Презентация, доклад на тему Орфография. Гласные в корне (повторение )

Принципы русской орфографии.Морфологический принцип. Все значимые части слова (морфемы) пишутся так, как произносятся в сильной позиции.Вода- водыфонетический принцип. (написания в соответствии с произношением: расписать- роспись), (правописание приставок расписать- разрисовать), (чередующиеся гласные зор-зар, гор-гар, раст-ращ-рос и т.

Слайд 1тема:
ОРФОГРАФИЯ
Гласные в КОРНЕ слова.
(повторение – обобщение)
Молчанова Анжела Михайловна
(учитель русского языка

и литературы)
тема:ОРФОГРАФИЯ Гласные в КОРНЕ слова.(повторение – обобщение)Молчанова Анжела Михайловна(учитель русского языка и литературы)

Слайд 2Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип. Все значимые части слова (морфемы) пишутся так,

как произносятся в сильной позиции.
Вода- воды
фонетический принцип. (написания в соответствии с произношением: расписать- роспись), (правописание приставок расписать- разрисовать), (чередующиеся гласные зор-зар, гор-гар, раст-ращ-рос и т. д.), ы-и после приставок и др.
Традиционный принцип (исторический) – это словарные слова, написание которых нужно запомнить.
Дифференцирующий принцип. ( написания, служащие для различения на письме слов –омофонов) поджег (глаг.) – поджог (сущ.) компания-кампания и т.д.

орфография (ОТ ГРЕЧ. orphos – правильный, grapho-пишу) , совокупность правил регулирующих правописание слов.

Принципы русской орфографии.Морфологический принцип. Все значимые части слова (морфемы) пишутся так, как произносятся в сильной позиции.Вода- водыфонетический

Слайд 31. /МАК/- /МОК/
А пишется в словах со значением –погрузить.
О со значением

пропускать жидкость, мокнуть.
2. /РАВН/ -/ РОВН/
А со значением равный, одинаковый
О со значением ровный, прямой.


Написание гласных , зависящих от значения.

1. /МАК/- /МОК/А пишется в словах со значением –погрузить.О со значением пропускать жидкость, мокнуть. 2.  /РАВН/

Слайд 4На каждом был непром-каемый плащ.
Сегодня вым-кнешь, завтра высохнешь.
Нужно галушки обм-кнуть в

сметану.
Обломов взял перо, обм-кнул в чернильницу, но чернил не было. (Гонч.)

Практическое задание.

На каждом был непром-каемый плащ.Сегодня вым-кнешь, завтра высохнешь.Нужно галушки обм-кнуть в сметану.Обломов взял перо, обм-кнул в чернильницу,

Слайд 5-гар-(загар) искл. изгарь, пригарь, выгарки, зорянка,
-гор-

утварь.
-зар-
-зор-(зорька)
-клан-
-клон-
-твар-
-твор-

Написание гласных , зависящих от ударения.

-гар-(загар)  искл. изгарь, пригарь, выгарки, зорянка,-гор-

Слайд 6Б и р

-бер-
Д и р -дер-
М и р -мер-
П и р -пер-
Т и р -тер-
Ч и т -чет-
Бл и ст -блест-
Ж и г -жег-
Ст и л -стел -

Правописание гласной в корне зависит от суффикса А.


а

Б и р

Слайд 7-дрож-, -драг- дрожь, вздрогнуть, вздрагивать.
-драж- раздражение
-драз- дразнилки, передразнивать.
-гад- загадка,

гадание, погадать…
-год- годен, годиться.
-да- дать, подать, подаяние, преподать.
-дол- долина (низкое место), преодоление, подол.
-даль- далекий, даль, вдали, далеко.

Различай корни:

-дрож-, -драг- дрожь, вздрогнуть, вздрагивать.-драж- раздражение-драз- дразнилки, передразнивать.-гад-   загадка, гадание, погадать… -год-  годен, годиться.-да-

Слайд 8 1. /раст/-/ращ/-/рос/
Искл. отрасль, росток, Ростов, ростовщик, подростковый, Ростислав, росточек.


выр-стить, взр-стить, подр-сток, выр-щенный,нар-стание, нар-ст, перер-сти,
р-стовщик, Р-стислав.

Написание гласных, зависящих от букв , следующих за корнем.

1. /раст/-/ращ/-/рос/Искл. отрасль, росток, Ростов, ростовщик, подростковый, Ростислав, росточек.   выр-стить, взр-стить, подр-сток, выр-щенный,нар-стание, нар-ст,

Слайд 9различай:
возрастать

растаять

росинка

Ч.
а

с

о
(росы)

различай: возрастатьрастаятьросинкаЧ.асо(росы)

Слайд 10 Знаете ли вы , какое насл-ждение выехать весной до з-ри? На

темно-синем небе кое-где мелькают звезды; влажный в- терок изр-дка наб-гает легкой дымкой. Вот кл-дут ковер на телегу, ставят на ноги ящик с самоваром…
Кто , кроме охотника, испытал как отрадно бр-дить на з-ре по кустам. З-леной ч-ртой л-житься след ваших нок по р-систой, поб-левшей тр-ве…
А то в-лишь зал-жить б-говые дрожки и поедешь в лес за рябчиками. Вес-ло проб-раться по узкой д-рожке… ( по И. С. Тургеневу)

Практическая работа.

Знаете ли вы , какое насл-ждение выехать весной до з-ри? На темно-синем небе кое-где мелькают звезды; влажный

Слайд 11Тренировочные задания по теме:

В каком ряду во всех словах пишется проверяемая

безударная гласная в корне слова:
1. нагр-вать, стр-мление, соч-тающий
2. под-рить, хв-стун, просл-вляя
3. переб-решь, к-варный, ст-рона
4. об-яние, прк-снуться, л-скающий
(2)



Правописание гласных в корне.

Тренировочные задания по теме:В каком ряду во всех словах пишется проверяемая безударная гласная в корне слова:1. нагр-вать,

Слайд 12В каком ряду во всех словах чередующиеся гласные:
соб-руться, заг-релый, оз-ренный.
с-туация, эп-демия,

ок-заться,
ст-рона, бл-гословение, осм-леть,
п-чать, фр-зеология, эл-мент.

( 1)

Правописание гласных в корне.

В каком ряду во всех словах чередующиеся гласные:соб-руться, заг-релый, оз-ренный.с-туация, эп-демия, ок-заться,ст-рона, бл-гословение, осм-леть,п-чать, фр-зеология, эл-мент.( 1)Правописание

Слайд 13В каком ряду пропущены непроверяемые гласные:


м-лчаливый, согр-вать, оз-рять,
изб-гающий, л-рический, зак-номерный,
Опр-делить, ч-ловечество,

уб-диться,
Осм-леть, ср-жение, к-мпромисс.


(3)

Правописание гласных в корне.

В каком ряду пропущены непроверяемые гласные:м-лчаливый, согр-вать, оз-рять,изб-гающий, л-рический, зак-номерный,Опр-делить, ч-ловечество, уб-диться,Осм-леть, ср-жение, к-мпромисс.(3)Правописание гласных в корне.

Слайд 14В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же

буква.
к-мерсант, з-ря, раск-лить
д-кумент, акв-рель, г-рячность
р-ф-рендум, п-риодика
ф-номен, п-гмент, сож-лея

( 3)

Правописание гласных в корне.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.к-мерсант, з-ря, раск-литьд-кумент, акв-рель, г-рячностьр-ф-рендум, п-риодикаф-номен,

Слайд 15Молодцы!

Молодцы!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть