Слайд 1
АНКЕТА РЕЧЕВОГО ЖАНРА ПРОБЛЕМНОГО ОЧЕРКА
В ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
Белова Татьяна,
МКЖ-18-1
Слайд 2Введение
Актуальностью изучения языкового своеобразия жанра проблемного очерка является усиления роли информационных
жанров в современном обществе
Целью исследования является создание анкеты речевого жанра проблемного очерка, функционирующего в российском еженедельнике «Аргументы и факты». Анализ данного речевого жанра заключается в определении его коммуникативной цели, адресанта, образа автора, образа адресата, образа прошлого, образа будущего, диктумного содержания и языкового воплощения..
Объектом исследования является речевой жанр проблемный очерк.
Предметом исследования выступает речевой жанр проблемный очерк, представленный в российском еженедельнике «Аргументы и факты».
Языковым материалом для анализа стали проблемные очерки еженедельника «Аргументы и Факты», написанные Вячеславом Костиковым за апрель-май 2019 года.
.
Слайд 3Проблемный очерк
это жанр журналистики, предметом отображения которого являются актуальные проблемы современности,
и представляющий собой синтез аналитики и художественного слова..
1. Социально-значимые
вопросы;
2. Полемический характер
3. Документальность;
4. Достоверность;
5. Тип речи – рассуждение;
6. Использование средств
языковой экспрессии.
Слайд 4«Аргументы и факты»
Российская еженедельная общественно-политическая газета, издается издательским домом «Аргументы
и факты».
Газета выходит с января 1978 года. Первоначально представляла бюллетень для лекторов, пропагандистов, политинформаторов и агитаторов, публикующих информацию, статистические данные, анализ событий и цифр, которые в официальной прессе найти было трудно.
С 1982 г. еженедельно выходит по средам.
Слайд 6«АиФ»
Интервью
Обзоры
Комментарии
Фельетоны
Репортажи
Проблемный очерк
Слайд 7В 1972 г. Костиков успешно закончил Академию внешней торговли.
Практически двадцать пять
лет, Вячеслав Костиков являлся бессменным политическим обозревателем Агентства Политических Новостей (АПН) – 1967-1992 гг. Он также много лет проработал в Париже – сотрудником отдела информации секретариата ЮНЕСКО – 1972-78 гг. и в период 1982-1988 гг.
В 1992 году В. Костиков был назначен на должность пресс-секретаря президента РФ Б. Ельцина. Он проработал вместе с президентом целых два года, и это сотрудничество стало основой для написания своей скандально известной книги.
В июле 1994 г. он вошел в общественный совет при Комитете РФ по печати. В декабре 1994 года Костиков ушел в отставку с поста пресс-секретаря президента. В 1995 году он был назначен уполномоченным представителем России в Ватикане.
В феврале 1996 г., после издания и выхода в свет книги о президенте Б. Ельцине Костикову пришлось уйти в отставку с поста уполномоченного посла и вернуться в Москву, где в последствии он был назначен заместителем директора холдинга «Медиа-Мост» (1997-2000 гг.). Также Костиков являлся президентом группы «Московский деловой мир». Сейчас работает директором аналитического центра ИД «Аргументы и факты».
Основные труды: «Роман с президентом. Записки пресс-секретаря», «Диссонанс Сирина», «Не будем проклинать изгнанье», «Дни лукавы» и др.
Слайд 8Анализ проблемного очерка В. Костикова
Коммуникативная цель:
Оценочная (согласно классификации речевых жанров) автор
даёт оперативную политическую и нравственную оценку происходящему:
«Кто-то из наших мудрецов верно подметил, что в России нужно жить долго, чтобы увидеть, что натворила власть. Новый план действий по реализации новой концепции внушает уверенность: жить будем долго. Очень долго. И на том спасибо». Как быть с «понаехавшими»? (АиФ от 17.04.19)
Слайд 9Информационная (бедность европейцев приводится в процентном соотношении): «С 23 по 26 мая
пройдут выборы в Европейский парламент...», «…Германия и Бельгия, за чертой бедности проживают 16% населения.». граждан РФ в возрасте 65+ приблизилось к 15%. » «Скепсис бродит по Европе» (АиФ от 15.05.19)
Императивная (динамично формирует и выражает общественное мнение по актуальным вопросам политики):
«Отнять и поделить», «в кармане вошь на аркане».
«Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение» (АиФ от 24.04.19)
Слайд 10Этикетная
(устанавливается контакт с аудиторией с помощью риторических вопросов):
«Знаменитый вопрос принца датского
Гамлета «Быть или не быть?» из трагедии Шекспира в современной России звучит так: «рожать или не рожать?» Почему проблемы демографии, а точнее говоря – убыли населения, стоят сегодня так остро?»
Россия перед выбором: рожать или не рожать? (АиФ от 10.04.19)
Слайд 11Образ автора:
Конкретная биографическая личность.
Автор размышляющий – совместная с читателем постановка
проблемы, совместное исследование: Хотим мы этого? Если не хотим, давайте скрипеть кроватью! А вместо призыва «А ты записался в юнармейцы?» повесим по всей стране плакаты «А ты родил ребёнка?» (Скепсис бродит по Европе (АиФ от 15.03.19)
Автор социализирован нужен всем: и народу, и власти. Народу нужно протрезветь от иллюзий того, что счастье будет спущено сверху в виде очередного указа президента или постановления правительства о «принятии исчерпывающих мер». (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19)
Автор проблемного очерка Модус аналитика – умозаключение: «Власти нужен трезвый взгляд на состояние России. Нужен политический вытрезвитель в Москве с лечебными процедурами от «головокружения от успехов» и от пропагандистской лихорадки.» (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19).
Максимальное проявление авторского «Я», широкое самовыражение автора :
давайте скрипеть…, приятного аппетита…, и на этом спасибо…
«По-моему, очевидно», Слов нет: нравы изменились,
«Мне кажется, сегодня феномен
«внутренней эмиграции» возвращается».
Слайд 12Образ адресата:
«простой человек». «закон – сам по себе, а люди
– точнее, их зарплата – сами по себе» Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение. (АиФ от 24.04.19)
адресант выступает в пассивной роли чаще всего страдающим от произвола и бестолковости властей, ожидающим от них каких-то благ и послаблений (снижения налогов, процентов кредитов, амнистий): По данным социологов ФОМ, за последний год число граждан, которые стали больше экономить на еде, возросло на 40%. По данным того же ФОМ, на еде не экономят лишь 3%. Символическое (и, я бы сказал, омерзительное) совпадение фактов и цифр: 3% «выдающихся» граждан России владеют почти всеми её богатствами. И те же 3% не экономят на еде! Приятного аппетита. Кто ест в три горла? В стране растёт социальное и материальное расслоение. (АиФ от 24.04.19).
Слайд 13Образ прошлого:
Коммуникативное прошлое строится по принципу вопрос-ответ: Вопр: На пьяной
лавочке. Нужно ли возрождать советские вытрезвители? отв: В своём последнем послании президент порадовал страну тем, что число бедняков сокращается – с 40 млн в 2000 г. до 19 млн в 2018 г. (Приют для опьяневших. Какой вытрезвитель нужен народу и власти? (АиФ от 03.04.19).
Событийное прошлое – события, которые послужили для написания статьи: «В 1946 г., подводя итоги завершившейся войны, Сталин оценил потери СССР в 7 млн человек.» «Как не любят рассказывать о своих страданиях узники сталинского ГУЛАГа.» Как отыскать правду? (АиФ от 08.05.19).
Образ будущего:
Коммуникативное будущее (ответная реакция) согласием или несогласием: Не получим ли мы ситуацию, когда за будущее России «в бой идут одни старики»? А главным лозунгом страны станет известное «шаг вперёд, два шага назад»? Россия перед выбором: рожать или не рожать? (АиФ от 10.04.19).
Слайд 14Диктумное содержание: определяется спецификой издания (российский еженедельник о события страны и
зарубежья), события, затрагивающие политические, экономические, духовные и социальные моменты: рождаемость, эмиграция, проблема гражданина и власти. Вячеслав Костиков, как гражданин страны, принимает участие во всех процессах, происходящих в стране, высказывает свое мнение на этот счет: «К результатам исследования, на мой взгляд, должны прислушаться не только в Министерстве финансов, но и выше.»
На мой взгляд, она в полной мере отражает растерянность элиты.
Слайд 15Языковое воплощение:
воздействующий характер: феномен «внутренней эмиграции» возвращается, Страсти разгорелись
.субъективным началом
«Кто-то из наших мудрецов верно подметил, что в России нужно жить долго, чтобы увидеть, что натворила власть. Новый план действий по реализации новой концепции внушает уверенность: жить будем долго. Очень долго. И на том спасибо.»
объективностью лозунги советских времён. На этом фоне трудно ожидать политического омоложения власти. Как и новой динамики развития. Не получим ли мы ситуацию, когда за будущее России «в бой идут одни старики»? А главным лозунгом страны станет известное «шаг вперёд, два шага назад»?»
частнооценочное значение: Понаехавшие, афроарабское гетто, попивают, лезут, преступность, трудность.
Слайд 16Метафора «плакатный герой», советскую начинку, фразеологизм «промывка мозгов», риторический вопрос «Где
найти подвиг?», градация Официальная пропаганда навязчиво формировала образ нового советского человека — передовика производства, новатора, борца за светлое, парцелляция «Те, кто не выдерживал натиска вранья, — в диссидентство. Самые слабые — в пьянство.», Гипербола «едят в три горла», ирония «А тут ещё пошли разговоры о «пепле ядерной войны»... Какая тут любовь, какое зачатье? Тут впору в брачную постель ложиться с противогазом и бронежилетом.»
Языковое воплощение
Слайд 17Заключение
статья В.Костикова сводится к истинному проблемному очерку:
метафор («худеющие кошельки», «политический
евроремонт»);
риторических вопросов (Кто поставит точку?);
пословицы («Сколько ни кричи «халва», во рту слаще не станет»);
строки из песен («Париж открыт, но мне туда не надо»);
исторических сведений (Первый вытрезвитель появился в России в 1902 г. в Туле и назывался «приют для опьяневших»);
пути выхода из сложившейся ситуации (Власти нужен трезвый взгляд на состояние России. Нужен политический вытрезвитель в Москве с лечебными процедурами от «головокружения от успехов» и от пропагандистской лихорадки);
небольшое количество точных данных социологические опросы.