Презентация, доклад на тему Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы при изучении басен в 4-6 классах.

Содержание

Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Слайд 1Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в 4 – 6 классах

при изучении басен.

Учитель русского языка и литературы Чайка С.В.

Санкт-Петербург, 2014 год

Организация  проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы в 4 – 6 классах  при изучении басен. Учитель

Слайд 2Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование

у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.
Под проектной деятельностью понимается спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и

Слайд 3 Тема проекта: «Великие баснописцы. Басни И.А.Крылова».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Категория учащихся –

4-6 классы.

Предметная область – литература.

Тема проекта: «Великие баснописцы. Басни И.А.Крылова».Тип проекта: информационно-исследовательский.Категория учащихся – 4-6 классы.Предметная область – литература.

Слайд 4Цель проекта:
Воспитание духовно-нравственной,
социально-адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и

свои возможности.

Задачи проекта:

воспитание вдумчивого читателя;
развитие личностных качеств;
развитие творческого потенциала ученика;
формирование коммуникативной среды;
формирование исследовательской позиции.

Цель проекта:  Воспитание духовно-нравственной, социально-адаптированной личности, способной адекватно оценивать себя и свои возможности.Задачи проекта: воспитание вдумчивого

Слайд 5Формы работы:
урок-экскурсия
урок-праздник
участие в конкурсах
написание рефератов
урок познания в школьной библиотеке
инсценировки басен
изготовление персонажей

басен из папье-маше и материала ДСП.
Формы работы:урок-экскурсияурок-праздникучастие в конкурсахнаписание рефератовурок познания в школьной библиотекеинсценировки басенизготовление персонажей басен из папье-маше и материала ДСП.

Слайд 6Прогнозируемый результат:
возникновение интереса к литературе, искусству слова
приобретение навыков самостоятельного анализа художественного

произведения
умение работать с информационными источниками
умение выражать свою мысль
повышение самооценки.
Прогнозируемый результат: возникновение интереса к литературе, искусству словаприобретение навыков самостоятельного анализа художественного произведенияумение работать с информационными источникамиумение

Слайд 7Условия успешности проектной деятельности:
личный интерес учащихся
умелое руководство учителем проектной работой
четкие цели

и задачи проекта
определение планируемых результатов
констатация получаемых результатов.

Условия успешности проектной деятельности:личный интерес учащихсяумелое руководство учителем проектной работойчеткие цели и задачи проектаопределение планируемых результатовконстатация получаемых

Слайд 8Принцип «расширяющего множества»

4 класс
Первоначальные представления о басенном жанре;
определение жанра произведения (тема басни, композиция басни, освоение басенных аллегорий);
знакомство с баснописцами.

5 класс
Нахождение в тексте художественных средств (эпитеты, сравнения, метафоры);
анализ поступков героев с позиции нравственно-этических норм.

6 класс
Обсуждение поступков героев в сопоставлении с фактами из разных произведений и из жизни;
нравственно-эстетическое осмысление мира баснописцев и их произведений;
литературное произведение на основе изучения басен;
самостоятельное прочтение басен.


Принцип «расширяющего множества»             4 классПервоначальные

Слайд 9Этапы учебного проекта
Подготовительный (поисково-исследовательский):

определение цели и задач проекта, исходя из

потребностей и реально доступных ресурсов;
сбор информации, работа с литературными образцами;
планирование проектной деятельности.

2. Технологический:

распределение ролей;
выполнение запланированных тренировочных упражнений и заданий ;
практическое выполнение проекта;
создание иллюстративного материала для текстов басен и т.д.

3. Заключительный:

оценка качества реализации проекта;
анализ результатов выполнения своей работы и работ других участников проекта (самооценка и взаимооценка работ своих участников проекта).






Этапы учебного проектаПодготовительный (поисково-исследовательский): определение цели и задач проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов;сбор информации,

Слайд 10Пошаговая разработка учебного проекта
I. Cотрудничество со школьной библиотекой .

Пошаговая разработка учебного проектаI. Cотрудничество со школьной библиотекой .

Слайд 11 Эзоп – полуисторический, полумифический персонаж. Он первый автор басен.
Полуисторический, полумифический –

нет точных сведений о том, существовал ли Эзоп на самом деле. Кто-то думает, что это реальный человек, а кто-то, что это вымышленный персонаж.
Эзоп – полуисторический, полумифический персонаж. Он первый автор басен.Полуисторический, полумифический – нет точных сведений о том, существовал

Слайд 12 Очень мало информации дошло об Эзопе до наших дней. Он жил

в VI веке до нашей эры в Древней Греции. Родился он в неволе, был рабом.

До нашей эры – очень давно.

Неволя – не свобода.

Раб – не свободный человек, который подчиняется своему господину (хозяину).

Очень мало информации дошло об Эзопе до наших дней. Он жил в VI веке до нашей эры

Слайд 13 Потом замечательный баснописец после долгих страданий получил вольную и стал свободным

человеком. Но жизнь его закончилась печально. Жители города Дельфы убили его.

Вольная – документ об освобождении раба от хозяина

Потом замечательный баснописец после долгих страданий получил вольную и стал свободным человеком. 	Но жизнь его закончилась печально.

Слайд 14 Жан де Лафонтен – знаменитый французский баснописец.

