Слайд 1ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 2ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Слайд 3ФОЛЬКЛОР -
совокупность различных видов и форм устного народного творчества, вошедших в
бытовые традиции того или иного народа.
Жанры фольклора:
заговоры
хоровые и обрядовые песни
духовные стихи
предания
легенды
мифы
сказки
устные рассказы
причитания
анекдоты
Слайд 4ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ -
одна из основных категорий эстетики и литературоведения, которая характеризует
присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (напр., образ героя, образ родины, образ города, образ времени, образ войны и т.д.).
Слайд 5СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА -
основополагающие литературоведческие понятия, обобщающие в себе представления о
неразрывности внутренней и внешней сторон литературного произведения.
Слайд 6ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ -
одна из важнейших категорий поэтики:
способность автора, создающего художественную
«реальность», представлять несуществующее как возможное, искусственное как естественное;
2) результат реализации этой способности в художественном произведении.
Слайд 7ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ УСЛОВНОСТИ
жизнеподобие (изображение жизни «в формах самой жизни»)
Фантастика (подчеркнутое нарушение
жизнеподобия в художественных целях автора, смещение норм восприятия реальности)
Слайд 8ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС -
литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности
ее явлений и фактов)
многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе (которое изучает сравнительно-историческое литературоведение)
Слайд 9ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ
Классицизм (фр. classicisme, от лат.classicus — образцовый)
— художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XVIII вв., развивающие идеи рационализма и просвещения. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на:
высокие (ода, трагедия,(элегия),эпопея),
низкие (комедия, сатира, басня).
Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешение которых не допускается.
Русские классицисты: Д.Фонвизин, М. Ломоносов, Г. Державин.
Слайд 10СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
(франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) — умонастроение
в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление, опирающиеся на чувство. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - в конце XVIII- начале XIX века.
Русские сентименталисты: Н. Карамзин.
Слайд 11РОМАНТИЗМ -
явление европейской культуры в—XX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение
и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Русские романтики: А.С. Пушкин (раннего периода), М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А. Блок, М.И. Цветаева
Слайд 12РЕАЛИЗМ -
жизнеподобное изображение действительности в художественном произведении.
Слайд 13ЛИТЕРАТУРНЫЕ РОДЫ
классическая макроклассификация литературных произведений, восходящая к Аристотелю классическая макроклассификация литературных произведений,
восходящая к Аристотелю («Поэтике»).
Критерием в ней служит степень объективности рассказчика и характер изображаемых событий. Выделяются три рода:
драма,
эпос,
лирика.
Слайд 14КРУПНЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
эпопея – масштабное произведение, описывающее большие временные и пространственные
события, выражающее общенациональную или историческую идею.
роман-эпопея, содержит эпические и романные мотивы («Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова).
роман– это целостная художественная концепция человеческой личности в ее формировании, развитии и финальном завершении ее действий («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Обломов» И.А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака).
Слайд 15МАЛЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
повесть - жанр неустойчивого объёма (преимущественно среднего между романом
и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий (Повести Белкина, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Шинель», «Портрет» Н.В. Гоголя).
рассказ – обычно содержит один или два эпизода, лаконичный стиль повествования, один или два главных персонажа (»Хамелеон». «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» А.П. Чехова; «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» И.А. Бунина; «Старуха Изергиль» М. Горького; «Матренин двор» А.И. Солженицына).
Слайд 16ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Это произведения, соединяющие в себе лирическую и эпическую структуры, иногда
в них трудно различить главенство какого-нибудь начала.
Баллада
Поэма
Слайд 17БАЛЛАДА
Сюжетное повествование, изложенное в поэтической форме, исторического, героического или мистического характера.
Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.
В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге», М.Ю. Лермонтов «Сон», С.А. Есенин «Баллада о двадцати шести», В.С. Высоцкий «Баллада о брошенном корабле».
Слайд 18ПОЭМА -
лироэпический жанр, крупное стихотворное (редко прозаическое) произведение с повествовательным или
лирическим сюжетом, синтезирующее объективность изображения и субъективность выраженной авторской позиции.
А.С. Пушкин «Медный всадник», М.Ю. Лермонтов
«Мцыри», Н.В. Гоголь «Мертвые души», Н.А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо», А.А. Блок «Двенадцать,
В.В. Маяковский «Облако в штанах»,
А.А. Ахматова «Реквием», А.Т. Твардовский «Василий Теркин».
Слайд 19ЛИРИКА, ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ
Род литературы, в котором преобладает субъективный взгляд поэта на
мир, а стилистической формой является медитация (размышление). Как правило, в лирике отсутствует сюжет. То, что называют лирическим сюжетом, это не обычный классический сюжет, зафиксированный в теории литературы, а отрезки, части той же субъективной мысли автора, в которых есть некая законченность.
