Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
Языковые нормы
Учитель русского языка и литературы
Т.З. Черноколпакова
Слайд 2Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала и восхищалась поэзией Бориса Пастернака.
Б) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.
В) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.
Г) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игры актёров.
Д) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.
1) неправильное употребление падежной формы
существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5)неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Слайд 3Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Нарушение в построении предложения с
несогласованным приложением;
Ошибка в построении предложения с однородными членами;
Нарушение в построении предложения с обособленным определением;
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом;
Нарушение согласования;
Нарушение управления;
Ошибка в построении сложного предложения (сложносочиненного и сложноподчиненного);
Неправильное построение предложения с косвенной речью;
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм;
Неправильное употребление падежной формы существительного;
Неправильное употребление местоимения;
Неправильное употребление имени числительного.
Слайд 4В журнале «Образовании» появились новые материалы о современном искусстве.
В предложении
есть приложение «Образование», относящееся к определяемому слову «журнал». Нужно согласовать приложение с определяемым словом (журнале «Образование») или убрать определяемое слово.
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Верный вариант 1: В журнале «Образование» появились новые материалы о современном искусстве.
Верный вариант 2: В «Образовании» появились новые материалы о современном искусстве.
Слайд 5Благодаря поддержки друзей он сумел быстро восстановить силы и вернуться к
прежней работе.
В предложении есть существительное «поддержка» с производным предлогом «благодаря», которое стоит в родительном падеже (чего? поддержки). А оно должно быть в дательном падеже (благодаря чему? поддержке).
Тип ошибки: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Верный вариант: Благодаря поддержке друзей он сумел быстро восстановить силы и вернуться к прежней работе.
Слайд 6Расположенный рынок в центре города нуждался в реконструкции.
В предложении есть
причастный оборот «расположенный в центре города», он относится к определяемому слову «рынок» (рынок какой? расположенный в центре города), однако он разделен определяемым словом на части. Нужно поместить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Верный вариант 1: Рынок, расположенный в центре города, нуждался в реконструкции.
Верный вариант 2: Расположенный в центре города рынок нуждался в реконструкции.
Слайд 7Жители маленького провинциального городка любили и гордились знаменитым земляком.
В предложении
есть однородные члены «любили» и «гордились», соединенные сочинительным союзом И. Однако существительное «земляк», которое является зависимым для однородных членов, требует разного управления (любили кого? земляка, гордились кем? земляком). Поэтому предложение нужно исправить.
Тип ошибки: Ошибка в построении предложения с однородными членами
Верный вариант: Жители маленького провинциального городка любили знаменитого земляка и гордились им.
Слайд 8Смеясь над собственными недостатками, рождается привычка анализировать свои поступки.
В предложении
есть деепричастный оборот «смеясь над собственными недостатками». Основа предложения состоит из подлежащего «привычка» и сказуемого «рождается». Деепричастие «смеясь» должно относиться к подлежащему, однако привычка не могла смеяться над собственными недостатками. Это делал человек. Нужно перестроить предложение таким образом, чтобы подлежащим стал или подразумевался человек (например, «ты).
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Верный вариант: Смеясь над собственными недостатками, привыкаешь анализировать свои поступки.
Слайд 9Благодаря комментариев Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает
эпоху Пушкина.
В предложении есть существительное «комментарии» с производным предлогом «благодаря», которое стоит в родительном падеже (чего? комментариев). А оно должно быть в дательном падеже (благодаря чему? комментариям).
Тип ошибки: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Верный вариант: Благодаря комментариям Ю.Лотмана к «Евгению Онегину» каждый прочитавший роман лучше понимает эпоху Пушкина.
Слайд 10Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника
Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная часть («те попал на вернисаж художника Голубовского») и придаточная («кто приехал в Воронеж в феврале»). В главной части есть подлежащее «те» и сказуемое «попал». Сказуемое находится в единственном числе, а оно должно быть во множественном, так как подлежащее «те» множественного числа.
Тип ошибки: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Верный вариант: Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
Слайд 11По результатам научного исследования будет опубликована статья в журнале «Науке и
жизни».
В предложении есть приложение «Наука и жизнь», относящееся к определяемому слову «журнал». Нужно согласовать приложение с определяемым словом (журнале «Наука и жизнь») или убрать определяемое слово.
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Верный вариант 1: По результатам научного исследования будет опубликована статья в журнале «Наука и жизнь».
Верный вариант 2: По результатам научного исследования будет опубликована статья в «Науке и жизни».