Жан де Лафонтен – знаменитый французский баснописец.

Слайд 15II.Изучение басен на уроках литературы:

Урок-путешествие.

II.Изучение басен на уроках литературы: Урок-путешествие.

Слайд 16 Автор басен любил появляться в обществе. Главными в его жизни были

развлечение и отдых.

Появляться в обществе – посещать различные мероприятия

Автор басен любил появляться в обществе. Главными в его жизни были развлечение и отдых.Появляться в обществе –

Слайд 17 Позже талантливый поэт начал писать басни. Идеи своих басен он заимствовал

у древнего автора Эзопа.
В отличие от Эзопа свои басни писал в стихотворной форме.

Заимствовал – брал за основу



Позже талантливый поэт начал писать басни. Идеи своих басен он заимствовал у древнего автора Эзопа. 	В отличие

Слайд 18 Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, поэт, переводчик, академик.
Переводчик – человек,

который занимается переводами с одного языка на другой
Академик – ученый человек, научный работник
Иван Андреевич Крылов – русский баснописец, поэт, переводчик, академик.Переводчик – человек, который занимается переводами с одного языка

Слайд 19 Крылов решил попробовать себя в качестве писателя. Его первые пьесы не

пользовались популярностью и вызывали неудовольствие у императрицы Екатерины II.

Попробовать себя в качестве писателя – решил стать писателем
Пользовались популярностью – пользовались успехом
Вызывали неудовольствие – не нравились
Императрица – королева

Годы правления Екатерины II Великой считаются золотым веком Российской Империи. Она родилась в Пруссии, затем вышла замуж за Петра III. После его смерти взошла на престол. Императрица занималась просвещением, совершила перевороты и провела множество реформ.

Крылов решил попробовать себя в качестве писателя. Его первые пьесы не пользовались популярностью и вызывали неудовольствие у

Слайд 20 К концу жизни к Крылову очень благосклонно относилась власть, он имел

высокий статус и большой доход.
От этого он стал лентяем, неряхой и обжорой. Все воспринимали его как умного добродушного чудака.
Умер в возрасте 75 лет в Санкт-Петербурге от болезни.

Благосклонно – доброжелательно
Высокий статус – хорошая должность на работе
Большой доход – высокая зарплата
Неряха (неряшливый человек) – небрежный человек
Лентяй – ленивый человек
Обжора – человек, который очень много ест
Чудак – человек со странностями

К концу жизни к Крылову очень благосклонно относилась власть, он имел высокий статус и большой доход.	От этого

Слайд 21Прием ТРКМ «Кластер»

баснописцы
Эзоп
Лафонтен
Крылов



раб
первый

вызывает
жалость

Греция

писал
в прозе


француз



легкомыс-
ленный


талант


светский
человек


басни в
стихах


чудак


обжора



поэт



гений

«дедушка»

Прием ТРКМ «Кластер» баснописцыЭзопЛафонтенКрыловрабпервыйвызывает жалостьГрецияписал в прозефранцузлегкомыс-ленныйталантсветскийчеловекбасни в стихахчудакобжорапоэтгений«дедушка»

Слайд 22Прием ТРКМ «Верно – неверно»

Прием ТРКМ «Верно – неверно»

Слайд 23
Рефераты учащихся

Рефераты учащихся

Слайд 24Словарная работа

Грамматико-стилистические упражнения:

1. Объяснить лексическое значение слов

– пленять, лесть, вещуньина.
2. Заменить словосочетания точными фразами из басен – смотрит пристально, не отрываясь; каркнула очень громко; нашла случайно, без труда.
3. Какие глаголы использует И.А.Крылов, описывая действия Вороны? Лисицы? (взгромоздясь, призадумалась, говорит сладко, с вороны глаз не сводит).
4. Прочитать отрывки из текстов басен и передать содержание тремя простыми предложениями.
5. Подобрать пословицы к басням.
6. Какие «крылатые выражения» из басен стали народными.



Словарная работаГрамматико-стилистические упражнения:   1. Объяснить лексическое значение слов – пленять, лесть, вещуньина.   2.

Слайд 25Сравнительная характеристика героев басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Ворона

Лисица
неуклю-

жая

глупая

тщеслав-
ная

просто-
филя

не имеет
своего
мнения

умеет
добиваться
цели

умна

коварная

плутовка

льстивая

Сравнительная характеристика героев басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».  ВоронаЛисицанеуклю-  жая  глупаятщеслав-  наяпросто- филяне

Слайд 26Прием ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы»

Прием ТРКМ «Тонкие и толстые вопросы»

Слайд 27Рисунки учащихся к басне «Квартет»

Рисунки учащихся к басне «Квартет»

Слайд 28Литературная игра «Все о баснях».

Литературная игра «Все о баснях».

Слайд 29Изготовление персонажей из папье-маше к басне «Ворона и Лисица»

Изготовление персонажей из папье-маше к басне «Ворона и Лисица»

Слайд 30О баснописцах (монтаж)

О баснописцах (монтаж)

Слайд 31Инсценировка басни "Ворона и Лисица»

Инсценировка басни

Слайд 32Инсценировка басни "Стрекоза и Муравей"

Инсценировка басни

Слайд 33Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть