тезис, используя литературные аргументы для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг. Обязательно! При аргументации упоминание ключевых слов из темы сочинения (2–3 раза),в конце – вывод, «синонимичный тезису»
Заключение - необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.
Слайд 12 «Честь и бесчестие»
Честь… Бесчестие... Что есть честь? Что есть бесчестие? Это полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели в своих произведениях изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. Так, …
Слайд 13 «Разум и чувство»
Разум… Чувство… Что есть разум? Что есть чувство? Это важнейшие составляющие внутреннего мира человека, они влияют на его устремления и поступки. Многие философы, писатели рассматривают движение человеческого ума и сердца как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей русской и мировой классической литературы: их герои нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. Так, …
Слайд 14 « Логические связки»
(переход к основной части)
Тема разума и чувства интересна для писателей русской и мировой классической литературы: их герои нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума. Так, в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» …
Обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема настоящей дружбы. В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» …
Многие писатели русской и мировой литературы в своих произведениях поднимали проблему чести и бесчестия. Например, в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» …
Таким образом, многие конфликты в жизни происходят от избытка чувств; на злые, непродуманные поступки способен чаще бесстрастный рассудок , сеющий вокруг несчастья и горе. Лучше всего жить, как утверждал Ф. Шиллер, когда «просвещённый разум облагораживает нравственные чувства». У человека, живущего по этим нормам, голова воспитывает сердце.
Слайд 16 ВСТУПЛЕНИЕ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что такое настоящая
дружба? Кого мы можем назвать другом? Над этими вопросами задумывались люди во все времена. Я думаю, что дружба – это бескорыстные, теплые взаимоотношения между людьми, основанные на любви, искренности, доверии и взаимопомощи, друг не способен на предательство, ложь, обман.
Таким образом, дружба - это великий дар. Отношения, построенные на доверии, любви и взаимопомощи, наполняют нашу жизнь новыми красками. Дружбу ценят, дорожат ею. Прав был Цицерон, утверждая: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы: исключить из жизни дружбу – всё равно, что лишить мир солнечного света»
Слайд 17Аргумент «Дружба и вражда»
Главный герой романа И.А. Гончарова
«Обломов» с самого детства дружил с Андреем Штольцем . Вместе они играли, учились в пансионе. Несмотря на различия в происхождении, воспитании, в отношении к жизни, Илью Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца можно назвать настоящими друзьями. Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как в детстве и юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят друг в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами, и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами. Несмотря на внешнюю непохожесть характеров героев, дружба Обломова и Штольца длилась многие годы, являясь не только обоюдно приятным, но и полезным для обоих персонажей явлением. Они всегда рады были увидеться, поделиться проблемами или трудностями, оставаясь наиболее близкими людьми на протяжении почти всей жизни.
Слайд 18Что не ТАК в работах?
Неумение правильно прочитать тему сочинения, выделить ключевые
слова, увидеть проблему.
Слабость в формировании тезиса.
«Неуклюжая» аргументация (иллюст рация лит. эпизода).
Слабый уровень подготовки домашних заготовок (пересказ «около темы», а не анализ)
Слайд 19Что необходимо учитывать, чтобы понимание смысла ключевого слово в формулировке темы
было воплощено в тексте сочинения?
Чтобы текст вашего сочинения был чётким по композиции и достаточным по объёму, нужно выстроить трехчастную структуру: вступление – основная часть – заключение.
Во вступлении важно продемонстрировать понимание задачи, предложенной в формулировке темы, то есть выделить ключевые слова и сформулировать ваш собственный тезис. Именно тезис позволит сделать переход к основной части.
Задача основной части – доказать выдвинутый вами тезис.
Доказательство тезиса – аргументы, конкретные примеры из произведений, которыми вы сможете подтвердить верность тезиса. Чтобы эта часть сочинения была выполнена успешно, советуем помнить: приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а на позицию автора произведения и его оценку происходящего. Это убережёт вас от главной ошибки: пересказа основных событий, происходящих с героями. Ваша главная задача – доказательство/подтверждение выдвинутого вами тезиса.
Слайд 20Что необходимо учитывать, чтобы понимание смысла ключевого слово в формулировке темы
было вопло- щено в тексте сочинения?
Чтобы текст вашего сочинения был чётким по композиции и достаточным по объёму, нужно выстроить трехчастную структуру: вступление – основная часть – заключение.
Во вступлении важно продемонстрировать понимание задачи, предложенной в формулировке темы, то есть выделить ключевые слова и сформулировать ваш собственный тезис. Именно тезис позволит сделать переход к основной части.
Задача основной части – доказать выдвинутый вами тезис.
Доказательство тезиса – аргументы, конкретные примеры из произведений, которыми вы сможете подтвердить верность тезиса. Чтобы эта часть сочинения была выполнена успешно, советуем помнить: приводя примеры, нужно ссылаться не на судьбы героев, конкретные факты и их подробный пересказ, а на позицию автора произведения и его оценку происходящего. Это убережёт вас от главной ошибки: пересказа основных событий, происходящих с героями. Ваша главная задача – доказательство/подтверждение выдвинутого вами тезиса.
Слайд 21Какие части сочинения стоит продумать
накануне экзамена
Потренируйтесь работать с «алгоритмом- конст -руктором
сочинений»
Напишите вступление для каждого из данных направлений (как источник идей используйте словарные определения многозначных слов «РАЗУМ-ЧУВСТВА», «ДРУЖБА-ВРАЖДА», …)
Напишите заключение для каждого из данных направлений, в котором кратко обозначьте связь ключевого слова с основными философскими вопросами, волновавшими и волнующими людей во все времена (направления ФИПИ)
По избранным Вами направлениям(2-3) заготовьте эпизоды ( Ф.И.О. автора, жанр и название произве дения, имена героев – проверить правописание!)