Презентация, доклад на тему Особенности проблемного очерка в газеты Аргументы и факты

Содержание

ВведениеАктуальностью изучения языкового своеобразия жанра проблемного очерка является усиления роли информационных жанров в современном обществеЦелью исследования является создание анкеты речевого жанра проблемного очерка, функционирующего в российском еженедельнике «Аргументы и факты». Анализ данного речевого жанра заключается в

Слайд 1
АНКЕТА РЕЧЕВОГО ЖАНРА ПРОБЛЕМНОГО ОЧЕРКА
В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ


Белова Татьяна,
МКЖ-18-1


АНКЕТА РЕЧЕВОГО ЖАНРА ПРОБЛЕМНОГО ОЧЕРКАВ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫБелова Татьяна, МКЖ-18-1

Слайд 2Введение
Актуальностью изучения языкового своеобразия жанра проблемного очерка является усиления роли информационных

жанров в современном обществе
Целью исследования является создание анкеты речевого жанра проблемного очерка, функционирующего в российском еженедельнике «Аргументы и факты». Анализ данного речевого жанра заключается в определении его коммуникативной цели, адресанта, образа автора, образа адресата, образа прошлого, образа будущего, диктумного содержания и языкового воплощения..
Объектом исследования является речевой жанр проблемный очерк.
Предметом исследования выступает речевой жанр проблемный очерк, представленный в российском еженедельнике «Аргументы и факты».
Языковым материалом для анализа стали проблемные очерки еженедельника «Аргументы и Факты», написанные Вячеславом Костиковым за апрель-май 2019 года.



.
ВведениеАктуальностью изучения языкового своеобразия жанра проблемного очерка является усиления роли информационных жанров в современном обществеЦелью исследования является

Слайд 3Проблемный очерк это жанр журналистики, предметом отображения которого являются актуальные проблемы современности,

и представляющий собой синтез аналитики и художественного слова.. 1. Социально-значимые вопросы; 2. Полемический характер 3. Документальность; 4. Достоверность; 5. Тип речи – рассуждение; 6. Использование средств языковой экспрессии.
Проблемный очерк это жанр журналистики, предметом отображения которого являются актуальные проблемы современности, и представляющий собой синтез аналитики

Слайд 4«Аргументы и факты» Российская еженедельная общественно-политическая газета, издается издательским домом «Аргументы

и факты». Газета выходит с января 1978 года. Первоначально представляла бюллетень для лекторов, пропагандистов, политинформаторов и агитаторов, публикующих информацию, статистические данные, анализ событий и цифр, которые в официальной прессе найти было трудно. С 1982 г. еженедельно выходит по средам.
«Аргументы и факты»  Российская еженедельная общественно-политическая газета, издается издательским домом «Аргументы и факты». Газета выходит с

Слайд 6«АиФ»
Интервью
Обзоры
Комментарии
Фельетоны
Репортажи
Проблемный очерк

«АиФ»ИнтервьюОбзорыКомментарииФельетоныРепортажиПроблемный очерк

Слайд 7В 1972 г. Костиков успешно закончил Академию внешней торговли.
Практически двадцать пять

лет, Вячеслав Костиков являлся бессменным политическим обозревателем Агентства Политических Новостей (АПН) – 1967-1992 гг. Он также много лет проработал в Париже – сотрудником отдела информации секретариата ЮНЕСКО – 1972-78 гг. и в период 1982-1988 гг.
В 1992 году В. Костиков был назначен на должность пресс-секретаря президента РФ Б. Ельцина. Он проработал вместе с президентом целых два года, и это сотрудничество стало основой для написания своей скандально известной книги.
В июле 1994 г. он вошел в общественный совет при Комитете РФ по печати. В декабре 1994 года Костиков ушел в отставку с поста пресс-секретаря президента. В 1995 году он был назначен уполномоченным представителем России в Ватикане.
В феврале 1996 г., после издания и выхода в свет книги о президенте Б. Ельцине Костикову пришлось уйти в отставку с поста уполномоченного посла и вернуться в Москву, где в последствии он был назначен заместителем директора холдинга «Медиа-Мост» (1997-2000 гг.). Также Костиков являлся президентом группы «Московский деловой мир». Сейчас работает директором аналитического центра ИД «Аргументы и факты».
Основные труды: «Роман с президентом. Записки пресс-секретаря», «Диссонанс Сирина», «Не будем проклинать изгнанье», «Дни лукавы» и др.
В 1972 г. Костиков успешно закончил Академию внешней торговли.Практически двадцать пять лет, Вячеслав Костиков являлся бессменным политическим

