Слайд 1Особенности написания сочинения (задание № 27).
Итоговое сочинение
как допуск к
ГИА-11.
Мусралинова Юлия Рустамовна,
руководитель РМО учителей русского языка и литературы,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Нижнепавловская СОШ, Оренбургского района»,
31.10.2018 г.
Слайд 2ЕГЭ по русскому языку – 2019 год
Задание № 27
Слайд 3
Из задания с развернутым ответом исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с
опорой на жизненный и литературный опыт
Изменение критериев оценивания в 2019 г.
по сравнению с 2018 г.
Слайд 5
Такой (неправильный) комментарий выглядит следующим образом:
Автор акцентирует наше внимание на проблеме
через мысль рассказчика: «Человек пользуется благами природы, не задумываясь о последствиях». Также найти отражение проблемы можно в предложениях 10-11.
Слайд 6
Что такое комментарий - оценка прочитанного путем соотнесения содержания текста с
личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом.
Логика комментирования
1. Проблема
2. Комментарий
3. Позиция автора
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация - это связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается пояснениями, интерпретациями учащегося.
Слайд 8
Структура комментария
Комментарий
Примеры-иллюстрации +пояснение к примеру
Примеры-иллюстрации + пояснение к примеру
Связь
между примерами
Слайд 9
Где обозначать связь между примерами?
✓Указание на связь примеров как зачин в
комментарии:
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.
✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
Для сравнения обратимся к другому примеру.
✓Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Слайд 10
Рассмотрим фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым «Книги,
открывающие нас»
Слайд 12
К4 Обоснование своего отношения к позиции автора
Пример:
Трудно не согласиться
с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь. Сама история человеческого прогресса - это история воплощения мечты: мечты о полёте, об освоении морских глубин, наконец, о покорении космоса! Когда-то всё это казалось несбыточными фантазиями, и только настоящим мечтателям мы обязаны этими достижениями цивилизации.
Слайд 13…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на
литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…
Цели и задачи написания итогового сочинения
ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ - ПОМОЧЬ УЧАЩЕМУСЯ В ОВЛАДЕНИИ НАВЫКОМ НАПИСАНИЯ ДАННОГО ВИДА РАБОТЫ.
Подготовка учащихся к итоговому сочинению предполагает проведение систематической и длительной работы учителя-словесника.
Слайд 14Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую
среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
5 декабря 2018 года для обучающихся;
6 февраля 2019 года;
8 мая 2019 года.
В первую среду февраля и мая итоговое сочинение (изложение) может проводиться при наличии у них уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально).
Слайд 15Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Результатом итогового
сочинения является «зачет» или «незачет».
Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов (при предоставлении документов) продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
Слайд 16
Во время проведения итогового сочинения участникам необходимо иметь:
документ, удостоверяющий личность,
черную гелевую
ручку,
лекарственные средства и питание при необходимости.
Во время проведения итогового сочинения участники могут использовать:
орфографический словарь.
иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).
Запрещено учащимся:
Слайд 17
Требования, предъявляемые к экспертам, участвующим в проверке итогового сочинения (изложения)
Эксперты,
участвующие в проверке экзаменационных работ, должны знать:
- технический регламент проведения итогового сочинения (изложения);
методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).
Необходимо владение предметными компетенциями:
- иметь высшее профессиональное (педагогическое) образование по специальности «Русский язык и литература» с квалификацией «Учитель русского языка и литературы»;
- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Слайд 18Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
- знание общих научно-методических подходов
к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
- умение объективно оценивать сочинения (изложения) обучающихся;
- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
- умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
умение выявлять в работе экзаменуемого однотипные и негрубые ошибки;
- умение правильно классифицировать ошибки в сочинениях экзаменуемых;
- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные технические требования;
- умение обобщать результаты.