Слайд 12Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста
Маяковского, символиста Бальмонта, акмеиста Мандельштама.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная часть («те читал стихотворения футуриста Маяковского, символиста Бальмонта, акмеиста Мандельштама») и придаточная («кто интересовался литературными течениями начала ХХ века»). В главной части есть подлежащее «те» и сказуемое «читал». Сказуемое находится в единственном числе, а оно должно быть во множественном, так как подлежащее «те» множественного числа.
Тип ошибки: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Верный вариант: Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читали стихотворения футуриста Маяковского, символиста Бальмонта, акмеиста Мандельштама.
Слайд 13Каждый день я поливал и любовался этими необычными цветами.
В предложении
есть однородные члены «поливал» и «любовался», соединенные сочинительным союзом И. Однако существительное «цветы», которое является зависимым для однородных членов, требует разного управления (поливал что? цветы, любовался чем? цветами). Поэтому предложение нужно исправить.
Тип ошибки: Ошибка в построении предложения с однородными членами
Верный вариант: Каждый день я поливал эти необычные цветы и любовался ими.
Слайд 14Самая высокая степень человеческой мудрости – умение сохранять спокойствие духа вопреки
внешних угроз.
В предложении есть существительное «угрозы» с производным предлогом «вопреки», которое стоит в родительном падеже (чего? угроз). А оно должно быть в дательном падеже (благодаря чему? угрозам).
Тип ошибки: Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Верный вариант: Самая высокая степень человеческой мудрости – умение сохранять спокойствие духа вопреки внешним угрозам.
Слайд 15Приехавшие делегаты на конференцию должны зарегистрироваться.
В предложении есть причастный оборот
«приехавшие на конференцию», он относится к определяемому слову «делегаты» (делегаты какие? приехавшие на конференцию), однако он разделен определяемым словом на части. Нужно поместить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Верный вариант 1: Приехавшие на конференцию делегаты должны зарегистрироваться.
Верный вариант 2: Делегаты, приехавшие на конференцию, должны зарегистрироваться.
Слайд 16Лес тянется с севера на юг, состоящий в основном из хвойных
пород.
В предложении есть причастный оборот «состоящий в основном из хвойных пород», он относится к определяемому слову «лес» (лес какой? состоящий в основном из хвойных пород), однако слишком удален от него. Нужно переместить причастный оборот ближе к определяемому слову.
Тип ошибки: Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Верный вариант: Лес, состоящий в основном из хвойных пород, тянется с севера на юг.
Слайд 17Любовь к Одинцовой, которую Базаров долго не признавал, сильно изменило его.
Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («любовь к Одинцовой сильно изменило его») и придаточная («которую Базаров долго не признавал») части. В главной части подлежащее «любовь» и сказуемое «изменило». Сказуемое имеет форму среднего рода, а оно должно быть в женском, так как подлежащее «любовь» женского рода.
Тип ошибки: Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Верный вариант: Любовь к Одинцовой, которую Базаров долго не признавал, сильно изменила его.
Слайд 18АЛГОРИТМ
1.Ищи ошибки в предложениях:
с однородными членами; (ищи однородные сказуемые с союзом
И.
Задай вопрос от глагола к однородным членам предложения. Вопрос должен быть один и тот же, если нет, то ошибка!!! Это будет правильный ответ.
(Я вижу ??? (пропущен член предложения) и горжусь природой? Вижу что?, горжусь чем?)
Слайд 19Ищи ошибки в предложениях:
2) с причастными оборотами;
( смотри на окончание
причастия, помни, что с определяемым словом должно быть согласование в роде, числе, падеже.)
Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
Слайд 203) с именами собственными, заключёнными в кавычки и являющимися названием газет,
журналов, книг, картин, фильмов;
Ищи ошибки в предложениях:
О первом космонавте Земли рассказывает Л. Обухова в статье «Любимце века».
Слайд 214) с производными предлогами благодаря, согласно, вопреки и непроизводным предлогом по,
употреблённом в оборотах речи по окончании, по приезде, по завершении, по прибытии;
Ищи ошибки в предложениях:
Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
Слайд 225) с двойными союзами не только…но и; как…так и;
Ищи ошибки в
предложениях:
Экзамены сдали не только девятые, а также одиннадцатые классы.
Слайд 236) с использованием цитат;
Ищи ошибки в предложениях:
Лингвист Ф. И. Буслаев часто
говорил, что «я убеждён в необходимости основательного изучения родного языка».
Слайд 247) начинающихся со слов: все, кто…; те, кто…; никто из тех,
кто…
Ищи ошибки в предложениях:
Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.
Слайд 25Спасибо за внимание! Успехов на экзамене!