Слайд 8Анализ проблемного очерка В. Костикова

Коммуникативная цель:
Оценочная (согласно классификации речевых жанров) автор

даёт оперативную политическую и нравственную оценку происходящему:
«Кто-то из наших мудрецов верно подметил, что в России нужно жить долго, чтобы увидеть, что натворила власть. Новый план действий по реализации новой концепции внушает уверенность: жить будем долго. Очень долго. И на том спасибо». Как быть с «понаехавшими»? (АиФ от 17.04.19)










Анализ проблемного очерка В. КостиковаКоммуникативная цель:Оценочная (согласно классификации речевых жанров) автор даёт оперативную политическую и нравственную оценку

Слайд 9Информационная (бедность европейцев приводится в процентном соотношении): «С 23 по 26 мая

пройдут выборы в Европейский парламент...»,  «…Германия и Бельгия, за чертой бедности проживают 16% населения.».  граждан РФ в возрасте 65+ приблизилось к 15%. » «Скепсис бродит по Европе» (АиФ от 15.05.19)

Императивная (динамично формирует и выражает общественное мнение по актуальным вопросам политики):
«Отнять и поделить», «в кармане вошь на аркане».
«Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение» (АиФ от 24.04.19)

Информационная (бедность европейцев приводится в процентном соотношении): «С 23 по 26 мая пройдут выборы в Европейский парламент...»,  «…Германия

Слайд 10Этикетная
(устанавливается контакт с аудиторией с помощью риторических вопросов):

«Знаменитый вопрос принца датского

Гамлета «Быть или не быть?» из трагедии Шекспира в современной России звучит так: «рожать или не рожать?» Почему проблемы демографии, а точнее говоря – убыли населения, стоят сегодня так остро?»
Россия перед выбором: рожать или не рожать? (АиФ от 10.04.19)

Этикетная(устанавливается контакт с аудиторией с помощью риторических вопросов):«Знаменитый вопрос принца датского Гамлета «Быть или не быть?» из

Слайд 11Образ автора:
Конкретная биографическая личность.
Автор размышляющий – совместная с читателем постановка

проблемы, совместное исследование: Хотим мы этого? Если не хотим, давайте скрипеть кроватью! А вместо призыва «А ты записался в юнармейцы?» повесим по всей стране плакаты «А ты родил ребёнка?» (Скепсис бродит по Европе (АиФ от 15.03.19)
Автор социализирован нужен всем: и народу, и власти. Народу нужно протрезветь от иллюзий того, что счастье будет спущено сверху в виде очередного указа президента или постановления правительства о «принятии исчерпывающих мер». (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19)
Автор проблемного очерка Модус аналитика – умозаключение: «Власти нужен трезвый взгляд на состояние России. Нужен политический вытрезвитель в Москве с лечебными процедурами от «головокружения от успехов» и от пропагандистской лихорадки.» (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19).
Максимальное проявление авторского «Я», широкое самовыражение автора :
давайте скрипеть…, приятного аппетита…, и на этом спасибо…
«По-моему, очевидно», Слов нет: нравы изменились,
«Мне кажется, сегодня феномен
«внутренней эмиграции» возвращается».
Образ автора: Конкретная биографическая личность.Автор размышляющий – совместная с читателем постановка проблемы, совместное исследование: Хотим мы этого?

Слайд 12Образ адресата:
«простой человек». «закон – сам по себе, а люди

– точнее, их зарплата – сами по себе» Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение. (АиФ от 24.04.19)
адресант выступает в пассивной роли чаще всего страдающим от произвола и бестолковости властей, ожидающим от них каких-то благ и послаблений (снижения налогов, процентов кредитов, амнистий): По данным социологов ФОМ, за последний год число граждан, которые стали больше экономить на еде, возросло на 40%. По данным того же ФОМ, на еде не экономят лишь 3%. Символическое (и, я бы сказал, омерзительное) совпадение фактов и цифр: 3% «выдающихся» граждан России владеют почти всеми её богатствами. И те же 3% не экономят на еде! Приятного аппетита. Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение. (АиФ от 24.04.19).
Образ адресата: «простой человек». «закон – сам по себе, а люди – точнее, их зарплата – сами

Слайд 13Образ прошлого:
Коммуникативное прошлое строится по принципу вопрос-ответ: Вопр: На пьяной

