Презентация, доклад на тему Паронимы

Содержание

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов.К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только

Слайд 1Паронимы
Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей,

животных, вещи называет, Хранит надежно наших знаний клад. П. Чесноков

Презентация к урокам русского языка по теме «Лексика»
Паронимы Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей, животных, вещи называет,

Слайд 2Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по

смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов.
К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский - дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки - останки)

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы  ошибаемся в употреблении

Слайд 3 Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению,

называются ПАРОНИМАМИ
Примеры: лесная- лесистая;
невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный
Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИПримеры: лесная- лесистая;

Слайд 4Паронимы бывают
приставочными;
 суффиксальными;
  различающиеся конечными буквами

Паронимы бываютприставочными; суффиксальными;  различающиеся конечными буквами

Слайд 5Приставочные паронимы. Различай значения!
Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще

всего речь идет крупной сумме денег) 
Оплатить -заплатить за что-нибудь
Одеть кого-либо
Надеть на себя 
Представить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем-либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём-либо 
Предоставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

 
Приставочные паронимы. Различай значения!Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить -заплатить

Слайд 6Различай значения! Составь словосочетания!
Встать – подняться.
Стать - сделаться кем-либо.
Поступок

– действие, совершенное кем-либо.
Проступок – провинность, неблаговидный поступок.

Различай значения! Составь словосочетания! Встать – подняться. Стать - сделаться кем-либо.Поступок – действие, совершенное кем-либо.Проступок – провинность,

Слайд 7Суффиксальные паронимы
Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.

Помни!
Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-,

-АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия.
КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками.
КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего-нибудь, содержащий в себе краску (спец).
Суффиксальные паронимыБольшая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия.Помни!Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают

Слайд 8Различающиеся конечными буквами
Невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.
Невежда - малообразованный человек,  неуч; человек,

несведущий в какой-либо области знания, профан.
 
Адресат - тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение).
Адресант - тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение)
 
Дипломат - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант - лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Различающиеся конечными буквамиНевежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек.Невежда - малообразованный человек,  неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Адресат -

Слайд 9Кто прав?

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда

с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:
- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.
- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.
- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.
- Кто, по-вашему, прав? (Обсуждение)

Белозёрова Татьяна

Кто прав?Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

Слайд 10Составь словосочетания!
Военный - воинский
тайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.
Надеть-

одеть
пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.



Составь словосочетания!Военный  - воинскийтайна, звание, база ,завод, корабль, самолёт, чин.Надеть- одетьпальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на

Слайд 11Лингвистическая задача
В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?
а) Мы

решили засадить аллею двойным рядом лип.
б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго.
в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру.
г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.

Лингвистическая задачаВ каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»?		а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип.		б)

Слайд 12 Исправь ошибки!
1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.
2. По

фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.
3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников.
4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием.
5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям.
6. Мы спрятали останки пищи в буфет.
7. Черты лица у него были невыразимыми.
8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.

Исправь ошибки!1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений.2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами.3.

Слайд 13Информационные источники
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для

учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995
На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, 1996.
Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» № 20/2007
http://salikova.ucoz.ru/load/gotovimsja_k_egeh/a2_
Шаблон для презентации – Белозеровой Т.
Информационные источникиАрсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред.

Слайд 14Запишите паронимы и составьте словосочетания, подходящие по смыслу.
Понятливый-понятный;
Соседний-соседский;
Сытный-сытый;
Обидный-обидчивый;
Жёсткий-жестокий;
Абонент-абонемент;
Безответный-безответственный.
Белозёрова Татьяна

Запишите паронимы и составьте словосочетания, подходящие по смыслу.Понятливый-понятный;Соседний-соседский;Сытный-сытый;Обидный-обидчивый;Жёсткий-жестокий;Абонент-абонемент;Безответный-безответственный.Белозёрова Татьяна

Слайд 15ЗАПОМНИ!
Надеть одежду, одеть Надежду.
Белозёрова Татьяна

ЗАПОМНИ!Надеть одежду, одеть Надежду.Белозёрова Татьяна

Слайд 16Белозёрова Татьяна
2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из

скобок, согласуя их друг с другом.
Воздух, край (лесной, лесистый); луг, кинофильм (цветной, цветистый); вдох, вздох (неожиданный, сильный).
Белозёрова Татьяна2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.Воздух,

Слайд 17Спасибо за внимание
Белозёрова Татьяна

Спасибо за вниманиеБелозёрова Татьяна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть