Слайд 1Подготовка к ЕГЭ.
Грамотная речь как показатель культуры современного выпускника.
Урок-панорама по подготовке
к ЕГЭ Задания 4, 7, 13, 14.
Слайд 3Высказывания великих людей
«……………. – это часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.» это слова Владимира Ивановича Даля автора знаменитого толкового словаря.
Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
И еще одно высказывание А.С.Пушкина: «……….… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость ………….. вялым оборотом»
Слайд 4 Орфоэпическая разминка
Загнутый -
избалованный -
заселенный
-
кормящий -
наживший -
балуясь -
целуясь -
прибыв -
начав.
Слайд 5Проверяем.
зАгнутый – сОгнутый - выгнутый
избалОванный - заколдованный
заселЁнный - населенный
кормЯщий – молЯщий
- сидящий
нажИвший – прожИвший - изживший
балУясь - целуясь
прибЫв - забыв
начАв – понЯв – отняв
Слайд 6 Чтобы лучше запомнить, какой слог ударный, подберем к
Слайд 7зАгнутый – сОгнутый - выгнутый
избалОванный - заколдованный
заселЁнный - населенный
кормЯщий – молЯщий
- сидящий
нажИвший – прожИвший - изживший
балУясь - целуясь
прибЫв - забыв
начАв – понЯв – отняв
Слайд 8Вспоминаем правило
В кратком причастии женского рода ударение
падает на последний слог.
взЯто, взЯты, но взятА, занятА и запертА, поднятА и налитА.
Ударение на ТА.
Слайд 10Проверяем самостоятельную работу.
Слайд 11 Распределите причастия и деепричастия по колонкам.
1 группа в первую колонку
выписывает действительные причастия, а во вторую страдательные причастия.
2 группа в первую колонку выписывает деепричастие совершенного вида, во вторую колонку деепричастие несовершенного вида.
Изучив, построенный, обещая, вскочив, звеня, увлекаемый, растущий, разбивая, тускнея, прочитав, распахнувшиеся, колотый, улыбаясь, сказав, поджаренный, загоревшийся, разрешивший, перекатываемый, принятый, подъезжая, задумавшись.
Слайд 13Проверка орфографии:
Взволнова…ый человек, испече…ый
в духовке, иллюстрирова…ый журнал, немоще…ый тротуар, сваре…ые вкрутую, масле…ый блин, не клее…ая подошва, груже…ые бревнами, обвеша…ы цветами, мудре…ый вопрос.
Слайд 14Проверяем соседа.
Взволнованный человек, испечённый в духовке,
иллюстрированный журнал, немощеный тротуар, сваренные вкрутую, масленый блин, не клееная подошва, груженные бревнами, обвешаны цветами, мудреный вопрос.
Слайд 15Повторим причастия.
Рассказать о правописании Н и НН в причастиях;
Определить тип словосочетаний;
Устно
сделать морфемный анализ слова взволнованный;
4. Определить способ образования слов взволнованный, навешаны, неклееная.
Стел..т постель, бормоч…т тихо, мысл…т логично, увлека…т навсегда, обеща…т много, кле…т. бумагу, та…т быстро, убира…т двор.
5. Вставить орфограммы;
6. Определить тип словосочетаний.
Слайд 16 Стихотворение Александра
Плещеева «Летние ночи».
Прочитайте и попробуйте подобрать рифмующиеся деепричастия в первой и последней строфах. (навевая, сверкая, пролетая, сверкая).
Ночь пролетала над миром,
С тёмно-лазуревой ризы
Старые мощные дубы,
Грустные ивы листвою
Радостно волны журчали,
Рожь наклонялась, сильнее
Крики кузнечиков резвых
В хоре хвалебном сливаясь,
И улыбалася кротко
С тёмно-лазуревой ризы
Сны на людей _____ая
Сыпались звезды, ______ая.
Вечнозеленые ели,
Ночи навстречу шумели.
Образ ее отражая;
Пахла трава луговая.
И соловьиные трели,
В воздухе тихом звенели,
Ночь над землей _____ая
Сыпались звёзды,__________ая.
Слайд 20Домашняя работа.
Упр.277 стр.216. Образуйте от глаголов все возможные формы деепричастий (совершенного
и несовершенного вида). Выделите формообразующие суффиксы деепричастий.
Слайд 21VI. Рефлексия деятельности (беседа - 1 минута)
- Успешно ли для вас
прошёл урок?
- Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?
- Как вы себя чувствовали на уроке?
- Что особенно понравилось?