Слайд 1Пишем «С» часть по русскому языку
Автор Спирина И.В.
Слайд 2Композиция сочинения части «С»
Слайд 3
Вспомним важнейшие термины:
Тема текста
Это то, о чем говорится в тексте ,что
описывается, о чем развертывается рассуждение, это смысловое ядро текста
Текст может включать несколько микротем , то есть составных частей общей темы.
Основная мысль
это определенная идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создается.
Слайд 4Чтобы обеспечить работу над сочинением, надо научиться понимать тексты
Слайд 5Информация в тексте может быть различной
Фактуальная информация - это констатация фактов,
не окрашенная личными оценками и эмоциями автора, бесстрастное изложение фактов
Концептуальная информация – это информация, связанная с авторским пониманием происходящего , описываемого в тексте, с его оценками. Концептуальная информация часто является основной , но скрытой .
Подтекстная информация, то есть та, которая не передается открыто, а вычитывается «между строк»
Слайд 6При извлечении смысла из текста важно помнить о двух нюансах:
Осмысливая текстовую
информацию, очень осторожно выходите за рамки текста, ведь подтекстовая информация, как ,впрочем , и концептуальная , рассчитана на тех людей, у которых есть фоновые знания, отсутствие же их может привести к неправильной интерпретации текста.
Ищите «сигналы» информации, оставленные автором.
Слайд 7К «сигналам» смысла текста можно отнести
Значения отдельных слов;
Способы соединения слов между
собой;
Порядок слов;
Знаки препинания
Слайд 8Вступление может быть написано в форме
лирического размышления;
ряда риторических вопросов, созвучных
теме( идее, проблеме) текста;
рассуждения о заглавии, которое можно дать данному тексту(Не забудь: в заглавии может звучать тема текста, оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт);
диалога с воображаемым собеседником о теме( идее, проблеме) текста;
ряда назывных предложений , создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста;
может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки , но избранное высказывание должно либо содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику;
может начинаться с ключевого слова текста (именительное темы);
иллюстрации каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста;
описательного утверждения.
Слайд 9Проблема текста
Сложный вопрос, на который разные люди дают разные ответы(проблема свободы,
проблема счастья и т.д.).
Разрыв между желаемым и действительным ,т.е. между тем, что мы хотим иметь в идеале , и тем, что имеем в реальности(проблема алкоголизма, бедности, демографическая и.т.д.)
Явление в жизни общества ,которое разные люди оценивают по-разному (научно-технический прогресс , чтение , образование и.т.д.)
Таким образом , проблема предполагает противоречие, противостояние , конфликт между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным
Слайд 10Способы формулировки проблем
Проблемный вопрос (Почему люди не осознают своего счастья ?
Что определяет формирование личности: природные способности, воспитание или усилия самого человека?
С помощью существительного в родительном падеже. (проблема (кого? чего?) поиска смысла жизни, роли выдающейся личности в истории и т.п.)
Слайд 11Какие бывают проблемы?
Философские
Социальные
Политические
Нравственные
Экологические
Морально-этические
Слайд 12Проблема может быть
Поставлена
Изложена
Рассмотрена
Выдвинута
Затронута
Поднята
Сформулирована
Исследована
проанализирована
Слайд 13Проблема может заставить читателя
Глубоко задуматься
Серьезно размышлять
Рассуждать вместе с автором
Лучше понять себя
и окружающих
Серьезнее относиться к…
Переосмыслить свое отношение к…
По-иному посмотреть на…
Критичнее относиться к…
Обратиться к примерам из собственной жизни
Поделиться мыслями о…
Развивать мысль о…
Открыто выразить свое отношение
Заняться самовоспитанием
Слайд 14Используйте фразы (клише)для формулировок проблемы
Автор поднимает актуальную проблему…
Проблема, которую рассматривает автор,
заключается в том, что…
Проблема …. ,которую поднимает (Ф.И.),волнует умы…
Автор текста, известный….,затрагивает важную проблему…
Проблема,поднимаемая…(Ф.И.),-это…
Проблема…привлекает внимание многих исследователй.Задумался о ней и…(Ф.И.)
Волнующая всех нас проблема…поднимается известным…(Ф.И.)
Обращение к тексту… (Ф.И.)заставило меня задуматься о проблеме…, которую и рассматривает автор.
Что есть…?В чем…?Эту важную для каждого проблему поднимает …(Ф.И.)
Слайд 15Комментарий к проблеме
Толкование, изъяснение основного вопроса, пояснительные замечания по поводу проблемы
текста.
