Слайд 1Районный конкурс презентаций
«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»
«Подготовка к ЕГЭ по
русскому языку»
Герасимова Наталья Сергеевна
ЗАДАНИЕ 8. Синтаксические нормы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Павловская средняя общеобразовательная школа»
Учитель русского языка и литературы
1 квалификационная категория
Слайд 2
Задание 8.
Синтаксические нормы.
5 баллов
Слайд 3
Повторяем
Типичные грамматические ошибки.
Виды подчинительной связи согласование и управление(в том числе координация
подлежащего и сказуемого; связь несогласованного приложения и определяемого слова).
Построение предложения с однородными членами.
Построение предложения с причастным оборотом.
Построение предложения с деепричастным оборотом.
Построение сложного предложения.
Построение предложения с прямой и косвенной речью.
Слайд 4Грамматическая ошибка -
это нарушение норм образования слов и их грамматических
форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.
Слайд 5Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Слайд 6 ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения
с причастным оборотом
Б) ошибка
в построении сложноподчинённого предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Природный памятник «Столбы выветривания», расположенный на территории Троицко-Печорского района Республики Коми, стал одним из семи чудес России.
2) Пётр чувствовал о том, как слипаются от усталости глаза и страшно ломит тело.
3) В конце XVII столетия науке стало известно о существовании необычного млекопитающего, откладывающем яйца и насиживающем их: это был утконос.
4) К концу 1840-х годов П. Л. Федотовым было написано уже несколько полотен, среди которых выделялись «Разборчивая невеста» и «Свежий кавалер».
5) Те, кто хоть немного увлекается философией, знает, что наши мысли имеют способность воплощаться в реальности.
6) Школьники провели два счастливых дня в лагере «Звёздочке».
7) Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена водителем.
8) Гумилёв объявил стихосложение наукой и ремеслом, которому нужно усердно учиться.
9) Один из важнейших факторов признания игрока в такой стране, как Англия, — это любовь или презрение со стороны прессы.
Слайд 7Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Слайд 12Согласование подлежащего и сказуемого.
Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем
собственным, сказуемое согласуется с именем собственным:
Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
Слайд 13При местоимениях кто некто, кто-то никто сказуемое ставится в форме единственного
числа мужского рода:
Никто из участниц соревнования не получил первое место.
Слайд 14При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе.
Двадцать один день пролетел незаметно.
Слайд 15
Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе:
На
протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнев.
Слайд 16 Построение предложения с приложением.
Приложение – это определение, которое выражено именем
существительным.
Слайд 17
Несогласованные приложения – собственные имена существительные, представляющие собой названия (пишутся в
кавычках). Если несогласованные приложения употребляются без определяемого существительного, то они склоняются:
В «Новом мире» опубликовали новый роман Ю.Полякова.
Слайд 18Построение предложения с однородными членами.
1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов
одновременно и полное, и краткое прилагательное: Он был красивый и умён.
Слайд 19Построение предложения с однородными членами.
2.Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять
отдельные слова в них другими словами, употреблять союзы только непосредственно перед однородными членами: Богатство русской лексики позволяет назвать не только все предметы, но и выразить оттенки значений.
Слайд 20Построение предложения с однородными членами.
3.Нельзя использовать один предлог для однородных членов,
если какой-то из них требует другого предлога: Цветы можно видеть повсюду: на улицах , площадях, скверах.
Слайд 21Построение предложения с однородными членами.
4.Нельзя использовать в одном однородном ряду разнооформленные
компоненты, например существительное и инфинитив: Он любил поэзию и петь романсы.
Слайд 22Построение предложения с причастным оборотом.
1. Причастный оборот должен быть согласован с
определяемым словом.
Слайд 232. Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастного оборота:
либо до него, либо после.
Слайд 24Построение предложения с деепричастным оборотом.
Если деепричастный оборот обозначает действие того же
субъекта, что и глагол, к которому деепричастный оборот относится, использование деепричастного оборота корректно. В остальных случаях использовать деепричастный оборот нельзя: Приходя на концерт симфонической музыки, она завораживает меня.
Слайд 25Построение предложения с прямой и косвенной речью.
Косвенная речь – это способ
передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью следует употреблять местоимения только 3-го лица. Употребление местоимений 1-го и 2-го лица является нарушением: Чехов когда-то сказал, что Таганрога я никогда не миную.
Слайд 26Алгоритм
выполнения задания 8.
Прочитайте первую колонку, в которой перечислены 5 типов
грамматических ошибок. На каждый тип ошибки вспомните правильные и ошибочные примеры.
Слайд 27Найдите грамматическую (-ие) основу (-ы) каждого предложения второй колонки и определите
его тип: простое неосложнённое, простое осложнённое, сложное. Этот шаг поможет сориентироваться при определении типа ошибки. Хорошо найти второстепенные члены предложения.
Исключите из примеров второй колонки предложения без ошибок.
Слайд 28Затем проанализируйте каждое из оставшихся предложений, вспомните нормы построения данного вида
предложения, найдите ошибку и установите её тип.
Если вы установили соответствие, запишите в таблицу номер предложения под соответствующей буквой. (А,Б,В,Г,Д), а затем переходите к анализу следующего предложения.
Слайд 29 ПОМНИТЕ
Последовательность цифр
в ответах задания 8
имеет значение.
Слайд 30ТРЕНИРУЕМСЯ
Индивидуальные задания
Слайд 31Бабайцева В.В. Русский язык.Теория.5-9кл.:учеб.для общнобразоват.учреждений/В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2013
Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2018,25 тренировочных вариантов по демоверсии 2018 года:учебно-методическое пособие/ под редакциекй Н.А.Сениной .-Ростов-н/Д:Легион, 2017г.
Слайд 32 https://rus-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=333
http://fipi.ru
https://mirpps.ru/shablony-dlja-prezentacii/shkolnyie/novyj-shkolnyj-shablon.html
https://rus-ege.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=205