Слайд 19Проверка сочинения
.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче
ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Слайд 20Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий
№2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 21
Перед осуществлением проверки итогового сочинения
(изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором,
эксперт проверяет
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Сосчитать слова
менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания)
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается
Рекомендуемое количество слов – от 350
Цифра – не считается, А. С. Пушкин – 1 слово, Александр Сергеевич Пушкин – 3 слова, в течение – 2 слова, так как – 2 слова, насквозь – 1 слово, белым-бело – 1 слово, с разбегу – 2 слова
Слайд 22
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Не допускается списывание сочинения
(фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Слайд 23
Косвенные признаки несамостоятельно выполненных работ
подмена темы (перекликается с Критерием 1);
использование
развернутых, объемных цитат без кавычек, включение в текст афоризмов малоизвестных мыслителей;
обращение к общим аргументам, почти дословно повторяющимся в массиве проверяемых работ, многообразные повторы;
использование стилистически «гладких» предложений и целых абзацев на фоне собственной, изобилующей изъянами авторской стилистики;
включение в текст готовых вступлений и заключений;
Слайд 24Проверка на соответствие двум требованиям:
1.«Объем итогового сочинения (изложения)» - не
менее 250 слов.
2.«Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
НЕЗАЧЁТ ПО ОДНОМУ ИЗ ТРЕБОВАНИЙ НЕЗАЧЁТ ЗА ВСЮ РАБОТУ
ЗАЧЁТ ПО ДВУМ ТРЕБОВАНИЯМ
ПРОВЕРКА
ПО
5 КРИТЕРИЯМ
НЕЗАЧЁТ ПО КРИТЕРИЮ
№1 или №2
=
НЕЗАЧЁТ ЗА ВСЮ РАБОТУ
ЗАЧЁТ ПО КРИТЕРИЯМ №1, №2 и ОДИН ИЗ КРИТЕРИЕВ №3-№5
=
ЗАЧЁТ ЗА ВСЮ РАБОТУ
Слайд 25Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь
её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 26
Типичные ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
1) непонимание формулировки темы
и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (в сочинениях 2014–2017 гг. школьники часто расширяли содержание работы до уровня тематического направления, размышляли о войне, времени, доме, любви, чести и бесчестии, опыте и ошибках и т.п. без учета конкретного аспекта рассуждений, заявленного в теме);
2) неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло и не уйти от темы сочинения;
3) нечеткое понимание терминов или нравственно-психологических понятий в формулировке избранной темы.
Слайд 27Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 28Критерии оценивания
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 29Критерии оценивания
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления
текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 30Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые,
грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерии оценивания
Слайд 31«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении,
затрудняют чтение и понимание текста – в сумме более 5 ошибок на 100 слов.
объем сочинения - допустимое количество ошибок
250 слов ---------------------------13 ошибок
280 слов ---------------------------14 ошибок
300 слов----------------------------15 ошибок
320 слов----------------------------16 ошибок
350 слов----------------------------17,5 ошибок
380 слов ---------------------------18,5 ошибок
400 слов----------------------------20 ошибок
450 слов ---------------------------22,5 ошибок
Критерий № 5 «Грамотность»
Слайд 32Эксперт должен
осознавать и помнить
В настоящее время в задачу метапредметного итогового сочинения
не входит выявление уровня филологической подготовки выпускников: оно не дублирует ЕГЭ по литературе и русскому языку и носит надпредметный характер, являясь при этом литературоцентричным, то есть проверяется умение использовать литературный материал по памяти для построения рассуждения на предложенную тему, для аргументации своей позиции. Приведенные по памяти аргументы, связанные с литературным текстом, имеют особую ценность: выявляется уровень читательской культуры, умение «прожить» текст, осмыслить проблему, которая задела за живое и оставила след в душе.
Слайд 33Тематические направления итогового сочинения
на 2018/2019 уч.г.
1)Отцы и дети
2)Мечта и реальность
3)Месть
и великодушие
4)Искусство и ремесло
5)Доброта и жестокость
Слайд 34На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений.
Они будут отличаться для разных часовых поясов и станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Темы сочинений
Слайд 351) применение знаний о нормах русского литературного языка в речевой практике;
2)
владение навыками самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров;
4) знание содержания произведений русской и мировой литературы;
5) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях;
6) владение навыками анализа художественных произведений в
эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Необходима актуализация следующих важных предметных результатов обучения, сформулированных во ФГОС среднего общего образования:
Слайд 36Лев Толстой отмечал:
«Не бывает никогда ни у кого, чтобы было
легко писать, чтобы «лилось из-под пера. Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».