Слайд 20ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
Ода
Элегия
Лирическое стихотворение
Послание
Сонет
Эпиграмма
Слайд 21ОДА
лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о
значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума.
Слайд 22ЭЛЕГИЯ
жанр лирической поэзиижанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворениежанр
лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихомжанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализмажанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее — стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма
(А.С. Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...», Е.А. Баратынский «Признание», М.Ю. Лермонтов «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно»,
Н.А. Некрасов «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), И.А. Бродский «Римские элегии».
Слайд 23ПОСЛАНИЕ
поэтическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу.
А.
С.Пушкин «К Пущину», «Дельвигу»,
В.В. Маяковский «Письмо Татьяне Яковлевой»
С.А. Есенин «Письмо матери».
Слайд 24МОТИВ
(лат. moveo — «двигаю») — простейшая составная часть сюжета.
Типы мотивов:
фольклорно-мифологические,
библейские,
мистические
мотивы
мотивы воспоминания,
мотивы раскаяния,
мотивы надежды,
мотивы любви, ненависти, страха.
Слайд 25КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 26ТЕМАТИКА – СОВОКУПНОСТЬ ТЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Тема – это объект
художественного отражения, те жизненные характеры и ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественную и образуют объективную сторону его содержания.
Слайд 27ТИПЫ ТЕМ
Конкретно-исторические – темы, отражающие характеры и обстоятельства, рожденные и обусловленные
определенной социально-исторической ситуацией в той или иной стране, не повторяющиеся за пределами данного времени.
«Вечные» – темы, в которых отражаются повторяющиеся моменты в истории различных народов, в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.
Слайд 28КОНКРЕТНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
тема «лишнего человека»
тема войны
тема революции
тема чиновничества
тема «маленького» человека
тема конфликта
между разными «лагерями» общества
тема пролетариата
тема народа
Слайд 29ТЕМА «ЛИШНЕГО» ЧЕЛОВЕКА
А.С.Пушкин «Цыгане», «Евгений Онегин»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и
дети»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Слайд 30ТЕМА ВОЙНЫ
«Слово о полку Игореве»
М.Ю.Лермонтов «Бородино»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.А.Блок «Петроградское небо
мутилось дождем…»
М.А.Булгаков «Белая гвардия»
М.А.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
Б.Л.Пастернак «Доктор Живаго»
Слайд 31ТЕМА РЕВОЛЮЦИИ
А.А.Блок «Двенадцать»
С.А.Есенин «Русь Советская»
В.В.Маяковский «Мистерия-буфф»
Слайд 32ТЕМА ЧИНОВНИЧЕСТВА
Н.В.Гоголь «Петербургские повести», «Ревизор»
М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил», «История одного города»
В.В.Маяковский «Прозаседавшиеся»
А.П.Платонов «Усомнившийся Макар», «Город Градов»
Слайд 33ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА»
А.С.Пушкин «Повести Белкина»
Н.В.Гоголь «Шинель»
Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные», «Преступление и
наказание»
А.П.Чехов «Крыжовник», «Человек в футляре»
Слайд 34ТЕМА КОНФЛИКТА МЕЖДУ РАЗНЫМИ «ЛАГЕРЯМИ» ОБЩЕСТВА
А.С.Грибоедов «Горе от ума»
А.Н. Островский «Гроза»
И.С.Тургенев
«Отцы и дети»
Слайд 35ТЕМА ПРОЛЕТАРИАТА
А.М.Горький «Мать»
А.П.Платонов «Котлован»
Слайд 36ТЕМА НАРОДА
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
И.С.Тургенев «Записки охотника»
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
М.А.Шолохов
«Поднятая целина»
А.И.Солженицын «Матренин двор»
Слайд 37«ВЕЧНЫЕ» ТЕМЫ
Библейская тема
Тема любви
Тема жизни и смерти
Тема Родины
Тема одиночества
Тема памяти
Тема дружбы
Тема чести, совести
Тема свободы
Тема поиска смысла жизни
Тема: личность и история
Тема творчества
Слайд 38БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА
А.С. Пушкин «Пророк»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Студент»
А.А. Блок
«Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.А. Ахматова «Реквием»
Слайд 39ТЕМА ЛЮБВИ
В.А. Жуковский «Светлана»
А.С.Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас
любил: любовь еще, быть может…», «Дубровский», «Евгений Онегин» и т.д.
М.Ю.Лермонтов «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Герой нашего времени»
А.Н. Островский «Гроза»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
А.А.Блок, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.