Слайд 16В комментарии можно указать
К какой категории относится избранная автором проблема
Насколько она
злободневна
Что делает ее злободневной
Является ли актуальной для всех или интересует узкий круг специалистов
Традиционна эта проблема или нова
Если традиционна ,то какие точки зрения есть по ее поводу
Если нова, то что стало причиной ее появления; жизнеспособна ли она(прогноз на будущее); объяснить, что позволяет тебе сделать такие выводы
Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме
Как характеризует автора выбор данной проблемы(настоящий гражданин своего Отечества; не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции; интернационалист; глубокий знаток человеческой души и т.п.)
Почему автора привлекает данная проблема? Какие стороны проблемы автор рассматривает более детально и почему? Какие оценки дает?
Слайд 17Чего не должно быть в комментарии
Пересказа исходного текста или любой его
части
Рассуждений по поводу всех проблем текста
Комментариев о действиях героев текста
Общих рассуждений о тексте:тебе нужно прокомментировать одну из проблем!
Слайд 19Авторская позиция может быть выражена
Слайд 20При формулировании позиции автора можно использовать модель
Позиция автора
↓
Почему автор придерживается
такой позиции?
↓
Как автор доказывает справедливость своей позиции?
Слайд 21Для формулировки позиции автора можно использовать следующие выражения
Автор считает , что…
Автор
глубоко убежден ,что …
С автором трудно спорить относительно…
Позиция автора сформулирована весьма четко…
Позиция автора такова, что…
Автор выступает против того , что…
Автор придерживается следующего мнения…
Рассматривая проблему… ,автор весьма четко формулирует собственное мнение
Слайд 22Авторская позиция может проявляться в
положительном
отрицательном
саркастическом
ироническом
осуждающем
неоднозначном
двойственном
небезразличном
суровом
скептическом
юмористическом и.т.д. отношении к изображаемому
Слайд 23 Как корректно возразить автору, излагая собственную позицию
Точка зрения автора, конечно,
интересна, но я считаю , что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но я убежден ,что его мнение о… вызовет читательскую дискуссию, так как…
Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что…
По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…
Автор справедливо осуждает…, однако я не могу согласиться с тем, что…
Утверждение, высказанное автором , не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения…
Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
Нельзя не возразить автору в ответ на его высказывание том, что…
Вызывает сомнение тезис о том, что…
Подобная категоричность суждений автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
Слайд 24Структура аргументации
Тезис
Довод 1 Довод 2
Иллюстрация(и) Иллюстрация(и)
Вывод
Слайд 27
Переход от тезиса, выражающего позицию, к доводам может осуществляться с помощью
фраз:
-Попытаюсь доказать это.
-Справедливость собственной позиции могу доказать с помощь следующих доводов.
Связь между аргументами можно установить с помощью вводных слов
«во-первых», «во-вторых», «наконец»
вывод – с помощью слов
«итак», «следовательно», «таким образом»
Слайд 28Основные ошибки в аргументации:
-подмена тезиса: выражается собственное мнение относительно одной
проблемы, а доказывается мнение относительно другой;
-выдвижение в качестве тезиса «прописных истин», в справедливости которых никто не сомневается;
-отсутствие связи между доводом и тезисом;
-приведение аргументов, которые не обосновывают заявленную позицию(уводят от тезиса) и не служат основанием для вывода;
-неумение привести 2 веских довода, что связано с непониманием исходного текста, позиции автора, несформированностью собственной позиции по данной проблеме или маленьким жизненным опытом;
-приведение в качестве доводов только конкретных примеров или жизненного или читательского опыта(иллюстраций) без выявления их обобщающего смысла;
-неупорядоченное расположение доводов;
-неумение подкрепить довод конкретным примером, разъяснить, растолковать, прокомментировать его или приведение в пример банальных, неинтересных, сугубо личных случаев;
-отсутствие связок между доводами, вследствие чего размывается граница между отдельными мыслями;
запутанная или неполная формулировка доводов;
-отсутствие выводов.
Слайд 29Заключение может быть написано в форме
Обзора всех положений, которые автор сочинения
осмыслил в основной части, особенно, если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств;
Этически корректного возражения автору исходного текста;
Спора с воображаемыми критиками позиции автора;
Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста ,но она должна быть обязательно прокомментирована;
Яркого примера, обобщающего суждения;
Иллюстрации , облегчающей понимание высказанного(их) положения( ий);
Вывода-впечатления
Яркого сравнения, подводящего итог рассуждениям;
Развернутого рассуждения об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.