лавочке. Нужно ли возрождать советские вытрезвители? отв: В своём последнем послании  президент порадовал страну тем, что число бедняков сокращается – с 40 млн в 2000 г. до 19 млн в 2018 г. (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19).
Событийное прошлое – события, которые послужили для написания статьи: «В 1946 г., подводя итоги завершившейся войны, Сталин оценил потери СССР в 7 млн человек.» «Как не любят рассказывать о своих страданиях узники сталинского ГУЛАГа.» Как отыскать правду? (АиФ от 08.05.19).
Образ будущего:
Коммуникативное будущее (ответная реакция) согласием или несогласием: Не получим ли мы ситуацию, когда за будущее России «в бой идут одни старики»? А главным лозунгом страны станет извест­ное «шаг вперёд, два шага назад»? Россия перед выбором: рожать или не рожать? (АиФ от 10.04.19).

Образ прошлого: Коммуникативное прошлое строится по принципу вопрос-ответ: Вопр: На пьяной лавочке. Нужно ли возрождать советские вытрезвители? отв:

Слайд 14Диктумное содержание: определяется спецификой издания (российский еженедельник о события страны и

зарубежья), события, затрагивающие политические, экономические, духовные и социальные моменты: рождаемость, эмиграция, проблема гражданина и власти. Вячеслав Костиков, как гражданин страны, принимает участие во всех процессах, происходящих в стране, высказывает свое мнение на этот счет: «К результатам исследования, на мой взгляд, должны прислушаться не только в Министерстве финансов, но и выше.» 
На мой взгляд, она в полной мере отражает растерянность элиты.
Диктумное содержание: определяется спецификой издания (российский еженедельник о события страны и зарубежья), события, затрагивающие политические, экономические, духовные

Слайд 15Языковое воплощение:
воздействующий характер: феномен «внутренней эмиграции» возвращается, Страсти разгорелись
.субъективным началом

«Кто-то из наших мудрецов верно подметил, что в России нужно жить долго, чтобы увидеть, что натворила власть. Новый план действий по реализации новой концепции внушает уверенность: жить будем долго. Очень долго. И на том спасибо.»
объективностью лозунги советских времён. На этом фоне трудно ожидать политического омоложения власти. Как и новой динамики развития. Не получим ли мы ситуацию, когда за будущее России «в бой идут одни старики»? А главным лозунгом страны станет извест­ное «шаг вперёд, два шага назад»?»
частнооценочное значение: Понаехавшие, афроарабское гетто, попивают, лезут, преступность, трудность.
Языковое воплощение: воздействующий характер: феномен «внутренней эмиграции» возвращается, Страсти разгорелись.субъективным началом «Кто-то из наших мудрецов верно подметил,

Слайд 16Метафора «плакатный герой», советскую начинку, фразеологизм «промывка мозгов», риторический вопрос «Где

найти подвиг?», градация Официальная пропаганда навязчиво формировала образ нового советского человека — передовика производства, новатора, борца за светлое, парцелляция  «Те, кто не выдерживал натиска вранья, — в диссидентство. Самые слабые — в пьянство.», Гипербола «едят в три горла», ирония «А тут ещё пошли разговоры о «пепле ядерной войны»... Какая тут любовь, какое зачатье? Тут впору в брачную постель ложиться с противогазом и бронежилетом.»

Языковое воплощение

Метафора «плакатный герой», советскую начинку, фразеологизм «промывка мозгов», риторический вопрос «Где найти подвиг?», градация Официальная пропаганда навязчиво

Слайд 17Заключение
статья В.Костикова сводится к истинному проблемному очерку:
метафор («худеющие кошельки», «политический

евроремонт»);
риторических вопросов (Кто поставит точку?);
пословицы («Сколько ни кричи «халва», во рту слаще не станет»);
строки из песен («Париж открыт, но мне туда не надо»);
исторических сведений (Первый вытрезвитель появился в России в 1902 г. в Туле и назывался «приют для опьяневших»);
пути выхода из сложившейся ситуации (Власти нужен трезвый взгляд на состояние России. Нужен политический вытрезвитель в Москве с лечебными процедурами от «головокружения от успехов» и от пропагандистской лихорадки);
небольшое количество точных данных социологические опросы.

Заключение статья В.Костикова сводится к истинному проблемному очерку:метафор («худеющие кошельки», «политический евроремонт»);риторических вопросов (Кто поставит точку?); пословицы

Слайд 18Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть