Презентация, доклад на тему Открытый урок русского языка Имя числительное как часть речи 6 кл

Содержание

Познакомимся с именем числительным как частью речи.Научимся находить числительное в тексте.Узнаем о количественных и порядковыхчислительных. Цели урока:

Слайд 1Имя числительное как часть речи

Имя числительное как часть речи

Слайд 2Познакомимся
с именем числительным как частью речи.
Научимся находить
числительное в тексте.
Узнаем


о количественных и порядковых
числительных.

Цели урока:

Познакомимся с именем числительным как частью речи.Научимся находить числительное в тексте.Узнаем о количественных и порядковыхчислительных. Цели урока:

Слайд 4Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв.
В

старославянском языке и до XIII в. в древнерусском языке слова с числовым значением тяготели к существительным, прилагательным, местоимениям по значению и грамматическим категориям.
Имя числительное как особая часть речи сформировалась в XIII—XIV вв. В старославянском языке и до XIII в.

Слайд 5«Немного истории»
Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало

«мешок».
Мешок с сорока соболями служил денежной единицей.
В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали
4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу.
Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок.
(Из«Краткого этимологического словаря»
Н.М. Шанского)

«Немного истории»	Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало «мешок».  Мешок с сорока соболями

Слайд 6«Немного истории»
Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший

в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово «миллион», которое состоит из итальянского слова «милли», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ-
(например, домище).
Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову «тысячища».

«Немного истории»	Слово «миллион» имеет собственного «создателя». Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать

Слайд 7Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на

свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый.
К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк.
Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями.

Это интересно

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные.

Слайд 82019 год
и
две тысячи девятнадцатый год

2019 год   и две тысячи девятнадцатый год

Слайд 91. Сколько тебе лет?
2. В каком классе ты учишься?
3. Сколько в

кабинете парт?
4. За какой партой ты сидишь?
5. Назови любое число до 10.

1. Сколько тебе лет?2. В каком классе ты учишься?3. Сколько в кабинете парт?4. За какой партой ты

Слайд 10Имя числительное I. Общее значение
Обозначает число, количество предметов и их порядок при

счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
Имя числительное I. Общее значениеОбозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько?

Слайд 11числительные
Обозначают количество

СКОЛЬКО?
количественные
Обозначают
порядок при счете
КАКОЙ?
КОТОРЫЙ?
порядковые

числительныеОбозначают количествоСКОЛЬКО?количественныеОбозначаютпорядок при счетеКАКОЙ?КОТОРЫЙ?порядковые

Слайд 12Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?


Жили-были
Сима с Петей.
Сима с

Петей
были дети.
Пете 5,
а Симе 7 –
И 12 вместе всем.

В.В.Маяковский


Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.

А.С.Пушкин

Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?Жили-были		Сима с Петей.Сима с Петей		были дети.Пете 5,		а Симе 7 –

Слайд 13В трех тетрадях.
Семь книг.
Десятью минутами позже
Пять и восемь будет тринадцать.
К

восьми прибавьте два.
Сложите шестьдесят и один.
Четвертую тарелку.
Первого сентября.

Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1)число; 2)количество предметов; 3)порядок предметов при счете

В трех тетрадях.Семь книг. Десятью минутами позжеПять и восемь будет тринадцать.К восьми прибавьте два.Сложите шестьдесят и один.Четвертую

Слайд 14Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых

есть имена числительные
Вспомните и запишите как можно больше названий литературных произведений, в которых есть имена числительные

Слайд 15Три и два – пять.
Первый луч солнца пробился в окно.
Поезд отправляется

в два часа.
Я пригласил в гости двух друзей.


Определи синтаксическую роль числительных

Три и два – пять.Первый луч солнца пробился в окно.Поезд отправляется в два часа.Я пригласил в гости

Слайд 16
Пять или пятёрка
Какая разница?

Пять или пятёрка  Какая разница?

Слайд 17Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные

можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
Числовые значения могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а

Слайд 18Определите часть речи
Пятый этаж
Пятиэтажный дом
Медный пятак
Пять этажей
Пятерка
Пятилетний малыш

Определите часть речиПятый этажПятиэтажный домМедный пятакПять этажей ПятеркаПятилетний малыш

Слайд 19Прочтите фразу
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3

клеенку.



Прочтите фразуПрежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

Слайд 20Найди продолжение пословице!

Семеро …
Заблудиться …
Знать …
Идти …
Семь раз отмерь


Один ум хорошо …


…в трёх соснах.
…как свои пять пальцев.
…а два лучше.
…один раз отрежь.
…одного не ждут.
…на все четыре стороны.

Найди продолжение пословице!Семеро  … Заблудиться …Знать …Идти …Семь раз отмерь …Один ум хорошо …	…в трёх соснах.	…как

Слайд 21
Домашнее задание:
§ 67, упр. 395

Домашнее задание:§ 67, упр. 395

Слайд 22Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть