Слайд 1Орфографические пятиминутки
и
пунктуационные разминки
для уроков русского языка
Учитель русского языка МБОУ
ОШ № 25
г.о.г.Бор Нижегородской области
Слайд 2Сложные имена прилагательные
Журнально(газетный), право(бережный), научно(фантастический), изжелта(красный), черно(бровый), чугуно(литейный).
Тёмно(коричневый), русско(французский), зелено(глазый), выпукло(вогнутый),
юго(восточный), тянь(шаньский).
Слайд 3НЕ с причастиями
Трава (не)скошена.
(Не)крашенная краской.
(Не)распечатанное письмо.
Ещё (не)прочитанная книга.
Дорожки (не)расчищены.
(Не)просохшая земля.
(Не)знавшие страха.
(Не)написанный,
а напечатанный рассказ.
Слайд 4НЕ с ИС, ИП и наречиями
(Не)ожиданный.
Далеко (не)удачный ответ.
(Не)брежность.
Вовсе (не)удобно.
(Не)дорогой, а
дешёвый товар.
(Не)долго думал.
(Не)внимательность.
(Не)лепость.
Отнюдь (не)удачный.
(Не)вольник.
(Не)робкий, а смелый.
(Не)уклюже шёл.
(Не)былицы слушать
(Не)большая, но удобная корзина.
Слайд 5Буквы Е,Ё,О после шипящих
Задание: распредели слова в 3 столбика.
Еж…вый,
лиц…вой, под крыш…й, свеж…го, крыльц…м, жуч…к, грибоч…к, увлеч…нный, стереж…т, ж…лудь, ш…рох, деш…вый, борц…в, печ…т, укуш…нный, кольц…вой, кулач…к, ландыш…м, испеч…нный.
Слайд 6И-Ы после Ц: записать в 2 столбика
Иллюминац…ей, ц…линдр, ц…плячий, у падчериц…,
на конференц…, в ц…тате, ц…клон, ц…ганёнок, (с,з)делать операц…ю, ц…ркулем, овц…, ц…трусовые, у гостиниц…, панц…рь, ц…кнуть, нарц…сс.
Слайд 7Производные предлоги: слитно - раздельно
(В)переди колонны, обойти (во)круг памятника,
(в)течени… года, (в)течени… реки, (в)виду заморозков, договориться (на)счёт ремонта, (в)следстви… болезни, выйти (на)встречу гостям, стоять (по)зади дома
Слайд 8Орфографическая разминка
7 класс
Тёмно(коричневые) коло…ы, затемнё…ое пом…щение, печё…е вчера пироги, северо(восточный)
ветер, кисло(сладкий) фрукт, чего(то), где(нибудь), кое(как), досух…, доверчив…, издавн…, слев…, вправ…, исправн…, свеж…, ещ…, маринова…ые огурц… .
Слайд 9Разные орфограммы
Фу…бол, на…пись, предл…гать, р…стительность, ш…рник, ц…фры, куриц…н, акац…я, береч…,
учиш…ся, могуч…, ра…тилает…ся, совет…вать, опазд…вать, скольз….ий, исправн…, и…кос…, затемн… .
Слайд 10Осложнённое списывание
к теме «Сочинительные союзы» 7 класс
Предложения с однородными
членами переделайте в ССП, подчеркните ГО.
Наступает осень и румянит кисти рябин.
Буран разыгрался и заносил лицо снегом.
Птички прилетели и наполнили лес своим пением.
Слайд 11Расставь знаки препинания и объясни их употребление:
Мальчик мгновенно подтянулся и (на)скаку
сделав сальто умчался проч… .
Лошадь убранная в праз…ничную яркую упряж… неслась вскач… по арене а казач…нок Петя встал в седло и заплясал.
Слайд 12Расставь знаки препинания
и объясни их употребление:
Мой приятель я думаю опоздает
сегодня на тренировку.
Признаюсь вам мне совсем не хотелось уезжать.
Всё хорошее я уверен когда-нибудь заканчивается.
Многие ребята как говорит Анна ивановна не успевают в учёбе из-за лени.
Слайд 13ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
тема «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Постройте схемы предложений, выпишите
их ГО, объясните знаки препинания.
Было уже поздно в усадьбе спали.
Перед нами пылал закат направо уходили вдаль луга от быстрой езды Бенедиктова душило пряным, дивным воздухом.
Пуститься в плавание никто не решался начинался шторм.
Мы взглянули на часы и поняли опаздываем на поезд.
Слайд 14ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
тема «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
После обеда нечего было
делать пошли в кабинет.
Варя с трудом разбирала дорогу было темно.
7. Я решился выйти на улицу в комнате стало душно.
8. Шёл мокрый снег влажный ветер хлестал по лицу.
Слайд 15ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
тема «Бессоюзное сложное предложение»
9 класс
9. Я понял долго
не могу притворяться.
Дополнительное задание: выпишите из предложений три словосочетания с разными видами связи.
Слайд 16Тема «Частица» 7 класс
Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания, найдите частицы.
В комнате
выходившей на север было почти темно.
Мать уж легла и засыпая сквозь дрёму слышала только тихие голоса.
В середине сочинения ты приводишь цитаты вряд ли относящиеся к теме работы.
Как раз почуяв недоброе лошади закусили удила и помчались сломя голову.
Слайд 17Орфоэпическая пятиминутка
№ 1
Много (носки, чулки, валенки, сапоги).
Много (дела, места, яблоки, помидоры).
Группа
(тренеры, шофёры, офицеры).
Много носков, чулок, валенок, сапог.
Много дел, мест, яблок, помидоров.
Группа тренеров, шофёров, офицеров.
Слайд 18Орфоэпическая пятиминутка № 2:
расставьте ударения в словах
Выздороветь
Жила
Звонить
Инструмент
Каучук
Квартал
Начал
Партер
Понял
Свитер
Торты
Углубить
Фарфор
Хлопок