Слайд 40ТЕМА ЖИЗНИ И СМЕРТИ
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я
на дорогу»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.М.Горький «Старуха Изергиль»
А.А.Блок «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…»
С.А.Есенин «Мы теперь уходим понемногу…», «Отговорила роща золотая...»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
Б.Л.Пастернак «Гамлет»
А.П. Платонов «Сокровенный человек», «Котлован»
Слайд 41ТЕМА РОДИНЫ
«Слово о полку Игореве»
А.С.Пушкин «...Вновь я посетил...» и т.д.
М.Ю.Лермонтов «Родина»
и др.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
И.С.Тургенев «Записки охотника»
Ф.И.Тютчев «Умом Россию не понять…»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А.Бунин «Чистый понедельник»
А.А.Блок «Русь», цикл «На поле Куликовом», «Россия»
С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь Советская»
М.И.Цветаева «Тоска по родине!»
А.А.Ахматова «Родная земля».
Слайд 42ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА
М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу...», «Как часто, пестрою толпою
окружен...», «И скучно и грустно…», «Герой нашего времени»
А.П.Чехов «Вишневый сад»
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М.Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
А.П.Платонов «Котлован»
Слайд 43ТЕМА ПАМЯТИ
Г.Р. Державин «Памятник»
А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Ф.И.Тютчев «К. Б.»
(«Я встретил вас – и все былое...»), «Она сидела на полу…»
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
А.А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе...»
А.А. Ахматова «Реквием»
А.Т.Твардовский «Памяти матери»
Слайд 44ТЕМА ДРУЖБЫ
А.С.Пушкин «К Чаадаеву», «Капитанская дочка»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.Тургенев «Отцы и
дети»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Слайд 45ТЕМА ЧЕСТИ, СОВЕСТИ
А.С.Пушкин «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Капитанская дочка»
М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени»,«Песня про… купца Калашникова»
А.Н. Островский «Гроза»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А.И.Солженицын «Матренин двор»
Слайд 46ТЕМА СВОБОДЫ
В.А. Жуковский «Море»
А.С.Пушкин «Узник», «Свободы сеятель пустынный…»
М.Ю.Лермонтов «Парус», «Мцыри»
Л.Н.Толстой «Война
и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
М.Горький «На дне»
А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Слайд 47ТЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ
Н.С.Лесков «Очарованный странник»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Ф.М.Достоевский «Преступление и
наказание»
М.Горький «На дне»
А.П.Платонов «Котлован», «Сокровенный человек»
Слайд 48ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ИСТОРИЯ
А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник»
Л.Н.Толстой «Война и мир»
А.А.Блок
«Двенадцать»
М.А.Булгаков «Белая гвардия»
М.А.Шолохов «Тихий Дон»
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
Слайд 49ТЕМА ТВОРЧЕСТВА
А.С.Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Пророк»
М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Кинжал»,
«Нет, я не Байрон, я другой…»,
Н.В.Гоголь «Портрет»
Н.А.Некрасов «О Муза! я у двери гроба…», «Поэт и Гражданин»
А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…»
В.В.Маяковский «Разговор с фининспектором о поэзии»
М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…»
А.А.Ахматова «Творчество»
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…»
Слайд 50ПРОБЛЕМАТИКА -
организующее смысловое начало художественного произведения, в котором максимально проявляется авторская
индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.
Слайд 51ТИПЫ ПРОБЛЕМАТИКИ
мифологический
национальный
социокультурный
романный
философский
Слайд 52МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА -
осмысление архетипических начал изображаемого мира через мифологические образы и
сюжеты.
В.А. Жуковский «Светлана»
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Портрет»,
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,
А.П. Чехов «Студент»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
А.А. Блок «Двенадцать»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Слайд 53НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА -
осмысление сущности национального характера.
«Слово о полку Игореве»
А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.А. Бунин «Чистый понедельник»
А.Т. Твардовский «Василий Теркин»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Слайд 54СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА -
осмысление устойчивых общественных отношений, условий и образа жизни
определенной части общества, сложившихся в сфере массового сознания мнений, привычек, нравов и т.д.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н.В. Гоголь «Ревизор»
А.Н. Островский «Гроза»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Слайд 55РОМАННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА -
осмысление духовно-нравственного становления личности.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Гончаров «Обломов»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Ионыч»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «мастер и Маргарита»
А.И. Солженицын «Матренин двор»
Слайд 56ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА -
осмысление универсальных закономерностей бытия человека, природы и общества.
Г.Р. Державин
«Памятник»
М.Ю. Лермонтов «Мцыри», «И скучно и грустно…»
Ф.И. Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...»,
«Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…»
М. Горький «На дне»
В.В. Маяковский «Послушайте!»