Слайд 2Готовимся к итоговому сочинению
2017
Название слайда
Логотип
Слайд 3«Разум и чувство»,
«Честь и бесчестие»,
«Победа и поражение»,
«Опыт и ошибки»,
«Дружба и вражда».
Направления.
Слайд 5Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме
сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение учащегося, связанное с темой или ключевыми словами. Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.
Основная часть — это тезис и аргументы из произведения, по которому пишется сочинение. Идея сочинения формулируется в виде тезиса — четко и ясно. Этот тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы. В качестве аргумента можно привести хотя бы одно художественное произведение, но лучше, конечно, два. В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Главное — нужен не пересказ произведения, а размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа. Разумеется, лучше выучить наизусть наиболее важные цитаты из стихотворных отрывков произведений для подтверждения высказанных тезисов. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.
В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами. В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения. Желательно в заключение сказать и об актуальности поднятых проблем. Заключение должно быть органично связано со вступлением
Слайд 6Вопрос 1: В какой форме могут быть сформулированы темы сочинения?
Слайд 7Вопрос 2: Как выбрать тему сочинения?
Прочитайте внимательно тему сочинения и найдите
ключевые слова.
(Тема: ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой (В. Г. Белинский)
Слайд 8Вопрос 3: Что делать дальше?
Алгоритм работы над сочинением
1. Определите проблему, то
есть вопросы, которые содержатся в теме сочинения.
2. Сформулируйте тезисы, которые раскрывают эту проблему, являются ответами на поставленный вопрос.
3. Подумайте над вопросами: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?», то есть установите связь между собой, своим опытом и предметом, о котором идёт речь.
4. Запишите свои мысли на черновик. Эти предложения могут стать вступлением вашего сочинения.
5. Подберите произведение (-ия), на материале которого (-ых) сможете доказать свою точку зрения.
4. Продумайте композицию (построение) работы.
5. Напишите план сочинения.
6. Напишите черновой вариант.
7. Перечитайте написанное.
Слайд 9Как вы это понимаете? Давайте попробуем оформить ваши предположения в виде
«магнитного поля», то есть запишем слова, которые притягиваются к понятиям РАЗУМ и ЧУВСТВА:
истины
РАЗУМ познание мира
ценностей
самого себя связи вещей и явлений
рациональное начало в человеке
ЧУВСТВА эмоциональный процесс человека
оценочное отношение к реальным и
абстрактным объектам
иррациональное начало в человеке (недоступность рассудку)
Слайд 11Попробует составить «магнитное поле» слов по теме «Конфликт разума и чувства»
на примере одного произведения
Слайд 17Вопрос 5: Сколько тезисов может быть в итоговом сочинении?
Тезис может быть
один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более, начиная ими каждый абзац в основной части (перед литературным аргументом).
Слайд 18Список произведений
Л.Н.Толстой «Война и мир», «После бала»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
И.С.Тургенев «
Отцы и дети», «Ася»
Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»,»Чистый понедельник», «Солнечный удар»
А.И.Куприн»Гранатовый браслет»
У.Шекспир «Ромео и Джульетта»
М.Булгаков «Собачье сердце»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня – крестьянка», « Капитанская дочка»
А.П.Чехов «Вишневый сад», «Ионыч»
Н.В.Гоголь « Мертвые души»
Слайд 19Вопрос 6: О чём писать в аргументации?
1. Основная часть может включать
в себя один или несколько (2-3) аргументов.
2. В качестве аргумента или аргументов можно брать примеры из художественной или публицистической как отечественной, так и зарубежной литературы.
3. Необходимо не просто назвать произведение, нужно проанализировать его с какой-либо стороны:
можно проанализировать сюжетную линию (не увлекайтесь пересказом!),
можно остановиться на образе одного или нескольких героев,
можете сопоставить героев, противопоставить их,
можно проанализировать тему (тематику), раскрываемую в произведении, сопоставив ее с темой сочинения,
можно остановиться на композиционных особенностях произведения, которые помогают раскрыть тему.
4. Если вы берете в качестве одного из аргументов стихотворение или поэму, то произведение обязательно надо процитировать (не увлекайтесь большими цитатами!)
5. Если вы берёте два аргумента, то интересно их сопоставить. Например, размышляя о содружестве разума и чувства, в качестве первого аргумента можно вспомнить историю жизни Андрея Соколова, героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека», который не потерял себя в плену. Другой аргумент – предательство Рыбака, героя повести «Сотников», в котором победило чувство страха за свою жизнь, разум в эту минуту молчал...
Слайд 23Как писать заключительную часть?