Слайд 1МАОУ «СОШ №30»
Организация поточно-группового метода обучения на уроках литературы по направлению
«Литература и кино» в 5-х классах.
Подготовила учитель русского языка и литературы Шипицова Ю.Л.
Пермь 2017
Слайд 2ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Проект «Муниципальная модель основной школы (ММОШ)», известный также как
«Основная школа – пространство выбора»,
реализуется сетевым институтом ПрЭСТО
по заказу департамента образования Перми с 2012 года.
Литература и искусство
Литература и театр
Литература и квест
Литература и игра
Литература и кино
Слайд 3Актуальность выбора «Литература и кино»
Слайд 4Цель проекта:
сопоставление литературного произведения с его киновоплощением, творческая интерпретация произведения в
режиссёрской и оформительской деятельности.
создание условий для самостоятельного выбора учащимися вида образовательной деятельности при изучении литературы в 5-ых классах;
Слайд 5
Задачи:
изучить основания выбора учащимися образовательной деятельности;
заинтересовать учащихся, создать благоприятные условия для
усвоения знаний по литературе, дать возможность открыть в себе творческий потенциал в обращении к киноискусству.
Слайд 6Планируемые результаты:
В рамках реализуемого проекта учащиеся к концу каждой четверти должны
создать образовательный продукт.
Это рассматривается как результат обучения.
Слайд 7Специфика поточного - группового метода обучения «Литература и кино»:
умеет анализировать
кинематографические интерпретации художественных произведений;
представлять свой взгляд на литературное произведение на экране через создание видеороликов, видео коллажей, викторин.
Основа - прочитанные тексты литературных первоисточников, осмысление, знакомство с сюжетом, героями, определение своей позиции, осознание принципа построения фильма.
Слайд 8Экранизация классической художественной литературы
эстетически обогащает зрителя;
вызывает желание обратиться к первоисточнику,
чтобы заново пережить и глубже осмыслить увиденное на экране;
многое дает для понимания творчества писателя в целом, его мирового значения в развитии литературного процесса;
реализует в учащемся раскрытие такого потенциала, как повышение эстетического уровня культуры чтения; развитие общей эрудиции и образного мышления.
просветительская,
т.е. через обсуждение фильмов-экранизаций литературных произведений, через создание собственных видеороликов с отражением индивидуальной позиции, обращаясь к сердцу и уму школьников, пробудить в них интерес к чтению, размышлению и сопереживанию, повысить уровень творческого развития, а также способствовать совершенствованию человеческой личности учащихся.
Слайд 11«Плюсы» проекта ПГМО «Литература и кино»:
1)Разнообразные виды деятельности на уроках литературы
(групповая, парная работа) позволяют сделать учебные занятия более привлекательными для учеников, избежать однообразия в формах работы.
2)Повышается «эффективность общения».
В процессе работы над созданием видеороликов, викторин, короткометражных фильмов ребята заинтересованно и внимательно слушают друг друга, учатся понимать смысл сказанного, учатся правильно оценивать поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, то есть понять язык невербального общения, которое ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает истинное лицо говорящего. Особенно мы можем это оценить при просмотре фильма (например, игра актеров).
Слайд 12«Плюсы» проекта ПГМО:
3)В процессе работы на уроках происходит обучение говорить хорошо поставленным
голосом, правильно излагать собственные мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, развивать в себе умение общаться, хотя это сложное и кропотливое дело, требующее прежде всего от учителя напряжённого труда. Использование элементов риторики на уроках литературы в соответствии со спецификой способствует эффективному формированию коммуникативных умений, «готовности и способности к речевому взаимодействию» в соответствии со сферой и ситуацией общения.
4) Для учителя, по моему мнению, положительным моментом является то, что открывается огромное «поле» для реализации своих творческих идей и замыслов.
Слайд 13«Плюсы» проекта ПГМО:
5)Каждую четверть образовывается новая группа, в которую приходят дети
с разным как творческим, так и учебным потенциалом. Это позволяет реализовывать интересные новые идеи, опираясь на опыт предыдущей группы.
6) Ученики могут не менять направления в следующей четверти и остаться в этой же группе, тогда учителю можно будет опираться на своих «помощников», давать им более сложные задания и возлагать на них ответственность за оказание помощи вновь пришедшим ребятам.
Слайд 14«Минусы» проекта ПГМО «Литература и кино:
Слайд 15«Минусы» проекта ПГМО «Литература и кино»:
В связи с тем,
что каждую четверть происходит смена образовательных направлений, учащиеся попадают каждый раз в разные условия:
Во-первых, это смена педагога, которая имеет большое значение в раскрытии потенциала ученика, так как от учителя зависит весь процесс обучения.
Во-вторых, меняется состав учебной группы. Приходят другие дети из параллели. Учитель испытывает трудности в запоминании имен учащихся, в поиске индивидуального подхода, а также в выявлении особенностей и способностей каждого из них.
Слайд 16«Минусы» проекта ПГМО «Литература и кино»:
В-третьих, возникают сложности в выполнении домашнего
задания.
В-четвертых, большинство детей не читают и/или не понимают смысл прочитанного, не могут ответить на вопросы к тексту, сформулировать свое отношение к произведению.
Слайд 17И все-таки:
Ребята могут попробовать свои силы в роли «сценаристов», «режиссеров», «кинооператоров»,
«актеров», музыкальных оформителей;
Учатся создавать рисунки по своим впечатлениям от фильмов, видео викторины, сценарий;
Организовывать беседу по вопросам, заданным самим себе и от «кинокритика»;
Составлять рисованный фильм по произведениям в виде стоп-кадров, озвучивать, принимать активное участие в «живых съемках» и прочее.
Творческая фантазия на уроках неисчерпаема!
Слайд 18Выводы и рекомендации:
учителям
не бояться изменений,
открывать для себя и детей новые
горизонты,
во всем стараться находить плюсы, потому что самое важное – это жить с удовольствием.