Слайд 1Зарубки на сердце
Урок – размышление по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
*
Чти отца твоего и мать твою,
Да благо ти будет, и долголетен
Будеши на земле.
Пятая заповедь Божия
* За добро плати добром…
К. Паустовский
Слайд 2
« Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя
жить без сердца» .
К.Г.Паустовский
Слайд 4Одиночество – вот проклятая вещь…
Слайд 5Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения
к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения;
- выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
Слайд 6Проблема одинокой старости
Проблема материнской любви
Проблема взаимоотношений между детьми и родителями
Проблема милосердия
Слайд 7Словарь
Сочувствие
Милосердие
Пустельга
Зарубка
Ветла
Интерьер
Художественная деталь
Слайд 8 Катерина Петровна доживала свой век в старом доме
Слайд 9
Прошлое Катерины Петровны – в воспоминаниях
художник Крамской И.Н.
.
Виктор Гюго
Слайд 10Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам и видеть одно
и то же
Слайд 11…Такова и Катерина Петровна, которая «доживала свой век в старом доме,
построенном ее отцом, известным художником»...
Ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Ночи были уже долгие. Тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна, где между рам еще с прошлого года лежали когда-то желтые осенние, а теперь истлевшие и черные листья.
Слайд 12У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с
человеком…
Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.
Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.
Слайд 13 Над лугами тащились из-за реки,
цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи.
Из них назойливо сыпался дождь.
Слайд 14…Пейзаж печален, когда печален человек..
Тесовые крыши почернели
Спутанная трава полегла
Ветер свистел
в голых ветвях, сбивал последние листья
Валил водянистый снег
Хмурое небо все ниже опускалось
Градация = усиление ненастья
Ощущение нарастающей тревоги и отчаяния
Слайд 15Октябрь был на редкость холодный, ненастный…
Слайд 17По дорогам нельзя было ни пройти, ни проехать
Слайд 18 Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова.
Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти…
Она остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…
Психологический параллелизм
Катерине Петровне
тоже некуда идти, ее тоже никто не ждет…
Слайд 20Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в
Ленинграде…
Слайд 22Настя помогает скульптору Тимофееву организовать выставку его работ
Слайд 23Испытание на истинную человечность .
Настя
Сольвейг –
(норвеж.- солнечный луч или путь) –
олицетворение поэтичности, красоты
Слайд 24 Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные
глаза
Сольвейг – героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт»
(буквально – Солнечный путь)
Слайд 25Испытание на истинную человечность.
Настя
На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, - сейчас она нравилась самой себе…
Самолюбование
Слайд 26Письмо дочке
Ненаглядная моя, - писала
Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет – совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.»
Слайд 27Ленинград Насте
Катя помирает. Тихон
Заборье
Слайд 28Испытание на истинную человечность.
Настя
Настя с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь.На его виске как будто тяжело билась тонкая склеротическая жилка. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»
Слайд 29Испытание на истинную человечность.
Настя
Слайд 30Заборье. Катерине Петровне
Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя
Ленинград
Слайд 31Тихон - сторож при пожарном сарае
Слайд 32 Тихон
Простой, невзрачный
Заботился, переживал, обманул во
благо
Хочет скрасить чужое одиночество
сострадание
Слайд 33Манюшка – дочь колхозного сапожника
Маняша
Простая, жалостливая
Убирает, ухаживает
Искренне хочет помочь
бескорыстие
Слайд 35Испытание на истинную человечность.
Настя
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», – сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово – «мама».
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж что, мама? Что? – думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Слайд 36 «За добро плати добром, не будь пустельгой…»
Пустельга – 1.
Хищная птица семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек.
Слайд 37 «Будь человеком!» - напоминает Паустовский.
«За добро
плати добром. Не будь пустельгой».
Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего МАМА…
Слайд 38Катерина Петровна не вставала уже десятый день…
Слайд 39 Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал
тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.
Слайд 40Испытание на истинную человечность.
Настя
В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище и холодную темную комнату Катерины Петровны…
В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.
Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.
Слайд 41Чти отца своего и матерь свою, да благо ти буде ,
и
долголетен будешь на земле
( пятая заповедь Божья)
Слайд 45ЗАБЫТЫЕ СУДЬБОЙ
Забыты миром и заброшены судьбой
Те старики, что детям стали не
нужны.
Ведут неравный с одиночеством свой бой
И коротают в Доме Престарелых дни.
Пусть жизни летопись у каждого своя,
Но вот финальная страница копий том -
Ведь в этих стенах проживают, как семья,
Однажды просто оказавшись за бортом.
Воспоминания у них в глазах горят;
Во взгляде только боль, отчаянье, тоска.
О том, что было неохотно говорят,
У всех история души, как яд, горька.
Один остался кто-то, схоронив родных,
Другой обузой близким почему-то стал,
И позабыв об обязательствах святых,
Кто должен рядом быть, сюда их сдал.
С любовью персонал опекой окружил,
Как будто мамы с малолетними детьми.
Их пыл в работе наповал меня сразил!
За это поклонюсь я низко до земли.
Но не возможно разделить на всех себя,
И не хватает времени у них подчас.
А бабушка, в руках платочек теребя,
С неимоверной теплотой глядит на нас.
Поверьте, многого не нужно старикам:
Придите в гости, ведь всегда открыта дверь,
И прикоснитесь к их морщинистым рукам
Вы этой встречи не забудете теперь!
Слайд 46ЕДУ, БРАТ…
Мама, алло! Ну, здравствуй, родная
Как ты? Да, я-то нормально, спасибо.
Нет,
не поздравил. Да, чё-то, не знаю…
Нет, не заеду. Когда? Будет видно.
Мама, алло! Как там брат? Не болеет?
Вы получили мои бандероли?
Кран протекает? А брат – не сумеет?
Что он – мальчишка? Пять лет ему, что ли?
Мама, алло! Как вы там, всё в порядке?
Да, ты писала. Отслужит, вернётся.
Школьные перебирала тетрадки?
Там, где без «л» написал я про солнце?
Мама, алло! Ну, не плачь… В выходные.
Может, попозже. Нет времени, мама.
Да, одеваюсь тепло… С шерстяными!
Кушаю тоже. Ну, мама… ну, мама!..
Мама, алло! Что такое случилось?
Мёду покушай, лимончики с чаем.
Нет, не смогу. В Новый год или после…
Дел очень много. Я тоже скучаю.
О, брат! Здорово! Я скоро приеду.
Как там мамуля? …
…Еду, брат.
Еду!
Слайд 47Опаздывают поезда,
Опаздывают вёсны,
Опаздывают иногда
Зажечься в небе звёзды.
Усеять пашни серебром
Опаздывает замять.
И за
добро платить добром
Опаздывает память.
Опаздывает почтальон
И даже – «неотложка».
А в чьём-то доме за столом
Осиротеет ложка…
Опаздывает иногда
Ко времени и гордость.
Но непростительно, когда
Опаздывает совесть.
Слайд 50 Подведем итоги
Этот рассказ учит нас …
Я
понял (а), что …
Основная мысль рассказа …
Теперь я знаю, что…
Слайд 52 Домашнее задание
Ответить письменно на вопрос
: « Поступок, за который мне стыдно»