Презентация, доклад на тему Педагогический проект Проблемы формирования культуры чтения в современной школе и пути их решения

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения. Давно

Слайд 1Педагогический проект
Проблемы формирования культуры чтения
в современной школе и пути ее

решения

Работу выполнили:
учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ №7
Овсянникова Галина Николаевна
Солодовникова Лиана Юрьевна









Педагогический проектПроблемы формирования культуры чтения в современной школе и пути ее решенияРаботу выполнили:учителя русского языка и литературыМКОУ

Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого

и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств.
К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. В семьях нет культуры чтения. Давно кануло в Лету семейное чтение вслух. В обществе нет «моды» на чтение, оно давно перестало считаться у молодёжи престижным и приятным времяпрепровождением. По наблюдениям педагога И. Тихомировой, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...».
Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, утрата детьми чувства языка.
Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ		Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских

Слайд 3 Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие

проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.
К числу основных задач данной работы относятся:
- заинтересовать учащихся нашей школы чтением книг;
- увеличить количество посещений сельской и школьной библиотек учащимися.
Объект исследования: чтение.
Предмет исследования: детское чтение.
В данной работе использовались методы: метод причинно-следственного анализа; метод анализа и синтеза; исторический метод исследования; библиографический метод исследования.
Гипотеза исследования: организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, может эффективно влиять на формирование детского чтения.
Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить

Слайд 5ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Создание инициативной группы.
Встреча с сотрудником сельской библиотеки.
Встреча с сотрудником школьной

библиотеки.
Проведение исследовательской работы среди учеников и их родителей.
Проведение социологического опроса среди учащихся школы.
Проведение агитационной работы (создание и распространение буклетов).
Разработка о оформление стенда «Уголок книголюба».
Оказание посильной помощи при подготовке и проведении мероприятий в сельской и школьной библиотеках.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙСоздание инициативной группы.Встреча с сотрудником сельской библиотеки.Встреча с сотрудником школьной библиотеки.Проведение исследовательской работы среди учеников и

Слайд 6Проведение исследовательской работы среди учащихся в возрасте от 8 до 18

лет

Из 198 опрошенных, которые обучаются в нашей школе со 2 по 11 классы, записаны в библиотеку 182 человека, из них регулярно посещают ее лишь 34%, остальные же 66% учащихся ходят в библиотеку крайне редко.

Проведение исследовательской работы среди учащихся в возрасте от 8 до 18 лет		Из 198 опрошенных, которые обучаются в

Слайд 7Социологический опрос родителей учащихся среднего и старшего школьного звена
Из диаграмм следует,

что родители примером для учащихся в области чтения не являются
Социологический опрос родителей учащихся среднего и старшего школьного звена		Из диаграмм следует, что родители примером для учащихся в

Слайд 8Причины низкого уровня чтения
Много отвлекающих моментов – Интернет, телевизор, явления, которые

поглощают внимание ребенка.
 Не хватает  времени. Программа усложняется, количество предметов увеличивается, нет сил и возможности читать литературу для души. Опрашиваемые либо читают только то, что необходимо для учебы, либо вообще ничего не читают.
Изобилие массовой литературы, отвлекающей от литературы классической. По словам детей, серьезная литература требует больших духовных затрат.

Причины низкого уровня чтенияМного отвлекающих моментов – Интернет, телевизор, явления, которые поглощают внимание ребенка. Не хватает  времени. Программа

Слайд 9Проведение социологического опроса среди учащихся школы на тему «Литературу какого жанра вы

читаете?»

Мы провели социологический опрос среди учащихся школы. В нём приняло участие 96 человек в возрасте от 11 до 18 лет.

Проведение социологического опроса среди учащихся школы на тему «Литературу какого жанра вы читаете?»		Мы провели социологический опрос среди

Слайд 11Встреча с работниками сельской и школьной библиотек Сазановой О. Ф. и

Гончаровой З. В.

Для того, чтобы более подробно выяснить сложившуюся в селе ситуацию чтения среди молодежи, мы посетили сельскую библиотеку и задали следующие вопросы:
Как изменилась ситуация чтения
за годы Вашей работы в библиотеке?
Кто в основном ходит в нашу библиотеку?
Какие книги интересуют современную молодежь?
Как часто школьники посещают библиотеку?
Какие литературные клубы действуют в библиотеке?
Как Вы можете помочь нашей инициативной группе в решении этого актуального вопроса?

Встреча с работниками сельской и школьной библиотек Сазановой О. Ф. и Гончаровой З. В.		Для того, чтобы более

Слайд 12Вот что мы узнали у Сазановой О. Ф.
При библиотеке работают несколько

клубов для разных возрастов. Совместно с учителями МКОУ СОШ №7 организуются мероприятия этих клубов, их цель – привить детям интерес к чтению. Поэтому всячески поддерживается связь библиотеки и школы.
Единственный минус – эти мероприятия проводятся достаточно редко, немаловажным фактором этого является сильная загруженность старшеклассников или просто их нежелание узнать что-то новое. Поэтому мы призываем учителей обратить внимание на эту проблему и всячески содействовать проведению таких мероприятий.

Вот что мы узнали у Сазановой О. Ф. 		При библиотеке работают несколько клубов для разных возрастов. Совместно

Слайд 13Вот что мы узнали у Гончаровой З. В.
В школе имеется

большой фонд художественной литературы. Кроме этого в библиотеке имеется литература на православную тематику.
Однако, проблемой является то, что подавляющее большинство детей, посещающих библиотеку– это ребята младшего школьного возраста.
Старшеклассники же посещают библиотеку только тогда, когда необходимо прочитать что-нибудь по школьной программе или для подготовки к экзаменам.
Еще одна проблема заключается в том, что многие ученики просто не знали, что в нашей библиотеке проводятся книжные выставки, это происходило потому, что не проводилась агитационная работа среди учащихся.
Следующей проблемой является недостаточное финансирование. И школьники, и учителя высказывают пожелания об обновлении школьного фонда литературы для учащихся младших классов, однако средств для этого недостаточно.

Вот что мы узнали у Гончаровой З. В.  		В школе имеется большой фонд художественной литературы. Кроме

Слайд 14 Деятельность учителя

Задача учителя – сформировать читательские умения и навыки, главные из

которых: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; сопереживать героям и автору; понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.
Основные критерии работы над текстом: думать над прочитанным; сопереживать героям; оценивать их поступки; осмысливать их проблемы; соотносить их жизнь со своей жизнью; стараться поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Оценивая поступки литературных героев, ученик-читатель соотносит свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Деятельность учителя		Задача учителя – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых: умение представить себе картину, нарисованную

Слайд 15 Кроме этого на уроках внеклассного чтения, литературного чтения используются: разнообразные задания

аналитического, проблемного, творческого и игрового характера, которые формируют осознанность чтения, позволяют структурировать сложный текст, формируют умение анализировать текст, развивают интеллект ребенка. Например, творческие задания:

- придумай продолжение сказки;
- творческий пересказ с изменением лица рассказчика;
- сочини устный рассказ, посоревнуйся с поэтом и т.д.
- выразить свои чувства и «изобразить» словами картины (словесное рисование), которые помогают увидеть мир и других людей через призму своего осознания и свою душу – это способ самовыражения и самопознания, путь развития эмоциональной сферы ребенка, эстетического и нравственного его развития.
Кроме этого на уроках внеклассного чтения, литературного чтения используются: разнообразные задания аналитического, проблемного, творческого и игрового характера,

Слайд 16 Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к

литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей информационной.
Детское чтение - это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей - это ключ к жизни в информационном обществе.
Детское чтение - педагогически направляемый процесс приобщения детей и подростков к литературе, целью которого является воспитание любви

Слайд 17 На своих уроках внеклассного чтения, литературного чтения мы применяем:
- организация

самостоятельного чтения как дома, так и на занятиях внеклассного чтения, литературного чтения;
- формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников; расширение их читательского и культурного кругозора;
- формирование их первичных представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
- развитие воображения и литературно-творческих способностей.
На своих уроках внеклассного чтения, литературного чтения мы применяем: - 		организация самостоятельного чтения как дома, так и

Слайд 18 Создание и распространение буклетов
Итак, что мы можем сделать, чтобы заинтересовать ребят

чтением? Нужно придумать что-то такое, что бы могло заставить школьников пойти в библиотеку. Мы решили, что в этом нам помогут буклеты, которые на своих страницах будут рассказывать о различных книгах, находящихся в библиотеке.
Создание и распространение буклетов		Итак, что мы можем сделать, чтобы заинтересовать ребят чтением? Нужно придумать что-то такое, что

Слайд 19Наши действия
Мы создали и распространили буклеты, которые рассказывают ребятам о

книгах, находящихся в сельской библиотеке. Мы организовали поход в сельскую библиотеку для средних и старших классов, знакомство с библиотекой для малышей. О. Ф. Сазанова помогла нам в организации и проведении этих мероприятий. Конкретные дата и время были обговорены между работником библиотеки и классными руководителями. Что касается школьной библиотеки, мы провели агитационную работу, в ходе которой ребятам была предоставлена информация о проходящих книжных выставках и других литературных мероприятиях.
Наши действия 		Мы создали и распространили буклеты, которые рассказывают ребятам о книгах, находящихся в сельской библиотеке.

Слайд 20А для того чтобы закрепить результаты нашей работы, в конце 3

четверти мы проведём конкурс «Самый читающий класс»
А для того чтобы закрепить результаты нашей работы, в конце 3 четверти мы проведём конкурс  «Самый

Слайд 22Выводы и оценка проделанной работы

Нами распространено по 10 буклетов и по

пригласительному билету на каждый класс с 5 по 11, что в сумме составляет 80 буклетов и 8 пригласительных билетов.



Совместно с работником сельской библиотеки мы составили план мероприятий

1. «Добрый и давний друг»
(по творчеству С. Я. Маршака, для 5-6 классов)
2. «Литературная шкатулка».
(для 7-8 классов)
3. Игра – загадка по литературе
«Обыкновенная необыкновенная классика»
(для 9-11 классов)


Выводы и оценка проделанной работыНами распространено по 10 буклетов и по пригласительному билету на каждый класс с

Слайд 23Выводы и оценка проделанной работы
Через месяц мы встретились с О.

Ф. Сазановой и З. В. Гончаровой, чтобы узнать, как изменилась ситуация, и дала ли наша работа какие-либо результаты.
Как видно из нашей диаграммы, процент учащихся, посещающих библиотеку увеличился.

Выводы и оценка проделанной работы Через месяц мы встретились с О. Ф. Сазановой и З. В. Гончаровой,

Слайд 24Под российским небосводом
Книгу любят и хранят!
Пусть же крепнет с каждым

годом
Дружба книги и ребят!

Под российским небосводом Книгу любят и хранят!Пусть же крепнет с каждым годомДружба книги и ребят!

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть